Описание существующего предприятия
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС-ПЛАНА
Идея составления бизнес-планов зародилась в США. Более 30 лет назад появление и развитие молодых компаний в сфере компьютерных, телекоммуникационных и медицинских технологий потребовало немало финансовых средств. Предприниматели стали активно обращаться в финансовые организации за получением денег. Чтобы понять, для каких целей молодой компании требуются денежные средства и на что они будут истрачены, инвесторы стали требовать предоставления в письменной форме ответов на интересующие их вопросы (бизнес-планы). Позднее бизнес-планы стали использоваться в фирмах и в качестве реальной плановой основы для функционирования и развития их бизнеса. Рассмотрим, что такое бизнес-план.
«Бизнес-план»:
1) – это план создания и/или развития бизнеса фирмы. Отражает текущее состояние, цели и пути их достижения, предполагаемые потребности в ресурсах и ожидаемые результаты их использования.
В данном случае бизнес-план является результатом планирования деятельности фирмы, осуществляемого систематически, на регулярной основе.
2) – это документ, предоставляемый инвестору, кратко излагающий суть, основные характеристики, финансовые результаты и экономическую эффективность проекта.
В данном случае бизнес-план является результатом единовременного планирования, осуществляемого в рамках проекта для решения конкретной задачи.
В случае, если речь идет о создании нового предприятия или открытии нового направления существующего бизнеса написанию бизнес-плана должна предшествовать проработка бизнес-идеи. Рассмотрим, что это такое и что она в себя включает.
Бизнес – идея(греч. idea – зрительный или наглядный образ) – это концепция бизнеса, которая связана с пониманием ценности, предлагаемой потребителю.
Бизнес – идеи бывают:
- собственные (разработанные самим предпринимателем, фирмой), как правило, являются инновационными (новыми, уникальными);
- заимствованные (разработанные другими участниками рынка).
Пример собственной бизнес-идеи.
Бывший военный доктор Владимир Денисов еще в 1980 – е годы учась в Военно-медицинской академии, придумал уникальное устройство: маркер, который вместо чернил заполняется йодом, зеленкой и другими лекарствами. Его использование позволяло значительно повысить удобство нанесения и снизить расход соответствующих лекарств и сопутствующих материалов.
Изобретение было запатентовано и в 2000 году предприниматель организовал фирму по производству и продаже данного продукта. В настоящее время объем производства составляет 5 млн. шт. в год.
Бизнес-идеи бывают следующих типов:
Продукт / услуга | инновационный | Новый продукт / услуга Microsoft | Новая отрасль Бытовые роботы |
существующий | Существующая отрасль Юридическая фирма Ресторан быстрого питания | Новая бизнес-система Сбербанк | |
существующая | инновационная | ||
Бизнес-система |
Бизнес – система – это способ, которым продукт производится и продается.
При разработке инновационных продуктов акцент на увеличении выгоды (удовлетворенности) потребителей. Инновации в бизнес-системе должны приводить к сокращению затрат и (или) повышению качества продукции, обслуживания потребителей.
Обычно бизнес – идея излагается на 1 – 2 страницах и включает:
1) описание продукта (что?);
2) инновационные характеристики продукта;
3) описание потребителей (кому?);
4) выгоды потребителей (зачем?);
5) укрупненное описание процессов производства и продажи продукта (как?).
После описания бизнес-идеи переходят к составлению бизнес-плана.
Основные разделы бизнес-плана:
1) описание предприятия (существующего или создаваемого);
2) описание продукции;
3) анализ отрасли и конкурентов;
4) маркетинговый план;
5) производственный план;
6) организационный план;
7) анализ и оценка рисков;
8) финансовый план;
9) вариация параметров;
10) резюме;
11) приложения.
Раздел. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Цель раздела – дать ясное представление о фирме как объекте инвестирования или как реализаторе проекта.
ОПИСАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Указываются:
- наименование фирмы;
- организационно-правовая форма (товарищество, общество и т.д.);
- форма собственности (частная, государственная и т.д.);
- структура собственности (кто владельцы, в каких долях);
- юридический и фактический адреса;
- электронный адрес, интернет-сайт;
- дата создания фирмы;
- профиль и основные виды деятельности фирмы (за последние 10 лет)
№ п.п. | Вид деятельности | Период осуществления деятельности | Выручка за указанный период (руб.) | Доля в общей выручке (%) за указанный период |
Ремонт автомобилей | 2000 – 2010 гг. | 100 000 000 | ||
Продажа автозапчастей | 2005 – 2010 гг. | 80 000 000 | ||
… | ||||
Итого | 500 000 000 |
- характеристика юридических документов, требуемых для осуществляемых видов деятельности (необходимые лицензии, разрешения, кем и когда выданы, сроки их действия, затраты на их получение);
- численность занятых (штатное расписание);
- ключевые управленцы, их краткая биография, квалификация, достижения;
- основные здания, производственные мощности (в собственности, в аренде, другое; площадь, срок действия договора и т.д.).