Мировой рынок и мировая цена
Мировой рынок представляет собой сферу устойчивых товарно-денежных отношений по обмену произведенных национальных продуктов. Субъектами этих отношений могут выступать государства, отдельные предприятия и частные лица. Так же как и внутри страны, в структуре мирового рынка выделяют рынки товаров и услуг, рынки труда, капитала, информационные рынки. Кроме того, можно выделить рынки по региональному признаку: европейский, азиатский, южноамериканский и пр.
В зависимости от особенностей формирования цен на различных сегментах мирового товарного рынка различают закрытые и открытые рынки.
На закрытых рынках (или на закрытых сегментах рынков) действуют не только ценовые, но и неценовые факторы. К их числу относят различного рода соглашения о деловом участии, о специализации и кооперировании, валютно-кредитные и военно-политические договоры. На таких рынках проводятся внутрифирменные поставки, поставки внутри торгово-экономических объединений, бартерные, компенсационные, клиринговые и экспортные поставки, реализуются программы помощи и содействия.
Открытый рынок характеризуется тем, что цена на нем образуется путем взаимодействия продавцов и покупателей с их неограниченным доступом при отсутствии неценовых рыночных ограничений. Продавцами и покупателями могут быть как государственные, так и частные лица. Здесь преобладают разовые сделки, а цены имеют тенденции к гибкому и динамичному изменению.
Основой системы мировых цен являются международные издержки производства тех или иных товаров, а также
соотношение совокупности спроса и предложения на данный вид товара, формирующиеся на мировом рынке. Характерным для мировой торговли является то, что на один" и тот же товар могут существовать различные цены в зависимости от места и условий реализации. Это явление принято называть множественностью мировых цен.
В большинстве случаев внутренние цены оказываются более высокими по сравнению с мировыми. Исключение составляют цены на некоторые сырьевые товары в тех случаях, когда этот вид сырья является единственным или преобладающим ресурсом, добываемым и экспортируемым в этой стране. В этом случае цена на этот вид сырья на внутреннем рынке устанавливается на более низком уровне, чем уровень мировой цены на тот же вид сырья.
Как правило, превышение внутренних цен над мировыми характерно в большей степени для импортируемых товаров, что стимулирует увеличение их ввоза. Для экспортируемых товаров такое превышение внутренних цен над мировыми менее значительно, но является распространенным явлением.
Принято рассматривать две основные группы мировых цен: цены на продукцию обрабатывающей промышленности и цены на сырье и на исходные материалы.
Существуют следующие подходы к установлению внешнеторговых цен.
1. Определение цены на базе собственных издержек производства. В этом случае экспортная цена определяется как сумма издержек производства плюс средняя прибыль.
2. Обеспечение целевой прибыли—устанавливаемая на основе расчета издержек цена должна обеспечивать запланированный фирмой процент прибыли на капитал.
3. Установление цены на базе уровня текущих рыночных цен. В этом случае в основу ценообразования должен быть положен уровень цен конкурентов, а колебания спроса и предложения на товар и собственные издержки отодвигаются на второй план.
4. Установление цены на новый товар — здесь учитываются этапы жизненного цикла товаров. По товарам, находящимся на этапе внедрения, используется максимальная цена, которая может меняться в зависимости
от спроса. Это позволяет фирме покрывать свои издержки, которые на данном этапе могут быть очень
значительными. На стадии развития и зрелости нового
товара цены постепенно снижаются, и при подходе
к этапу старения они стабилизируются и сводятся к минимальной стадии спада. При этом прибыль своего
максимального значения достигает на этапе зрелости
и минимального — на этапе спада.
5. Установление цены на подлинную новинку. Для товаров, появившихся на рынке впервые, применяют либо
стратегию максимально высоких цен, либо стратегию прочного внедрения на рынок. Во втором случае на товар устанавливают сравнительно низкую цену с целью привлечения максимально возможного количества потребителей и завоевания большей доли рынка.
6. Установление престижной цены. Данная стратегия ценообразования применяется фирмами, имеющими
«мировое» имя. Они устанавливают завышенную цену
на свой товар, хотя по свойствам и качеству он может
ничем существенно не отличаться от товаров-аналогов. Цена в данном случае отражает престижность потребления данного товара, повышение социального
статуса потребителя.
7. Торги. Во внешнеэкономической деятельности значительная часть цен определяется на основе торгов.
Спецификой этого вида ценообразования является то,
что предприятие в его основу закладывает не собственные издержки и спрос на продукцию, а ожидаемые
от конкурентов возможные предложения по ценам.
В торгах побеждает тот, кто предлагает наименьшую
цену или самые выгодные условия, поэтому предприятие должно заранее спрогнозировать возможное по
ведение потенциальных конкурентов.
2. При формировании внешнеторговых цен на сырье главную роль играет соотношение между спросом и предложением на данный вид сырья на мировом рынке.
Для мирового рынка сырья характерно взаимодействие и взаимовлияние цен экспортеров и биржевых котировок. Для одних видов сырья основную роль играют цены экспортеров, а биржевые котировки должны следовать за этими ценами. Для других видов сырья, наоборот, биржевые котировки играют определяющую роль при назначении цен на сырьевые товары.
Еще одна особенность мирового рынка сырья заключается в том, что на один и тот же вид сырья могут устанавливаться различные цены, которые зависят от:
- специфических особенностей региона;
- используемых валют;
- соотношения между спросом и предложением;
- скидок для различных категорий покупателей.
На мировой рынок сырья большое влияние оказывают государство и государственные органы. Иногда для формирования цен на те или иные виды сырьевых товаров государства-производители объединяются в ассоциации. В ассоциации могут объединяться как потребители, так и производители сырьевых товаров.
Цены на продукцию обрабатывающей промышленности складываются на основе экспортных цен крупных компаний, которые являются главными поставщиками этой продукции на в свою очередь формируются исходя из цен на эти же товары на внутреннем рынке.
При определении цен на продукцию обрабатывающей промышленности используют два метода: метод полных затрат и метод прямых затрат. В первом случае суммируются все затраты (как постоянные, так и переменные), необходимые для производства единицы данной продукции, и предполагаемая величина прибыли. При этом предполагается реализовать всю продукцию по цене, не ниже планируемой. В противном случае предприятие несет потери.
При методе прямых затрат производственные издержки разделяются на накладные расходы, которые с известной степенью точности можно считать не зависящими от объема выпуска. Исходная цена единицы продукции при этом определяется путем надбавки к суммарной величине прямых затрат наценки определенной величины. Накладные расходы при этом не распределяются заранее между отдельными видами и единицами продукции, а погашаются после и по результатам реализованного товара за счет фактически полученной так называемой добавленной, или маржинальной, прибыли.
При использовании метода прямых затрат необходимо заранее с большой степенью достоверности определить объем продаж на мировом рынке, но поскольку это сделать очень трудно, при определении цены большинство предприятий используют метод полных затрат.
3.Порядок и методика определения таможенной стоимости перемещаемых через границу России товаров установлены в законе «О таможенном тарифе». За основу приняты правила, разработанные в 1995 г. Всемирной торговой организацией, изложенные в Кодексе о таможенной оценке. Законом предусмотрены шесть методов определения таможенной стоимости.
1 . По цене сделки с ввозимыми товарами. Для определения таможенной стоимости по этому методу используются данные, содержащиеся в счете-фактуре, и сведения о некоторых иных суммах расходов. Метод используется в 90% импортных сделок. Применение метода не допускается:
1) когда продавец и покупатель тесно связаны как в бизнесе, так и в личных взаимоотношениях, что может повлиять на цену;
2) если существуют ограничения (не влияющие на цену сделки) в отношении прав покупателя на оцениваемый товар;
3) если цена сделки зависит от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено, и если не подтверждены документально либо не определены количественные данные, используемые декларантом.
2. По цене сделкис идентичными товарами. Таможенная стоимость может быть определена по этому методу, если по своим техническим характеристикам, качеству и репутации товары являются идентичными с оцениваемыми товарами.
3. По цене сделки с однородными товарами, т. е. с товарами, которые не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики.
4. Метод вычитания стоимости применяют, если провозимые через таможню идентичные или однородные товары продаются в России без изменения их первоначального состояния. В качестве основы применяется цена единицы товара, по которой оцениваемые идентичные или однородные товары продаются е России большой партией не позднее 90 дней со времени ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не взаимозависимому от продавца.
Из цены товара вычитаются:
- расходы на комиссионные вознаграждения, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в России ввозимых товаров того же класса
и вида;
- импортные таможенные пошлины, налоги, сборы и другие платежи, связанные с ввозом и продажей товаров;
- обычные расходы, понесенные в России на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы и страхование.
5. Метод сложения стоимости предусматривает принятие за основу цены товара, цену, которая рассчитывается путем сложения:
- стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем при производстве оцениваемых товаров;
- общих затрат, характерных для продажи товаров
в России из страны — экспортера товара;
- страхования до таможенной границы;
- прибыли, которую обычно получает экспортер при поставке в Россию подобных товаров.
6. Резервный метод применяется в случае, если таможенная стоимость не может быть определена декларантом последовательным применением вышеперечисленных методов. При использовании резервного метода российский таможенный орган предоставляет в распоряжение декларанта имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию.
Таможенная политика России
Общее руководство таможенными действиями в Российской Федерации осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Единую таможенную систему РФ образуют региональные таможенные управления, таможни РФ и таможенные посты РФ. Непосредственное управление всей таможенной службой осуществляет ее центральный орган — Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России).
Таможенный контроль, пресечение контрабанды, а также сбор статистических данных выполняют таможни и таможенные посты. Все таможни делятся на пограничные и внутренние. Пограничные таможни контролируют таможенное обеспечение, проверяют заполнение таможенных деклараций, а также иные документы, обосновывающие перевоз товаров. Внутренние таможни выполняют основную таможенную работу, включая досмотр товаров, проверку таможенных деклараций и других сопроводительных документов. Таможенные посты являются структурными элементами таможни.
Основные цели таможенной политики России:
- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации;
- рационализация товарной структуры ввоза в РФ и вывоза товаров из России;
- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в России;
- защита экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
- обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику;
- достижение целей, определенных в конкретных случаях высшими законодательными и исполнительными органами России в соответствии с Таможенным кодексом РФ и другими законодательными актами России. Перемещение товаров и используемых для этой цели транспортных средств через таможенную границу производится с применением различных способов движения, хранения и обработки товаров. Эти способы называются таможенными режимами. Таможенным кодексом РФ предусмотрены следующие виды таможенных режимов:
- выпуск для свободного обращения;
- реимпорт;
- транзит;
- таможенный склад;
- Магазин беспошлинной торговли;
- переработка на таможенной территории;
- переработка под таможенным контролем;
- временный ввоз или вывоз;
- свободная таможенная зона;
- свободный склад;
- переработка вне таможенной территории;
- экспорт;
- реэкспорт;
- уничтожение;
- отказ в пользу государства.
При пересечении таможенной границы Российской Федерации взыскиваются следующие виды платежей:
- таможенная пошлина;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- за выдачу и возобновление таможенных лицензий;
- за выдачу и возобновление таможенных аттестатов;
- сборы за таможенное оформление;
- сборы за хранение товаров;
- плата за консультацию;
- сборы за таможенное сопровождение товаров;