Вопрос67 Рабочие процессы сцепления при строгание автомобиля с места
Считаем, что крутящий момент двигателя Me и момент внешних сопротивлений М\|/, приведенный к валу КПП является постоянным. В начальный момент времени (нажатие на педель газа и отпускание педали сцепления). Процесс строгания начинается с увеличения частоты вращения коленчатого вала двигателя We. Момент трения сцепления при этом увеличивается по линейному закону и зависит от числа включений сцепления К:
Мтсц=К*t
До тех пор пака Мтсц<М\|/ ведомый вал сцепления не вращается. С момента вращения t1 (Мтсц=М\|/) начинается строгание автомобиля с места т.е. частота вращения ведомого вала сцеплении Wв и скорости автомобиля Va увеличивается. До момента времени t4 (We>WB) сцепление буксует. В момент времени t4 когда (We=WB) буксование прекращается. Затем в момент времени t5 водитель выключает сцепление переключает передачу и в момент t6 вновь включает сцепление. Дальше процесс повторяется.
В период от 0 до t4 сцепление буксует испытывая максимальные нагрузки в этот момент детали сцепления перегреваются и интенсивно изнашиваются, строгание автомобиля с места является основным рабочим процессом сцепления.
Вопрос 70 Бесступенчатые передачипри создание коробок передач должны быть обеспечены максимальные силы тяги и минимальный расход топлива при заданных дорожных условиях. Тяговая мощность и сила тяги связаны между собой зависимостью
Nт=Pт*V/1000
Максимальное значение силы тяги может быть обеспечена при работе двигателя на максимальной мощности.
Pтmax=1000*Nemax* тp/V= A/V
Таким образом, максимальные силы тяги при постоянной мощности двигателя должны находится в зависимости от скорости движения такую зависимость может обеспечить только бесступенчатая передача. Передаточное число КПП, отвечающая этому требованию определяется по формуле:
iкп = Wen * /(iгп*V)
где Wen - частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности.
iкп =B/V
Вопрос 71 Оценочные параметры тормозных свойств.Изменение скорости и замедление можно рассматривать на тормозной диаграмме.
tp - время реакции водителя в течении которого он принимает решение
о торможении и переносит ногу с педали газа на педаль тормоза (0,4 -
.1,5)
tпp - время срабатывания тормозного привода от начала нажатия на педаль тормоза до начала торможения. В течение этого времени происходит перемещение всех подвижных деталей привода и его технического состояния. Для гидропривода 0,2 - 0,4с. Для пневмопривода 0,6 - 0,8с. Для автопоезда с пневмоприводом 1 - 2с. ty - характеризует время в течении которого замедление увеличивается от 0 до максимального значения зависит от интенсивности торможения нагрузки на автомобиль и состояния дорожного покрытия. Для легковых 0,05-0,2с. Для грузовых с гидроприводом 0,05-0,2с. Для грузовых с пневмоприводом 0,15-1,5с. Для автобусов 1,2-1,3с. Меньшее значение соответствует дорогам с низким коэффициентом сцепления при чем нагрузка на автомобиль значения не имеет. Большое значение для дорог с высоким коэффициентом сцепления и полной нагрузкой на автомобиль. tтоp - время торможения с максимальным эффектом (время установившегося замедления). tp - время растормаживания от начала отпускания педали тормоза до возникновения зазоров между фрикционами элементами.
Вопрос 72 Критические скорости и углы косогора по опрокидыванию и скольжению.Под действием центробежной силы Ру автомобиль может опрокинутся относительно оси проходящей через центры контактов шин наружних колес с дорогой. Уравнение моментов сил относительно этой оси:
0,5 GB-Py hy=Rzв*В
где Rzb - нормальная реакция дороги на внутреннем колесе. В момент начала опрокидывания автомобиля внутренние колеса отрываются от поверхности дороги, т.е. Rzв=0 Тогда уравнение моментов сил
0,5GB - Ру hy
Py=mV* /L
Подставив это выражение в формулу получим значение критической скорости по условию опрокидывания.
В результате действия силы Ру может также начаться скольжение шин по дороги в поперечном направлении. Сумма поперечных реакций Rун, Ryв будет равна сумме сил сцепления с дорогой все шин с дорогой
Rун + Ryв=G* y=Py=mV* /L
Где у - коэффициент сцепления шин с дорогой в поперечном направлении. Отсюда критическая скорость по условию возникновения бокового скольжения:
Автомобиль может потерять устойчивость и при прямолинейном движении если водитель резко повернет управляемые колеса. Возникающая при этом центробежная сила быстро достигает значение силы сцепления шин с дорогой. Промежуток времени в течении которого центробежная сила достигает максимального значения
определяется nWyk(V*t+Vl2)/L=G* у
t= (L*q* у/V*\Wуk –l2)/V где Wyk- угловая скорость управляемых колес l2 - расстояние от центра тяжести до заданной оси
Вопрос 73 Оценочные параметры топливной экономичности.Это совокупность свойств определяющих расход топлива при выполнении автомобилем транспортной работы' в различных условиях эксплуатации.
Оценочные показатели
1. часовой расход топлива (Gт)км/ч, т. е. это масса топлива расходуемая за один час.
2. удельный расход топлива(qе) г/кВт*ч. Это масса топлива расходуемая в единицу времени на единицу мощности двигателя
3. путевой расход топлива (Qc)л/100км
Вопрос 74 Оценочные параметры профильной проходимостиПрофильную проходимость оценивают по показателям:
1. дорожный просвет (клиренс)
2. передний и задний свес
3. угол переднего и заднего свеса
4. продольный радиус проходимости
5. наибольший угол преодолеваемого подъема
6. наибольший угол преодолеваемого косогора.
Для автопоездов:
1. вертикальный и горизонтальный угол гибкости Второстепенные показатели проходимости:
1. поперечный радиус проходимости
2. угол перекоса мостов (угол поперечной гибкости)
3. коэффициент совпадения колеи передних и задних колес. Ограничения наибольшего угла подъема по возможности двигателя можно определить по формуле:
Me* iт* т/ =Ga* fo* cosamax+Ga* sinamax
Для автомобилей обычной проходимости:
Sina=i Cosa=l
Тогда imax= Memax*iт* т/Ga* Tg – fo
По сцеплению колес с дорогой. На задних колесах возникает сила тяги Pкo=Rx2. на передних колесах Pxa=Rxi=f*Ga*Cosa