Массовое производство
Массовое производство характеризуется большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготавливаемых продолжительное время, в течение которого на большинстве рабочих мест выполняется одна операция. (Коэффициент закрепления операции = 1)
Цехи массового производства оснащаются наиболее совершенным оборудованием, позволяющим почти полностью автоматизировать изготовление деталей, поэтому большое распространение получили автоматизированные поточные машины.
Оборудование располагается по ходу технологического процесса. В усовершенствованном производстве возрастает значение организации межоперационной транспортировки технического обслуживания рабочих мест.
Массовое производство обеспечивает наиболее полное использование оборудования, самую низкую себестоимость изготовления продукции, высокий общий уровень производительности труда.
Вопрос 11. Планирования деятельности предприятия-это процесс обработки информации, обоснование предстоящих действий и определение наилучших способов достижения целей.
Объект планирования-деятельность предприятия, а в качестве предмета планирования выступают ресурсы предприятия.
Цель планирования-обеспечение эффективного функционирования и развития предприятия.
Для этого нужно решить задачи:
1) Предвидение рыночных тенденций и корректировка производственной программы предприятия.
2) Исследование спросов потребителей и формирование производственных программ.
3) Обеспечение выпуска продукции более высокого качества.
4) Выявление и мобилизация внутренних резервов предприятия.
5) Согласование действий с поставщиками, потребителями и посредниками.
Принципы планирования:
1) Принцип конкретности.
2) Принцип морженальности(план должен быть рассчитан на достижение максимального результата).
3) Принцип «ориентированность во времени».
4) Принцип гибкости.
5) Принцип комплексности.
6) Принцип обязательности исполнения.
Вопрос 12. В зависимости от содержания, целей и задач выделяют формы планирования:
1) Длительность планового периода: а)перспективное(5 лет и более), б)среднесрочное(1-5 лет), в)текущее(до одного года)
2) Содержание плановых решений: а)стратегическая(разработка и принятие перспективных решений, реализация которых обеспечивает функционирование предприятия в будущем).
б)тактическая(предполагает составление планов, в которых конкретизируется стратегия развития предприятия).
в)оперативно-календарное(включает составление краткосрочных планов, в которых содержится детальная разработка инструментов, воздействующих на производительный процесс).
Руководство работы по планированию осуществляет плановый экономический отдел, который включает подразделения:
1) Бюро технико-экономического планирования
2) Бюро себестоимости и цен
3) Бюро экономического анализа
и другие…
Планово-экономический отдел взаимодействует с бухгалтерией, отделом главного конструктора, главного технолога, с отделом труда и заработной платы, а также с цехами и участниками.
Вопрос 13. Система плановых заданий.
Годовой план предприятия разрабатывается планово-экономическим отделом до начала предшествующего года и имеет поквартальную разбивку всех показателей.
План включает разделы:
1)Производство продукции( объём производства в натуральном и денежном выражении, реализация продукции)
2)Ресурсное обеспечение( основные фонды, оборотные средства, трудовой потенциал)
3)Оценочные показатели( себестоимость продукции, производительность труда, прибыль, рентабельность)
4)Финансовые обязательства( платежи в бюджет, налог на внешний доход, погашение кредита и выплата процентов)
5)социальное развитие( улучшение условий труда, охрана труда, подготовка и переподготовка кадров)
6) природа-охранные мероприятия
Показатели:
1) Реализованная продукция
Пр= ∑ Птi±∆Опсi±∆Поi , i=1..n
∆Опсi-изменение остатков готовой продукции i-го вида на складе предприятия на начало и конец планируемого периода.
∆Поi-дошло до потребителя, но ещё не разгружено (изменение остатков оптовой продукции i-го вида, отгруженной, но не оплаченной)
Пр- реализованная продукция
Птi- объём товарной продукции i-го виду в оптовых ценах предприятия.
Товарная продукция включает стоимость запланируемых к выпуску готовых изделий, полуфабрикатов, комплектов деталей, предназначенных для реализации на сторону, стоимость капитального строительства и капитального ремонта.
Пт=∑(Аni*Цi)+∑ Уi i=1..n,i=1..m
Ani- план выпуска i-го вида продукции в натуральном выражении
Цi- действующая оптовая цена
Пт-товарная продукция
Уi- объём услуг и работ i-го вида промышленного характера
Валовая продукция- учитывает не только товарную продукцию, но и незавершённое производство.
Пв=Пт+(Нк-Нн)+(Ик-Ин)
Пт- товарная продукция
Нн и Нн- остатки незавершённого производства на начало и конец планового периода
Пв- валовая продукция
Чистая продукция включает расходы на оплату труда и прибыль предприятия.
Пч=Зп+Пб
Зп- заработная плата
Пч- чистая продукция
Пб- прибыль
В плане по труду определяется численность промышленно- производственного персонала, фонд заработной платы, средняя заработная плата и производительность труда.
Численность определяется на уровне производительности труда базового периода.
Ч=Пв план пер/Птр баз пер
Пв план пер-валовая продукция планового периода
Птр баз пер-производительность труда базового периода
Весь персонал делится на: 1)промышленно-производ(ППП)
2) Непромышленно-производ
В состав ППП: работники основного производства, храна и управление.
В состав непромыш персонала: работники, создающие условия для производства в целом.
Фонд заработной платы: плановый фонд заработной платы представляет собой сумму денежных средств, предназначенных для выплаты работникам потарифных ставок, окладов и сдельным работникам, а также премии из фонда заработной платы и всех видов доплат.
Для расчёта фонда заработной платы используют методы:
1)укрупнённый
ФЗПплан пер=ФЗПбаз пер*К0±Э*Зп ср
ФЗПплан пер-фонд заработной платы планового периода
ФЗП баз пер-фонд заработной платы базового периода
Зп ср-заработная плата средняя годовая в базисном году
Л0-коэффициент роста объёма производства
Э- изменение численности работающих в плановом периоде
Финансовый план предприятия-это документ, отражающий поступление и расходы денежных средств.
Он разрабатывается на основе плана производства продукции и состоит из разделов:
· Доходы и поступление средств
· Расходы и отчисления средств
· Платежи в бюджет
· Ассигнование из бюджета
Вопрос 14.
Бизнес планирования
Составление бизнес плана проводится для обоснования предприятия, также для получения кредита или льгот.
Бизнес план включает разделы:
1. Титульный раздел:содержит наименование документа, название проекта, профиль предприятия, фамилии разработчиков, реквизиты предприятия, указания на время и место разработки бизнес плана.
2. Резюме: отражает суть проекта. Указывает общие сведения о фирме, команде управления, плане действий, источнике финансирования, плане возврата инвестиции.
3. Описание предприятия и отраслей:характеризует текущее состояние, организационную структуру, достижения предприятия, место на рынке и основных партнёров.
4. Клиентура: для кого будет производиться продукция.
5. Описание продукций(услуг): определяется ассортимент, уровень качества продукции.
6. План маркетинга: включает ценовую политику, политику изучения рынка, определение каналов товародвижения.
7. Производственный план: определяет производственные возможности, используемую технику и технологию.
8. Организационный план:отражает кадровое и правовое обеспечение проекта, наличие государственной поддержки, определяет порядок реализации проекта
9. Финансовый план: включает нормативы для финансово-экономических расчётов(себестоимость продукции, уровень инфляции, налоги), расходы на персонал, поток наличности.
10. Направленность и эффективность: указывает значимость проекта, показатели эффективности проекта, на какие цели нужен продукт( на экспорт или импорт).
11. Риски и гарантии: риски и меры предупреждения, форс-мажорные обстоятельства.
12. Приложение: различные документные расчёты(анкеты, технические характеристики оборудования).