Правовые основания комплексных экспертных исследований
Определение, содержание и гносеологические особенности понятия "специальные знания (познания)" разрабатывались и разрабатываются в основном в теории уголовно-процессуального права.
Общее определение специальных знаний как знаний в области науки, техники, искусства или ремесла заимствовано из дореволюционного русского уголовного процесса.
Понятие "специальные знания" появилось значительно позже, чем в процесс уголовного судопроизводства начали привлекать сведущих лиц. Характер знаний таких лиц был разнообразен. В качестве лиц, привлекаемых в уголовное судопроизводство для указания на обстоятельства, требующие осведомленности в каких-либо отдельных отраслях человеческой деятельности, при осмотрах и освидетельствовании привлекались лекари, доктора, дьяки.[1]
Ремесло является сферой материального производства, и ранее в большинстве случаев передавались не знания, а лишь ремесленные навыки. В современных условиях большинство ремесленных навыков базируется на специальной подготовке в соответствующих учебных заведениях, и под них подведена определенная теоретическая база. То есть в принципе мы уже не можем вкладывать в понятие "ремесло" тот смысл, который заключался в нем ранее. Это уже не ремесло, не простейшее мелкое ручное производство промышленных изделий с применением простых орудий, а технологический процесс. Если же предметы производятся с помощью ручного труда, то в данном случае мы можем говорить об авторской работе, искусстве[2]. То есть ремесло в современных условиях понимается скорее как вид искусства. Представляется, что в данном вопросе следует согласиться с точкой зрения М.С. Строговича и В.Н. Махова. Достаточно проблематично представить себе возникновение таких ситуаций в ходе расследования и разрешения уголовных дел, когда требуется привлечение лица, обладающего только специальными ремесленными навыками. Если и так, то специальные ремесленные навыки (в их современном понимании) будут являться неотъемлемой частью специальных знаний лица. Примеры, приводимые процессуалистами (слесарь при взломе замка), устарели. Как указывал еще в 1940 году М.С. Строгович, привлечение лиц, владеющих подобными ремесленными навыками, приобретенными только лишь в ходе их повседневной профессиональной деятельности, не располагающих достаточными научными знаниями к производству экспертизы, объясняется лишь тем, что "на местах еще не налажена в должной мере организация судебной экспертизы".[3] Экспертизы же, проводимые лицами, не располагающими достаточными научными знаниями, по его мнению, представляют, по существу, "лишь суррогаты подлинно научной экспертизы»[4].
Экспертиза назначается в тех случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве уголовного дела возникает необходимость в проведении конкретных исследований с использованием специальных знаний в науке, технике искусстве или ремесле. В качестве эксперта может быть привлечено любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения (ст.169УПК КР).
Психологические и психиатрические познания - это познания в области психологии и психиатрии, следовательно, в данном случае речь идет о специальных познаниях в науке. Профессиональными знаниями теории и методологии психологии и психиатрии, практическими навыками и умениями проведения исследований обладают, только вышеуказанные специалисты, имеющие высшее психиатрическое и психологическое образование и работающие по своей специальности. Вопросы привлечения для производства конкретной экспертизы решается лицом, производящем дознание, следователем, прокурором или судом с учетом образования ,специализации, стажа работы, дополнительной подготовки, опыта экспертной деятельности, наличия ученой степени.
Основной процессуальной формой использования специальных психолого-психиатрических познаний является судебно психолого-психиатрическая экспертиза.[5] Кроме того, возможно привлечение следователем ли, обладающего специальными познаниями, не в качестве эксперта, а в качестве специалиста, Специалист может быть вызван и для участия в судебном разбирательстве. Основные уголовно-процессуальные обязанности специалиста-это участие в производстве следственных действий с использованием своих специальных профессиональных знаний познаний и навыков для содействия следователю в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств; обращения внимания следователя на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств; дача пояснений по поводу выполняемых им действий (ст.84,125,126,129,303,219,222,223,356, УПК КР). В судебно-следственной практике возможны и другие формы использования, специальных, психолого-психиатрических познаний-в первую очередь справочно-консультативную деятельность сведущего лица.
Она заключается в информировании следователя или суда о возможности существования тех или иных явлений, с точки зрения, современного уровня развития теории указанных наук, эмпирических фактов.
В качестве примера, привлечения например психолога как сведущего лица можно привести и составление «психологического портрета» разыскиваемого преступника по данным анализа собранных материалов уголовного дела особенно это важно при оперативно-розыскных мероприятиях при расследовании так называемых «серийных преступлений».[6] Юридическим основанием производства судебно психолого-психиатрической экспертизы является постановление лица, производящего дознание иные письменные документы или устные распоряжения не могут служить основанием производства экспертизы.
Назначение комплексной психолого-психиатрической экспертизы предъявляет особые требования к органу, ведущему производство по делу, при сборе необходимых для экспертизы материалов. Экспертизу предпочтительно назначать не на ранних этапах предварительного расследования, а когда собраны материалы характеризующие личность исследуемого лица.