Суд как орган правосудия

Суд - государственный орган, осуществляющий правосудие в уголовном судопроизводстве, т.е. рассмотрение и разрешение уголовных дел по существу в судебном разбирательстве. По мнению законодателя, суд - любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 48 ст. 5 УПК). Этот государственный орган обладает обширными полномочиями.

В настоящем параграфе учебника уместно отметить следующие обстоятельства.

В соответствии со ст. 29 УПК суд как орган правосудия правомочен:

1) признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;

2) применить к лицу принудительные меры медицинского характера в соответствии с требованиями гл. 51 УПК;

3) применить к несовершеннолетнему принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с требованиями гл. 50 УПК;

4) отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.

В настоящее время суд также правомочен принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу:

1) об избрании мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога;

2) о продлении срока содержания под стражей;

3) о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящихся под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответствующих экспертиз;

4) о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

5) о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

6) о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;

7) о производстве личного обыска, кроме случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;

8) о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

9) о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

10) о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

11) о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности;

12) о контроле записи телефонных и иных переговоров.

Кроме того, суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законом (ст. 125 УПК).

Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения, допущенные при производстве расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд или судья вправе вынести соответственно частное определение или постановление, в которых обращают внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона и требуют принятия необходимых мер по их устранению.

Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым (ч. 4 ст. 29 УПК).

Участники уголовного судопроизводства

На стороне обвинения

Прокурор - Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК) <1>.

--------------------------------

<1> Полагаем, что отечественный законодатель без достаточных оснований не указал на то, что эти полномочия предусмотрены также уголовно-процессуальным законом.

Согласно ст. 37 УПК прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной процессуальным законом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного процесса, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Обвинение в суде поддерживается прокурором - государственным обвинителем.

Государственный обвинитель - поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры (п. 6 ст. 5 УПК).

Уголовное преследование (или обвинение) осуществляется в различных процессуальных формах.

Обвинение - утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном процессуальным законом (п. 22 ст. 5 УПК). Однако обвинение - это не только итоговый вывод о виновности, но и правоотношения и деятельность участников уголовного процесса по обоснованию данного вывода. Законодатель выделяет частное, частно-публичное и публичное обвинение.

Частное обвинение - правоотношения и деятельность частного обвинителя (потерпевшего или его законного представителя), а иногда руководителя следственного органа, следователя и с согласия прокурора дознавателя в сфере уголовного судопроизводства по возбуждению уголовного преследования конкретного лица и доказыванию его виновности в совершении преступления и прокурора по осуществлению надзора за дознанием в полном объеме.

Под согласием законодатель понимает разрешение руководителя следственного органа на производство следователем или прокурора на производство дознавателем соответствующих следственных и иных процессуальных действий и принятие ими процессуальных решений (п. 41.1 ст. 5 УПК).

Частно-публичное обвинение - правоотношения и деятельность частного обвинителя (потерпевшего или его законного представителя), органа дознания, дознавателя, следователя и руководителя следственного органа по возбуждению и предварительному расследованию уголовного дела, которое не может быть прекращено в связи с примирением сторон (за исключением случаев, предусмотренных ст. 25 УПК) и прокурора по осуществлению надзора за дознанием в полном объеме.

Публичное обвинение - правоотношения и деятельность органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа по возбуждению производства по уголовному делу и предварительному расследованию преступлений в силу служебного долга, без учета волеизъявления участников уголовного судопроизводства, и прокурора по осуществлению надзора за дознанием в полном объеме.

В процессе уголовного преследования по уголовному делу прокурор вправе (ст. 37 УПК):

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях <1>;

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе расследования;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также решения дознавателя в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, и его самоотводы, а также отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований процессуального закона;

10) изымать любое уголовное дело у органа дознания, дознавателя и передавать его следователю с обязательным указанием на основания такой передачи;

11) передавать дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, за исключением передачи дела в системе одного органа предварительного расследования;

12) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, а также обвинительное заключение или обвинительный акт; направлять дело в суд;

13) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации деяний обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

14) осуществлять иные полномочия, предоставленные ему уголовно-процессуальным законом.

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены процессуальным законом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

Перечисленные полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

В случае несогласия руководителя следственного органа или следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета при прокуратуре РФ или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.

Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 41 ст. 5 УПК). В то же время согласно ст. 38 УПК следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

В этих формулировках налицо явное противоречие законодательных положений, при разрешении которого приоритет должен быть отдан последнему положению.

В настоящее время в уголовном процессе появился следователь-криминалист - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить их без принятия уголовного дела к своему производству (п. 40.1 ст. 5 УПК).

Предварительное следствие производится следователями прокуратуры, в том числе военной, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 38, 151 УПК). Следователи всех министерств и федеральных служб обладают едиными полномочиями и процессуальной самостоятельностью.

В соответствии со ст. 38 УПК следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для решения вопроса о направлении этого дела по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с процессуальным законом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, которые установлены уголовно-процессуальным законом, обязательные для исполнения письменные поручения:

а) о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

б) о производстве отдельных следственных действий;

в) об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий;

г) о содействии следователю при осуществлении указанных действий и исполнении принятых решений;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК, решение прокурора об отмене постановлений о возбуждении уголовного дела, о возвращении дела для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Руководитель следственного органа - должностное лицо государственного органа, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК).

Руководитель следственного органа уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю или нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу и изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или уголовного дела и отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия дела к своему производству при рассмотрении вопросов о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанных ходатайств;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований уголовно-процессуального закона;

7) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести следствие в полном объеме, обладая при этом всеми правами следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными процессуальным законом.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование следователем указаний руководителя следственного органа не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются:

1) изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю;

2) привлечения лица в качестве обвиняемого;

3) квалификации преступления;

4) объема обвинения;

5) избрания меры пресечения;

6) производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению;

7) направления уголовного дела в суд;

8) прекращения уголовного дела.

В перечисленных случаях следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее пяти суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо о несогласии с его требованиями.

Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные ст. 39 УПК, осуществляют:

1) Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ;

2) руководитель Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ;

3) руководители следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ;

4) руководители следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам, их заместители;

5) руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам РФ, районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Сравнение полномочий прокурора и руководителя следственного органа позволяет сделать вывод о том, что деятельность следователей выведена процессуальным законом за пределы не только гражданского контроля, но и, по существу, прокурорского надзора, что чревато конфликтами между прокурорами и руководителями следственных органов.

Органы дознания - государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с уголовно-процессуальным законом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

Представляется, что органы дознания - осуществляющие распорядительно-управленческую деятельность государственные органы и должностные лица, на которые дополнительно к их основным функциям возложены обязанности по:

1) реагированию на совершение преступлений путем возбуждения уголовного дела;

2) производству неотложных следственных действий или предварительного расследования в форме дознания в полном объеме;

3) реализации других уголовно-процессуальных полномочий.

Интересы и полномочия органов дознания представляют их руководители (начальники).

Начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания (руководитель), в том числе его заместитель, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 17 ст. 5 УПК).

Начальник органа дознания действует в уголовном судопроизводстве в качестве самостоятельного участника правоотношений, если речь идет о внутренних взаимоотношениях в органе дознания, и от имени органа дознания в целом, когда он представляет интересы руководимого им учреждения во взаимоотношениях с другими субъектами уголовно-процессуальной деятельности или иными государственными органами.

Согласно ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Согласно ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <1> право осуществлять эту деятельность помимо органов внутренних дел на территории РФ предоставляется оперативным подразделениям:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.

а) органов федеральной службы безопасности;

б) федеральных органов государственной охраны;

в) таможенных органов РФ;

г) Службы внешней разведки РФ;

д) Федеральной службы исполнения наказаний;

е) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора.

Приведенный перечень органов дознания не является, к сожалению, исчерпывающим, поскольку некоторые из них указаны в ст. 151 и 157 УПК.

На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном гл. 32 УПК;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном ст. 157 УПК.

Возбуждение уголовного дела по правилам, установленным ст. 146 УПК, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения государственных органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений, т.е. в пределах территорий, на которые распространяется суверенитет Российской Федерации.

Уголовно-процессуальный закон, по существу, если следовать буквальному толкованию соответствующих норм (ст. 40, 151 и 157 УПК), разделил органы дознания на три группы.

Первую группу составляют органы дознания, имеющие право на производство как дознания в полном объеме, так и неотложных следственных действий; вторую - органы дознания, обладающие правом производства дознания лишь в полном объеме; третью - органы дознания, которым предоставлено право на производство только неотложных следственных действий.

Начальник подразделения дознания - должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

Начальник подразделения дознания уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием на основания такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении полномочий начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы уголовного дела;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания (ст. 40.1 УПК).

Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 7 ст. 5 УПК).

Полномочия органа дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, возлагается на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем. При этом не допускается возложение полномочий по производству дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с уголовно-процессуальным законом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с процессуальным законом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения при любых обстоятельствах (ст. 41 УПК).

При расследовании преступлений, направленных против прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, в уголовном судопроизводстве появляется такой участник, как потерпевший от преступления.

Потерпевший - физическое лицо, которому непосредственно преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ст. 42 УПК).

Материальным основанием признания лица потерпевшим является установление с помощью доказательств факта наличия у него вреда, а процессуальным основанием - наличие в деле постановления или определения о признании лица потерпевшим, составленных на основании имеющихся в уголовном деле доказательств.

Под физическим вредом понимают нарушение телесной или психической целостности организма личности; под моральным вредом - причинение нравственных страданий, унижение чести и достоинства, умаление авторитета и репутации; под имущественным вредом - уменьшение материальных благ.

По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть жертвы, права потерпевшего переходят к одному из ее близких родственников. При этом данное положение не может рассматриваться как исключающее возможность наделения правами потерпевшего более одного близкого родственника погибшего <1>.

--------------------------------

<1> Определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2005 г. N 131-О "По запросу Волгоградского гарнизонного военного суда о проверке конституционности части восьмой статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 24. Ст. 2424.

Потерпевший имеет право:

1) знать о предъявленном обвиняемому обвинении;

2) давать показания;

3) отказаться свидетельствовать против себя самого и близких родственников. При согласии потерпевшего дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;

4) представлять доказательства;

5) заявлять ходатайства и отводы;

6) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет, и пользоваться помощью переводчика бесплатно;

7) иметь представителя;

8) знакомиться по окончании расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов дела, в том числе с помощью технических средств;

9) получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, а также копии решений судов первой, апелляционной и кассационной инстанций;

10) участвовать в судебном разбирательстве судов первой и апелляционной инстанций, судебном заседании судов кассационной и надзорной инстанций;

11) поддерживать обвинение и выступать в судебных прениях;

12) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда; обжаловать приговор, определение, постановление суда;

13) ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК и некоторые другие.

В настоящее время потерпевший вправе ходатайствовать о применении не только процессуальных, но и иных мер в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3534.

К сожалению, суды не всегда реагируют на нарушения процессуальных прав потерпевших, допускаемые органами дознания и следствия. Между тем строгое соблюдение законодательства, регламентирующего участие потерпевшего в уголовном процессе, является важным условием достижения целей и решения задач уголовного судопроизводства <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 1 ноября 1985 г. N 16 "О практике применения судами законодательства, регламентирующего участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве" // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. N 1.

Потерпевший не вправе:

1) уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя и в суд;

2) давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний;

3) разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК.

При неявке потерпевшего по вызову без уважительных причин должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство, могут подвергнуть его приводу. За отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний потерпевший несет ответственность в соответствии со ст. 307 и 308 УК. За разглашение данных предварительного расследования потерпевший несет ответственность в соответствии со ст. 310 УК.

Кроме того, потерпевший должен:

1) подвергаться освидетельствованию в случаях, указанных в законе (ст. 179 УПК);

2) представлять образцы для сравнительного исследования (ст. 202 УПК);

3) подвергаться экспертному исследованию (ст. 195 и 196 УПК) и исполнять некоторые другие обязанности.

Одним из важных участников уголовного процесса на стороне обвинения является гражданский истец.

Гражданский истец - гражданин, предприятие, учреждение или организация (т.е. физическое или юридическое лицо), понесшие материальный ущерб и предъявившие требование о его возмещении при наличии оснований полагать, что данный вред причинен им непосредственно преступлением (ст. 44 УПК).

Гражданский истец может предъявить иск и для имущественной (денежной) компенсации морального вреда.

Для появления гражданского истца в уголовном процессе необходимы условия, а также материальное и процессуальное основания. Одним из условий является наличие в материалах уголовного дела требования лица о возмещении ему материального и (или) компенсации морального вреда. К материальным основаниям необходимо отнести наличие в уголовном деле достаточных доказательств, указывающих на причинение лицу вреда непосредственно преступлением, а к процессуальным - наличие в уголовном деле постановления или определения соответствующих должностных лиц о признании его гражданским истцом.

Гражданский истец в уголовном судопроизводстве вправе:

1) поддерживать заявленный гражданский иск по уголовному делу либо отказаться от иска;

2) представлять доказательства;

3) давать объяснения по предъявленному иску на родном или ином языке и пользоваться помощью переводчика бесплатно;

4) заявлять ходатайства и отводы;

5) отказаться свидетельствовать против себя самого, своего супруга (своей супруги) и близких родственников. При согласии гражданского истца дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;

6) иметь представителей;

7) знакомиться по окончании расследования с материалами уголовного дела, относящимися к предъявленному им гражданскому иску, и выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме;

8) знать о принятых решениях, затрагивающих его интересы, и получать копии процессуальных документов, относящихся к предъявленному им гражданскому иску;

9) требовать от государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, принятия мер по обеспечению гражданского иска;

10) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций, выступать в судебных прениях;

11) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда и обжаловать приговор, определение и постановление суда в части, касающейся гражданского иска, и осуществлять иные действия.

Отказ от гражданского иска может быть заявлен гражданским истцом в любой момент производства по уголовному делу, но до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Отказ от гражданского иска влечет за собой прекращение производства по нему.

Гражданский истец не вправе разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК. За разглашение этих данных гражданский истец несет ответственность в соответствии со ст. 310 УК.

Участники уголовного

Наши рекомендации