Неценовые факторы предложения

Предложение фирм зависит не только от цены предлагаемого блага. Кроме цены на решения производителей о производстве блага влияют и другие факторы, которые при построении кривой предложения считались прочими равными. Эти факторы называются неценовыми и вызывают сдвиг кривой предложения или изменение предложения. Изменение предложения происходит под влиянием следующих факторов: 1) цены на ресурсы; 2) ожидания производителей; 3) цены на другие товары; 4) количество продавцов; 5) налоги и дотации; 6) технология производства.

Эти факторы по-разному влияют на предложение. Так, например, снижение цен на ресурсы приводит к увеличению предложения данного товар, поскольку издержки производителей снижаются. Функция изменяется и кривая предложения сдвигается вправо-вниз (рис.11а). Рост налогов приводит к увеличению издержек и, как следствие, к снижению предложения блага, и сдвигу кривой влево-вверх (рис.11б). Данный фактор также изменяет всю функцию. Таким образом, изменение цены приводит к изменению величины предложения (двигается точка по кривой), а влияние неценовых факторов изменяет само предложение (кривая сдвигается вправо или влево).

Неценовые факторы предложения - student2.ru Неценовые факторы предложения - student2.ru

Рис.11а. Увеличение предложения Рис.11б. Уменьшение предложения

Когда меняются цены других благ или цены факторов производства, тогда происходит соответствующий сдвиг кривой предложения. Так, при повышении цены на говядину мясокомбинат увеличит предложение не только говядины, но и шкур. Мебельная фабрика, выпускающая столы и стулья, увеличит предложение столов не только при повышении их цены, но и в случае снижения цены стульев.

Одной из важнейших характеристик предложения является его эластичность. Эластичность предложения выражает характер зависимости относительного изменения объема предложения от относительного изменения факторов, его определяющих.

Коэффициент эластичности предложения по цене ( Неценовые факторы предложения - student2.ru ) показывает, на сколько процентов изменится объем предложения блага, если его цена изменится на один процент.

Неценовые факторы предложения - student2.ru Для расчета могут быть использованы следующие формулы:

Таблица 2. Применение формул эластичности

Формула Название формулы Принцип использования
Неценовые факторы предложения - student2.ru = Неценовые факторы предложения - student2.ru смысловая формула Используется, если известны процентное изменение объема предложения и цены
Неценовые факторы предложения - student2.ru Неценовые факторы предложения - student2.ru формула точечной эластичности Используется, если известны функция предложения и конкретные значения (Р, Q) точки на кривой
Неценовые факторы предложения - student2.ru = Неценовые факторы предложения - student2.ru формула дуговой эластичности Используется, если известны конкретные значения (Р1, Р2, Q1, Q2) двух точек на кривой предложения

Предложение называется относительно эластичным, если Неценовые факторы предложения - student2.ru >1, относительно неэластичным, если Неценовые факторы предложения - student2.ru <1, и единичным при Неценовые факторы предложения - student2.ru =1. Также рассматриваются случаи абсолютно эластичного ( Неценовые факторы предложения - student2.ru = ∞) и абсолютно неэластичного ( Неценовые факторы предложения - student2.ru =0) предложения. Графически это выражается в наклоне кривой предложения. Кривые предложения с разной эластичностью служат для описания процессов производства в разные промежутки времени. Так, предложение мгновенного периода считается абсолютно неэластичным, краткосрочного периода – относительно эластичным и долгосрочного периода – абсолютно эластичным (рис.12).

 
  Неценовые факторы предложения - student2.ru

Рис.12. Кривые предложения с разной эластичностью

На эластичность предложения влияет, главным образом, фактор времени, а так же способность производимого товара к складированию, степень дефицитности ресурсов и возможность быстро изменять технологию производства.

В экономической теории выделяют мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды.

Мгновенный период – это промежуток времени, когда фирма не может изменить объем производства и предложения продукции. Изменение объема предложения может быть связано только с изменением товарно-материальных запасов. В мгновенный период предложение является абсолютно неэластичным.

Краткосрочный период – это промежуток времени, когда фирма не может изменить свои производственные мощности, но может изменить объем производства в рамках существующих мощностей. В этот период эластичность предложения будет зависить от технологии производства и от модильности фирмы.

Долгосрочный период – это промежуток времени, когда фирма может увеличить или сократить свои производственные мощности, использовать новые технологии в производстве, соответственно, изменить объем производства и продаж. Предложение будет абсолютно эластичным.

Наши рекомендации