Естественная монополия и ее регулирование
Однако существуют ситуации, в которых меры по предотвращению сосредоточения производства какой-либо продукции или услуг на одном предприятии экономически нецелесообразны. Одна из таких ситуаций – этоестественная монополия, которая выделяется в особую категорию, возникновению чего способствует рост отдачи от масштаба производства. Характерным признаком естественной монополии являетсяснижение средних затрат длинного периода вплоть до полного насыщения отраслевого спроса. При этом принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях приводит к росту суммарных затрат на выпуск продукции.
Такие ситуации в силу технологических особенностей производства характерны для коммунального хозяйства: электроснабжение, газоснабжение, водопровод, телефонная сеть, городской общественный транспорт и т. п. Для них характерно наличие сетевых структур, в которых высоки постоянные издержки, что и обеспечивает возможность экономии на масштабах производства, то есть снижения средних затрат по мере увеличения объемов производства. К тому же конкуренция здесь невозможна вследствие высоких невозвратных издержек. Развитие технологии может ослабить или подорвать естественную монополию. Так, развитие беспроводной, спутниковой связи ликвидирует естественную монополию на проволочную связь.
Изобразим график естественной монополии, когда линия отраслевого спроса D пересекает линию LAC до достижения минимума (рис. 7.20).
Если мы решим рассредоточить выпуск Q2 между тремя предприятиями, выпуская на каждом объем Q0 = I /3Q2, то средние затраты будут больше, чем при выпуске Q2.
По отношению к естественной монополии возможны различные варианты государственной политики:
· установление фиксированной цены на уровне Р1 с обязательным удовлетворением всего спроса Q1, что возможно лишь при государственной дотации в размере АС - МС. На графике это представлено заштрихованной областью. Достоинство данного варианта политики в том, что выполняется условие максимизации прибыли при совершенной конкуренции Р = МС, когда на других рынках достигается эффективность в структуре выпуска: соотношения между объемами различных видов продукции оптимальны с общественной точки зрения (более подробно вопросы эффективности рассматриваются в гл. 9);
· установление фиксированной цены на уровне Р2 с обязательством для монополии полностью удовлетворять спрос. Дотации в данном случае не требуется, однако не достигается эффективность структуры выпуска, так как Р>МС, то есть продукции, выпускаемой монополией, производится «слишком мало». В этих случаях естественная монополия не имеет стимулов к снижению затрат, поскольку за снижением затрат может последовать и снижение государственной цены;
· без установления фиксированной цены. Государство проводит аукцион и предоставляет право производить данный вид продукции тому предприятию, которое обязуется вносить в госбюджет максимальную сумму платежа. При этом никакого прямого регулирования цен и выпуска продукции государством не производится.
Предприятие выбирает объем продукции QМ, при котором MR = LMC, и назначает цену РМ. В принципе вся монопольная прибыль может быть изъята в госбюджет в форме фиксированного платежа. Достоинство данного варианта в том, что наблюдается минимум государственного вмешательства, есть стимул для естественной монополии снижать затраты, однако грубо нарушается условие эффективности структуры продукции.
Рис. 7.20. Естественная монополия
В 1995 г. принят Федеральный закон «О естественных монополиях, в котором кроме понятия естественной монополии определяются основные сферы государственного регулирования, такие как:
• транспортировка нефти и нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам;
• услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
• железнодорожные перевозки и др.
В законе определен также один из основных методов регулирования деятельности естественных монополий: ценовое регулирование, осуществляемое путем установления цен (тарифов) или их предельного уровня.
Органы, контроля за деятельностью естественной монополии следят за любыми сделками, в результате которых, меняется право собственности; за инвестициями естественной монополии, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим законом.
В дополнение к основному закону регулярно издаются постановления правительства, например «О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий» от 12 февраля 1996 г. № 140, в котором для цен на продукцию естественных монополий установлены понижающие коэффициенты, так что цены на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки должны расти не более чем на 80 % от уровня инфляции.