На рынке монополистической конкуренции
Рынок монополистической конкуренции – тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж.
Отличительные черты:
- дифференциация товара;
- большое число продавцов;
- отсутствие отраслевых барьеров;
Поставляя дифференцированный товар, фирма приобретает некоторую рыночную власть (как монополия), следовательно, кривая спроса на продукцию отдельно взятой фирмы нисходящая. Наличие товаров-заменителей делает кривую спроса на продукт фирмы высоко эластичной в каждом диапазоне цен, что придает взаимодействию фирм конкурентный характер. Двойственность приводит к тому, что фирмы конкурируют не только по цене, но и по неценовым параметрам (техническим характеристикам, качеству, услугам) за объем продаж.
Равновесие при монополистической конкуренции в краткосрочном периоде
Оптимальный объем и цена в условиях совершенной конкуренции определяется согласно универсальному правилу MR = MC. В этом случае прибыль максимальна. Прибыль фирмы зависит от уровня спроса на ее продукцию и уровня понесенных ею издержек.
| |||||
| |||||
| |||||
|
Рис. 62. Определение цены и объема производства в условиях
мополистической конкуренции
Поскольку фирма действует в конкурентной среде, а спрос на ее продукцию является эластичным, спрос может не обеспечить ей покрытия средних валовых издержек. Как и в случае с совершенно конкурентной фирмой, монополистически конкурирующая фирма может минимизировать убытки до тех пор, пока цена на ее продукцию покрывает средние переменные издержки фирмы для каждого объема выпуска. Если спрос настолько слаб, что никакая комбинация цены и количества не обеспечит покрытия валовых переменных издержек, фирма минимизирует убытки в краткосрочном периоде путем остановки производства.
Равновесие при монополистической конкуренции в долгосрочном периоде
Если в краткосрочном периоде фирмы отрасли будут получать экономическую прибыль, то в долгосрочном периоде это приведет к увеличению отраслевого предложения.
Во-первых, действующие в отрасли фирмы будут наращивать производство, стремиться увеличить прибыль за счет использования имеющейся экономии от масштаба.
Во-вторых, и в данном случае это главное, увеличение отраслевого предложения произойдет за счет проникновения в отрасль новых фирм, привлеченных возможностью получения экономической прибыли.
Вход в отрасль новых конкурентов приведет к сокращению рыночной доли отдельной фирмы и повышению эластичности спроса на ее продукцию из-за увеличившегося количества заменителей. Это означает, что при прочих равных условиях кривые спроса на продукцию фирм в отрасли в долгосрочном периоде будут смещаться влево к началу координат. Такое смещение будет происходить до тех пор, пока экономическая прибыль отрасли не станет равной нулю. Вход в отрасль новых фирм прекратиться, и она окажется в положении долгосрочного равновесия.
Кривые спроса на продукцию касательные к их долгосрочным средним издержкам, следовательно, в условиях долгосрочного равновесия монополистически конкурирующие фирмы:
- осуществляют предложение по ценам, равным средним долгосрочным издержкам, P = LATC;
- не получают экономической прибыли.
| |||
| |||
| |||
Рис. 63. Равновесие при монополистической конкуренции в долгосрочном периоде
Неэффективность монополистической конкуренции
1) При монополистической конкуренции равновесие достигается при объеме выпуска, для которого средние издержки не являются минимальными, что указывает на наличие в отрасли излишних производственных мощностей, что оборачивается потерями эффективности в форме уменьшения благосостояния из-за недоиспользования мощностей.
2) Хотя монополистически конкурирующие фирмы могут и не получать экономической прибыли в долгосрочном периоде, их цены не равны предельным издержкам производства. Это указывает на потери эффективности в форме потери части излишка потребителя из-за рыночной власти.