Примеры монополистической конкуренции в России на рынке мобильной связи

Одним из ярких примеров монополистической конкуренции является рынок мобильной связи. На нем существует довольно много различных компаний, которые постоянно конкурируют между собой, пытаются друг у друга переманить клиентов интересными предложениями (Мегафон, МТС, ВымпелКом, Ростелеком, СМАРТС, HCC и др.).

Компании предлагают людям различные услуги, выгодные линейки тарифов. Каждому новому продукту присущи отличительные особенности.

Монополистическая конкуренция является наиболее выгодным типом рыночной структуры. Общество получает определенные преимущества. Компании стремятся привлечь внимание людей и заинтересовать своими новыми предложениями, качественной и усовершенствованной продукцией. Спектр услуг, который они предлагают, постепенно расширяется, а ценовая планка опускается. Наличие огромного количества фирм-конкурентов препятствует образованию монополий. Благодаря этому у компаний нет возможности воздействовать на общий уровень цен и повышать его. Войти на рынок другим фирмам и предложить качественно новый продукт вполне возможно.

Монополией называется исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. При монополии на рынке существует только один продавец товара, который устанавливает свою цену (часто завышенную) По своей природе монополия прямо противоположна свободной конкуренции.

С учетом степени охвата экономики выделяют сле­дующие виды монополий:

1. Чистая монополия в масштабе определенной от­расли. Ее характерной чертой является наличие на рынке только одного продавца (доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт). Этот продавец име­ет полный контроль над количеством товара, предна­значенного для продажи, и его ценой.

2. Абсолютная монополия в масштабе националь­ного хозяйства. Монополистом здесь является госу­дарство в лице своих хозяйственных органов.

3. Монопсония (может быть как абсолютная, так и чистая) — такой вид монополии, при котором на рынке существует только один покупатель ресурсов или товаров.

В зависимости от характера и причин возникнове­ния различают монополии естественные и искусст­венные.

Естественные монополисты, как правило, имеют в своей собственности свободно не воспроизво­димые элементы производства (например, редкие по­лезные ископаемые) либо владеют целыми отрасля­ми инфраструктуры (например, железные дороги). Государство часто поддерживает такие монополии, поскольку они дают больший экономический эф­фект, чем множество аналогичных мелких фирм, или же имеют важное стратегическое значение для всего общества.

Искусственные монополии представляют собой объединения нескольких предприятии, создаваемых ради получения монополистических выгод. Основными формами искусственных монополий являются картель, синдикат, трести концерн.

Картелем называется объединение ряда предприя­тий одной отрасли, участники которого заключа­ют между собой соглашение о ценах продажи то­варов, распределяют рынки сбыта, долю каждого участника в общем объеме производства. Входящие в картель производители сохраняют свою собствен­ность на средства производства и его продукты. Кар­тель представляет собой низший тип монополии. (Ярким примером картеля международного масшта­ба может служить ОПЕК (Organization of Petrolium Exporting Countris) — Организация стран — экспор­теров нефти.)

Синдикат — это такое объединение ряда пред­приятий одной отрасли, при котором за его участни­ками сохраняются производственная самостоятель­ность, собственность на средства производства, но предприятия, входящие в синдикат, теряют коммер­ческую самостоятельность, а продукция, произведен­ная на них, реализуется как собственность предприя­тий через единую контору.

Трест представляет собой единое акционерное об­щество, господствующее в определенной отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производ­ственной и коммерческой самостоятельности. При организации треста владельцы предприятий переда­ют средства производства — пай — в собственность треста и взамен получают количество акций, соответ­ствующих сумме этого пая.

Под концерномпонимается объединение пред­приятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое на­ходится под единым финансовым контролем.

Формы монополий Признаки
Картель Соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах
Синдикат Объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность
Трест Полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности
Концерн Объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе общей финансовой зависимости
Консорциум Объединение монополий
Конгломерат Гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления

Монополисты завоевывают рынок для того, чтобы иметь возможность устанавливать на нем моно­польную цену.

Монопольная цена представляет со­бой особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже равновесной цены и является инструментом получения монопольного дохода. Такие действия монополистов наносят ущерб использованию производственных ресурсов.

Поэтому государство пытается вести борьбу с мо­нополиями, принимая так называемое антимоно­польное (антитрестовское) законодательство, образует специальные антимонопольные комитеты, задачей которых является анализ рыночной ситуации, под­держивает конкуренцию в ее цивилизованных фор­мах.

Сегодня все экономисты отмечают тот факт, что на нынешнем рынке практически нет в чистом виде ни свободной конкуренции, ни монополий. Современное состояние рынка они называют «несовершенная кон­куренция», подразумевая под этим термином две ос­новные формы своеобразного сочетания монополии и конкуренции: упоминавшуюся выше монополисти­ческую конкуренцию и олигополию.

Олигополия (от греч. oligos — немногий, poleo — продаю) — это такой рынок, на котором господст­вуют несколько (обычно от трех до пяти) крупных фирм (например, в США олигополию обычно образу­ют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции). Олигополия — это конкуренция между немногими.

В условиях олигополии возможно соглашение между двумя или не­сколькими крупными фирмами по поводу цены. Час­то такие соглашения являются тайными, поскольку в большинстве стран их заключение законодательно запрещено.

Модели рынка

Чистая (свободная конкуренция) Чистая монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену. Отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры. Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию.

Наши рекомендации