Расчет такта (ритма) АЛ
r = tо + tв. + tтр.
tтр. – время транспортировки детали с одной позиции на другую
Расчет компенсационного задела Zк в целях синхронизации работы участков, включенных в АЛ.
Zк = tк.з. [(1 / rmax) – (1 / rmin)] = (tк.з. * Δr) / (rmax * rmin)
tк.з. – время создания компенсационного задела
rmax, rmin – меньший и больший такты смежных участков
Δr – допустимая величина колебания (отклонения) усредненных тактов на смежных участках
Δr = (Zк * rmax * rmin) / tк.з.
2. Особенности расчетов автоматических роторных линий
Роторные машины – наиболее производительные из существующих агрегатов, монтируются в соответствии с требованиями ПТ в автоматические роторные линии (АРЛ) и могут быть перегруппированы на основе блочно-модульного принципа.
Преимущества АРЛ и роторных машин:
- Высокая производительность
- Безотказность
- Возможность синхронизации процессов
- Непрерывность транспортировки
- Быстрая установка и быстросъемность изделия (без остановки ротора)
- Гибкость
Рис. Схема работы АРЛ с двумя рабочими технологическими роторамиР1, Р2 и тремя транспортными роторами Т1, Т2, Т3
Цикл для каждого ротора равен сумме интервалов, связанных с его поворотом на определенный угол ai.
Тц.р.л. = tп. + tк.п.. + tз. + tт. + tо.и. + tр. + tт.т. + tх.
tп. – время передачи заготовки из транспортного ротора в инструментальный блок рабочего ротора - a1
tк.п. – контроль правильности положения, наличия или отсутствия заготовки перед обработкой - a2
tз. – закрепление заготовки и подвод инструмента - a3
tт. – технологическая операция - a4
tо.и. – отвод инструмента - a5
tр. – раскрепление изделия - a6
tт.т. – п ередача изделия из технологического ротора в транспортный - a7
tх. – холостое движение инструментального блока - a8
Производительность АРЛ:
Цикловая: qц.р.л. = nт.р. / lр
nт.р. – окружная скорость перемещения позиции ротора
lр – шаг между позициями ротора
Фактическая: qф.р.л. = qц.р.л. / Кт.и., при Кт.и. ® 1
Производительность отдельной роторной машины зависит от числа рабочих (инструментальных позиций nи. b угловой скорости ротора w:
Цикловая: qц.р. = nи. * w = nи. / Тц.р.л.
Условие синхронности процесса обеспечивается варьированием числа позиций на рабочих местах n и выражается так
(t1 / n1) = (t2 / n2) = … (ti / ni) = const
Необходимое количество роторных марин или АРЛ Sр.л. для выполнения годовой программы выпуска N
Sр.л. = N / (qт * Фд * Кп)
qт – техническая производительность АРЛ, шт / час
Фд – действительный фонд времени работы линии за год, ч
Кп – коэффициени, учитывающий потери времени по техническим и организационным причинам.
При Sр.л. < 0,8 использовать АРЛ не эффективно и необходимо оценить возможность создания многономенклатурной линии.
3. Использование роботов и робото-технических комплексов (РТК)
Роботы – механизмы для перемещения предметов труда в простртанстве.
- Роботы манипуляторы (механическая «рука» на подвижном и неподвижном основании, управляемая с пульта управления через систему рычагов и двигателей)
- Роботы автоматы («рука» управляется встроенной в робот компьютерной техникой или механизмами по заданной программе с учетом изменения состояния рабочей области).
Преимущества роботов и РТК:
- Использование в агрессивных средах
- Перемещение тяжелых грузов с высокой точностью
- Широкая универсальность
- Высокая гибкость перепрограммирования движений для новых операций при низких затратах
- Изменение организации управления ТП
- Ликвидация ручных операций
- Сокращение межоперационных запасов
- Повышение качества продукции
- Повышение производительности труда
Критерии эффективного использования РТК
- наиболее полная загрузка оборудования, включенного в его состав
- обеспечение безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости РТК.
Формы РТК
- Роботизированная технологическая ячейка (РТЯ)
- Роботизированный технологический участок (РТУ)
- Роботизированная технологическая линия (РТЛ)
- Роботизированный цех – совокупность РТЯ, РТУ, РТЛ, транспортных промышленных роботов и автоматизированных складов
- Роботизированный завод
4. Создание гибких производственных систем (ГПС)
ГПС – совокупность в разных сочетаниях:
- Оборудования с ЧПУ
- РТК
- Гибких производственных модулей (ГПМ) – автономно функционирующих единиц технологического оборудования
- Отдельных единиц технологического оборудования
- Систем обеспечения всей системы в автоматическом режиме
ü В течение заданного времени
ü Обладающих средствами автоматической переналадки
ü При производстве изделий произвольной номенклатуры.
Формы ГПС
- Гибкая автоматизированная линия (ГАЛ)
- Гибкий автоматизированный участок (ГАУ)
- Гибкий автоматизированный цех (ГАЦ)
- Система обеспечения функционирования технологического оборудования ГПС:
= Автоматизированная транспортно-складская система (АТСС)
= Система автоматизированного контроля (САК)
= Автоматизированная система удаления отходов (АСУО)
= Автоматизированная система инструментального обеспечения (АСИО)
= Автоматизированная система управления технологическими процессами (АСУТП)
= Автоматизированная система научных исследований (АСНИ)
= Система автоматизированного проектирования (САПР)
= Автоматизированная система технологической подготовкой производства (АСТПП)
= Автоматизированная система управления ГПС (АСУ ГПС).
Организационные задачи обеспечения эффективности ГПС:
- Организация ПП в ГПС
- Организация взаимодействия ГПС со смежными подразделениями.