Наличие педагогического такта.

Педагогический такт -

это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.

Педагогический такт является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися.

Особенно отчетливо педагогический такт проявляется вконтрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Педагогический такт предполагает: уважение к школьнику и требовательность к нему; развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой; внимательность к психическому состоянию школьника и разумность и последовательность требований к нему и др.

8 Прогностические способности (педагогическая интуиция, педагогическое воображение)

это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий и основанном на этом представлении, как следует себя вести при общении с каждым учащимся,

в понимании, какие формы и методы воздействия на него следует использовать для достижения наибольшего прогресса в его интеллектуальном и личностном развитии.

9 Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.

Наличие этой способности особенно необходимо во время урока, где учителю приходится одновременно следить за содержанием и формой изложения материала (своими или отвечающего ученика), держать в поле внимания весь класс, реагировать на признаки утомления, невнимательности, непонимания, на нарушения дисциплины и наконец следить за собственным двигательным поведением (позой, мимикой, пантомимикой, походкой, перемещениями по классу).

+++++++++

№2

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

- личностные свойства педагога, обусловливающие индивидуально-психологические предпосылки формирования профессионализма и педагогического мастерства.

Конструктивные (обеспечивают прогнозирование, проектирование и построение педагогического процесса).

Коммуникативные способности – общительность, расположенность к людям, доброжелательность.

Перцептивные способности - профессиональная зоркость, распределенность внимания, эмпатия (способность к сопереживанию, эмоциональной сопричастности и пониманию), педагогическая интуиция; способность воспринимать и понимать эмоциональное состояние ученика;

Экспрессивные способности – адекватная передача своего эмоционального состояния.

Организаторские способности: способность вести за собой, «заражать» и заряжать других своей энергией, склонность, готовность к организаторской деятельности, способность к волевому взаимодействию и логическому убеждению.

/В качестве педагогических способностей И.Я.Зязюн рассматривает также

эмоциональную устойчивость: способность владеть собой и

креативность – способность к творчеству/.

++++++++++

№3

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГА

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности.

В ее составе правомерно выделить, с одной стороны,

психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой -

научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.

Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме,

отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.

А.И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит

Дидактические,

Конструктивные,

Перцептивные,

Экспрессивные,

Коммуникативные и

организаторские.

Он также считает, что в психологической структуре личности учителя должны быть выделены

Общегражданские качества,

Нравственно-психологические,

Социально-перцептивные,

Индивидуально-психологические особенности,

практические умения и навыки:

Общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные),

Общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские),



Наши рекомендации