Модели рыночной экономики

В аналитических целях выделяют 2 модели современной рыночной экономики: либеральную и социально-ориентированную.

В либеральной модели ведущую роль играет частная собственность на средства производства, широко используется рын.механизм и соц-эконом.методы гос.регулирования. В основе социальной политики лежит принцип, что каждый трудоспособный член общества должен зарабатывать сам на себя, на свою семью. Характерна всемерная поддержка предпринимательства, высокий уровень дифференциации населения по доходам. Населению с низким уровнем дохода обеспечиваются льготы. В соц-ориентир. Э имеется значительный гос.сектор. В основе соц.политики лежит идея перераспределения доходов с тем, чтобы уменьшить соц.неравенство населения. Однако страны, кот.относятся к одному и тому же типу эконом.систем, могут значительно отличаться друг от друга. В этом смысле наиболее часто выделяют такие модели экономики как американская, японская, и шведская. В американской модели активно поощряется предпринимательство, а высокий уровень экономического развития позволяет за счёт частичного перераспределения доходов поддерживать приемлемый жизненный уровень для малообеспеченных слоёв населения. Социальная политика основывается на том, что каждый должен зарабатывать на себя сам. Японская модель построена на приоритете интересов нации над личными интересами, высокой дисциплинированность и ответственности, сильно развитой восприимчивости ко всему новому. Японцы не преувеличивают роль « свободного рынка» и активно применяют механизмы макроэкономического планирования. Для шведской модели « рыночного социализма» характерны, прежде всего, сильная социальная направленность и мощное государственное регулирование. Высокая норма налогообложения позволяет государству сконцентрировать у себя в руках значительные средства для решения социальных задач. Экономика нашей страны относится к переходному типу. У нас нет развитой рыночной системы, мы создаём собственную национальную модель соц.-ориентированной рыночной экономики с действующими механизмами гос. и рыночного регулирования, которые обеспечат восприимчивость экономики к научно-технич.прогрессу. Её основными особенностями являются: 1)сильная и эффективная власть, обеспечивающая политическую стабильность, 2) частный сектор развивается наряду с государственным. Мы не будем форсировать рост негосударственного сектора, 3)приватизация не является самоцелью, а средством создания эффективного собственника и заинтересованного инвестора, приватизация носит персональный характер,4) ориентация на крупнотоварное с.\х. производство,5) интеграционные процессы со странами СНГ, и в первую очередь с Россией, 6) сильная социальная политика.




Трансформационная – Эв состоянии перехода от одной с-мы к другой. Э нашей страны относится к этому типу. Трансформационные преобразования осуществляются, не только путём реформирования экономических, политических, правовых отношений, но и путём демонтажа части прежних отношений. Преобразования затрагивают и сознание людей. Трансформационные преобразования начались в Китая в 70-х годах, в 80-х они затронули бывшие социалистические страны Европы( Венгрия, Югославия, Румыния, Польша), а в 90-х дошли и до стран бывшего СССР. Первый этап реформирования экономики – либерализация и макроэкономическая стабилизация. Либерализация – освобождение Э от гос.диктата и монопольного положения гос-ва в Э. Предприятия получают возможность выйти на внешний рынок, получают право решать, что и кому они хотят продавать. Это к сожалению приводит к инфляции и скачкам цен, сокращению производства, усилению социального расслоения. Становится очевидным необходимость гос.вмешательства. Государство осуществляет финансовую стабилизацию экономики посредством ограничения бюджетных расходов, проведения сдерживающей фискальной и жёсткой денежно-кредитной политики с целью сдерживания инфляции и стабилизации обменного курса национальной валюты. Созд.эффективная с-ма соц.защиты населения, предоставл.каждому члену общества гарантии определённого уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных), и обеспечивающей его при утрате (отсутствии) тех или иных способностей (старики, больные, дети, инвалиды). На втором этапе трансформации начинаются активное создание новых экономических отношений, реформирование собственности, происходит структурная отраслевая перестройка экономики. Решаются задачи изменения общественного сознания. Цель=благосостояния народа, приближение его к уровню высокоразвитых стран. Основными задачами социально-экономического развития нашей страны на следующую пятилетку являются:1)активизация структурной перестройки экономики2)расширение рынков сбыта белорусских товаров путём увеличения их качества и конкурентоспособности3)улучшение финансовых результатов работы государственных и приватизированных предприятий.4)развитие рын.инфраструктуры 5)переход большинства предприятий на системы управления качеством продукции в соответствии с международными стандартами

53 Налоги- обязат.безвозмездные платежи,взимаемые гос-вом с физ и юр лиц. Сбор(пошлина)– обяз.платеж,взимаемый гос.органами с физ и юр лиц,за предоставление им юридически значимых действий. Налоговая система представляет собой закреплённую законодательством совокупность налогов, принципов их построения и способов взимания. Принципы налогообложения ( сформулированы А.Смитом):1) принцип справедливости или равенства налогоплательщиков2) принцип понятности 3) принцип удобства для плательщиков4)принцип экономичности самой системы( как можно меньше средств на её содержание)

современная политика налогообложения добавила следующие принципы:

5) гибкость налоговой системы 6)однократность обложения дохода налогом 7)налоги должны использоваться для воздействия на экономическое поведение субъектов в нужном обществу направлении.

Субъектаминалогообложения могут быть физические и юридические лица. В роли источника налоговых платежей выступают различные виды доходов ( рента, прибыль, дивиденды и тд). Объектами налогообложения могут являться земля, добавочная стоимость, товары, имущество. Налоговая база – стоимость объекта налогообложения в денежном выражении, с которой взимается налог. Ставка налога – величина налого на единицу объекта налогообложения. Размер налогового платежа – ставка налогового платежа* на налоговую базу.

В зависимости от способа начисления налога ставки делятся на: твёрдые ( конкретная сумма на единицу налогообложения), пропорциональные, прогрессивные ( варьируются в зависимости от дохода). Способы взимания налога:

- кадастровый ( база и ставки определяются по специальным книгам – кадастрам)

-административный ( подоходный налог, вычисляется из зарплаты)

-декларационный ( предоставление в налоговую инспекцию декларации о доходах)

существующая в РБ налоговая система была введена 1 января 1992 года. С 2004 года у нас введен первый раздел налогового кодекса ( описание налогов и методик их расчёта).

В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 26 видов налогов и других платежей в бюджет. Налоги бывают прямыми, косвенными и смешанными.

Прямые налоги:

– налог на прибыль, налоговой базой является балансовая прибыль, равен 24%

- налог на доходы – налоговой базой являются дивиденды, варьируется от6 до 40%

- подоходный налог с граждан – налоговой базой являются зарплата и доходы от предпринимательской деятельности физических лиц 9-30%

Косвенные налоги:

- акцизы – налоговой базой является выручка, 20-80%

- НДС – налоговая база – добавленная стоимость, 9-18%

- таможенные тарифы – налоговая база для них – стоимость товаров, ставка дифференцированная

Смешанный:

- отчисления в фонд социальной занятости населения и тд. – налоговая база – фонд оплаты по труду, 35%

Основные бюджетообразующие налоги:

Налог на добавленную стоимость, Акцизы, Налог на прибыль (доход)

Определены следующие основные направления совершенствования налоговой системы республики;- повышение эффективности налоговой системы; - совершенств. структуры налог системы и отмена налоговых платежей, негативно сказывающихся на финансово-экономическом состоянии субъектов хозяйствования; - упорядочение вопросов взимания местных налогов и сборов, обеспечение единых подходов к применен таких налогов на всей терРБ; - осуществлен комплексных мероприятий, по совершенствованию системы налогообложения и унификации налог. законодательства РБ сзаконодательством РФ; - ориентация структуры налогов на прямое налогообложение; - объединение налогов, имеющих сходную налоговую базу; - выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков. Основные элементы нал.с-мы: субъект налога,объект налогообложения,налоговая база и нал.период,нал.льгота и ставка,порядок исчисления,порядо и сроки уплаты.


Наши рекомендации