Фазовая модель эскалации конфликтов
Виды конфликтов и модели их эскалации
Автор определяет конфликты как «динамические процессы, имеющие несколько этапов».
Первый этап – это скрытый конфликт. Для этого этапа характерны натянутые отношения, вспыльчивость при аргументации своей точки зрения, отсутствие энтузиазма и мотивации в работе, перешептывание, демонстративное покидание помещения и др.
Под влиянием определенных пусковых стимулов первый этап превращается во второй: явный конфликт. Такими пусковыми стимулами могут стать как внутренние, так и внешние условия – опасения, надежды, нехватка времени, распределение ролей и т.д.
Третий этап называется уровнем действий. Здесь осознание конфликта подталкивает участников к действиям, типичным проявлением которых служат настаивание на своем, избегание, уступки и компромиссы, совместное принятие решений устранения проблемы.
Четвертый этап – социальное взаимодействие. Стороны вступают в открытое социальное взаимодействие. Важную роль играют коммуникативные способности участников.
Пятый этап – улаживание. Если оно осуществляется, то конфликт считается исчерпанным. Однако если хотя бы одна сторона считает результат улаживания несправедливым, то велика вероятность возобновления конфликта, при подавлении которого последний примет деструктивные формы.
В связи с вышесказанным моббинг – это следствие нерешенного конфликта, проявление хронических результатов неверных действий в конфликтной ситуации.
Также предлагается классификация конфликтов на конфликты отношений, распределения ресурсов, целей, оценок и восприятия, ролевые и половые конфликты.
Также можно говорить о «горячих» и «холодных» конфликтах. В зависимости от проявления конфликт требует различных форм интервенции.
Горячие конфликты: стороны ищут столкновений друг с другом, не соблюдают правил и директив. У сторон есть осознание конфликта, складывается атмосфера чрезмерной активности. Разрешается конфликт также чаще всего импульсивно, эмоционально, аффективно и сознательно.
При холодных конфликтах стороны стараются избегать друг друга, коммуникация минимальна, устанавливаются негласные правила. Такие конфликты, как правило, решаются стратегически и обдуманно.
Далее предлагается деление конфликтов на официальные (с использованием существующих институтов, регламентированных процедур и средств борьбы – суд, арбитражные комиссии) и неофициальные. Различие важно, поскольку при деструктивной эскалации конфликта, при моббинге, необходимо изменить форму конфликта на официальную.
Ещё одна классификация – по масштабу конфликта. Это конфликты на микросоциальном (небольшие группы), мезосоциальном (соц. учреждения среднего масштаба) и макросоциальном (несколько социальных уровней) уровнях. В зависимости от уровня меняется и характер интервенции –непосредственно на людей, на отношения между групп и внутри, или на безличные факторы.
Фазовая модель эскалации конфликтов
Модель предложена Глазлом.Она включает три основные фазы, каждая из которых, в свою очередь, включает по три более мелкие фазы.
1 фаза – фаза плохого настроения. Подразделяется на отчужденность, поляризацию мнений и действия вместо слов. Здесь: заметны первые различия во мнениях, все пытаются достичь конструктивного разрешения на уровне содержания конфликта. «Выигравший - выигравший»
2 фаза: фаза обмена ударами. Подразделяется на заботу о репутации и создание коалиции, подрыв чужой репутации и стратегия угроз. Предметный уровень конфликта меняется на уровень отношений. Цель – не решение конфликта, а реализация собственных замыслов. «Выигравший - проигравший».
3 фаза – уничтожения:ограничивающие удары, раздробление и фаза, названная «вместе в пропасть». Тотальное ожесточение и бескомпромиссность, речь идет не о разрешении конфликта, а об индивидуальной победе и уничтожении противника. «Проигравший - проигравший».
Переход от одной фазы на другую называют порогом. В нашем случае это переход от прогрессивного уровня к регрессивному. Чем больше эскалация конфликта, тем меньше альтернативных действий в распоряжении.
Моббинг в этой модели начинается на пятой фазе, то есть, на подрыве чужой репутации. Таким образом, решающий переход от конфликта к моббингу состоит в персонификации конфликта.
Способы интервенции на первой основной фазе – модерация (способ проведения обсуждения, который быстро приводит к конкретным результатам, и дает возможность всем присутствующим участвовать в процессе выработки решений, ощущая при этом полную ответственность за результат.)
На второй основной фазе – супервизия (система профессиональной поддержки специалистов, задача которой – решение эмоциональных проблем и предотвращение ошибок, связанных с особенностями данной сферы деятельности. Может осуществляться в виде консультаций, либо в виде групповых встреч.)
На третьей основной фазе интервенция меняется в зависимости от подфазы. На подфазе «ограничивающие удары» используется медиация(альтернативный (внесудебный) способ разрешения конфликтных (спорных) ситуаций путем переговоров между участниками спора под руководством нейтрального посредника.) На подфазе «раздробление» используется арбитраж , на последней подфазе «вместе в пропасть» - интервенция со стороны руководства (вплоть до увольнения участников конфликта).
Шварц различает шесть основных видов разрешения конфликта: побег, уничтожение или борьба, подчинение или субординация, делегирование, компромисс, консенсус.