Классификация предприятий
Введение
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства не может быть потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.
Предприятие - самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие как юридическое лицо - это предприятие (организация, фирма, концерн), отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны. К числу признаков юридического лица относятся: наличия своего имущества; самостоятельная имущественная ответственность; право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволенные законом действия; право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке.
Предприятия играют важнейшую роль в экономике государства. Они являются основой для:
- увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта;
- возможности существования всего государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов предприятий;
- обеспечения обороноспособности государства;
- простого и расширенного воспроизводства;
- развития национальной науки и ускорения НТП;
- повышения материального благосостояния всех слоев граждан страны;
- развития медицины, образования и культуры;
- решения проблемы занятости;
- решения многих социальных проблем. Эту роль предприятия будут выполнять только в том случае, если они эффективно функционируют.
В условиях рынка предприятия работают по следующей схеме:
В этой схеме основой является спрос покупателей, т.е. возможность сбыть свою продукцию. Для этого необходимо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, качество продукции у потенциального конкурента и другие вопросы, характерные для рыночных отношений.
я финансовых ресурсов.
Понятие, признаки и цели предприятия.
Понятие предприятия
Понятие предприятия исторически сложилось в нашей стране. Еще в 20-е годы прошлого столетия предприятия рассматривались в качестве основного типа коллективных хозяйствующих субъектов. В тот период важнейшим видом предприятия был трест, причем тресты создавались и юридически регулировались по отдельным отраслям экономики. Для этого издавались специальные нормативные акты, утверждавшиеся в форме положений о трестах. Примером может служить Положение о промышленных трестах 1927 г. Наряду с этим были изданы положения о строительных трестах, торговых трестах (торгах) и др.
Позднее нормативные акты о предприятиях стали издаваться по группам отраслей экономики. Так, в 1965 г. было утверждено Положение о социалистическом государственном производственном предприятии, которое охватывало предприятия пяти отраслей: промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи.
Затем был принят Закон СССР от 30 июня 1987 г. № 7287-XI «О государственном предприятии (объединении)», который охватывал предприятия всех отраслей экономики. Важно и то, что это был акт, изданный в форме закона, тогда как до его принятия издавались нормативные акты о предприятиях, утверждавшиеся постановлениями правительства. В то же время этот закон относился только к государственным предприятиям, а кооперативные предприятия регулировались Законом СССР «О кооперации в СССР».
В 1990 г. был издан единый акт о предприятиях всех отраслей экономики и всех форм собственности — Закон СССР от 4 июня 1990 г. № 1529-1 «О предприятиях в СССР». Вскоре после этого был принят и упоминавшийся выше Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», регулировавший деятельность как предприятий, так и индивидуальных предпринимателей.
Во всех указанных нормативных актах предприятие рассматривалось как хозяйствующий субъект. Например, в ст. 4 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности указывалось, что предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
После отмены Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» понятие предприятия стало определяться ГК РФ и законами об отдельных видах предприятий, например, федеральными законами от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Предприятие в качестве объекта права определяется в ст. 132 ГК РФ как единый имущественный комплекс, используемый в предпринимательской деятельности. В этом определении речь идет по существу не о предприятии, а о его имуществе, об «имущественном комплексе предприятия», о котором говорится в некоторых нормативных актах, например, в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Хуже обстоит дело с определением понятия предприятия как хозяйствующего субъекта. О предприятиях как субъектах права речь идет в гл. 4 ГК РФ, где в качестве юридических лиц указываются хозяйственные общества и товарищества, государственные и муниципальные предприятия. Однако четкое определение предприятия как хозяйствующего субъекта в ГК РФ отсутствует, а понятие предприятия как субъекта права сводится к понятию юридического лица. Между тем понятие юридического лица характеризует лишь правоспособность предприятия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
В то же время предприятие представляет собой сложный субъект права, участвующий и в частноправовых, и в публично-правовых отношениях. Предприятия участвуют в отношениях не только с другими хозяйствующими субъектами, но и с органами, регулирующими (организующими) их деятельность.
Общее понятие предприятия как хозяйствующего субъекта не определяется и в законах об отдельных видах предприятий, например, в федеральных законах «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», в которых основное внимание уделяется специфике организации и деятельности именно этих видов предприятий.
Признаки предприятия
В доктрине предпринимательского права понятие предприятия характеризуется обычно его основными признаками. При этом предприятие характеризуется следующими основными признаками.
1. Организационное единство.Этот признак предприятия означает, что оно имеет определенную организацию и структуру. В состав предприятия могут входить структурные подразделения. Организационное единство предприятия закрепляется его уставом или иными учредительными документами.
2. Цель деятельности предприятия — получение прибыли и удовлетворение общественных потребностей. Реализуя свою продукцию и оказывая услуги, предприятие получает прибыль. Это свидетельствует о том, что деятельность предприятия удовлетворяет определенные общественные потребности, востребована обществом. Вместе с тем в некоторых случаях удовлетворение общественных потребностей происходит без обязательного получения прибыли. Это имеет место, например, в деятельности казенных предприятий, производящих необходимую для общества продукцию и финансируемых за счет государственного бюджета.
3. Задачей предприятия является осуществление хозяйственной деятельности по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг. В ст. 2 ГК РФ при определении понятия предпринимательской деятельности вместо производства продукции говорится о пользовании имуществом и продаже товаров. В этом проявляется односторонний подход к характеристике предпринимательской деятельности, который определяется тем, что гражданское право — это прежде всего право оборота.
Характеризуя деятельность предприятия, более правильно говорить не о пользовании имуществом, а о производстве продукции, что ориентирует на развитие реальных отраслей экономики. При любом подходе речь идет о том, что предприятие выполняет хозяйственные задачи, является хозяйствующим субъектом.
4. Наличие трудового коллектива. Под трудовым коллективом понимаются лица, работающие на основе трудовых договоров. В некоторых случаях наемные работники на предприятиях отсутствуют. Это имеет место на небольших предприятиях, организованных в форме хозяйственных товариществ, где в качестве работников выступают сами учредители таких предприятий. При установлении налоговых льгот малым предприятиям в качестве их работников учитываются и лица, работающие на основе гражданско-правовых договоров.
5. Хозяйственная самостоятельность предприятия. Под хозяйственной самостоятельностью предприятия понимается возможность принятия им самостоятельных решений в процессе хозяйственной деятельности. Объем хозяйственной самостоятельности предприятия зависит от формы собственности, на базе которой оно действует, а также от организационно-правовой формы предприятия. Хозяйственная самостоятельность частного предприятия шире, чем самостоятельность предприятия государственного. В свою очередь, государственные предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения, обладают большей самостоятельностью, чем казенные предприятия, действующие на праве оперативного управления. Однако в любом случае необходима определенная минимальная степень хозяйственной самостоятельности, без которой немыслимо предприятие.
6. Имущественная самостоятельность предприятия. Под имущественной самостоятельностью предприятия понимается наличие у него определенного имущества, составляющего экономическую базу деятельности предприятия. Наличие у предприятия имущества настолько важно, что иногда предприятие отождествляется с принадлежащим ему имуществом. Однако, как отмечено выше, такое отождествление неправомерно, поскольку предприятие является, прежде всего, хозяйствующим субъектом, осуществляющим свою деятельность на базе принадлежащего ему имущества.
7. Предприятие является субъектом права и обладает правами юридического лица. Предприятие как субъект права выступает в хозяйственных отношениях по горизонтали и вертикали, его правосубъектность охватывает не только частноправовые, но и публично-правовые стороны предпринимательской деятельности. В качестве юридического лица предприятие выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. По Закону РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» не все предприятия признавались юридическими лицами, но после принятия первой части ГК РФ правами юридического лица обладает каждое предприятие.
8. Наличие у предприятия фирменного наименования. Фирменное наименование является собственным именем предприятия, под которым оно регистрируется и участвует в правовых отношениях. Предприятие имеет исключительное право на использование своего фирменного наименования. Его использование без разрешения предприятия рассматривается как недобросовестная конкуренция.
В фирменном наименовании должна указываться организационно-правовая форма предприятия. Наряду с полным, допускается и сокращенное фирменное наименование. Об этом говорится, например, в ст. 4 Федерального закона«Об акционерных обществах».
Право на фирменное наименование относится к числу прав интеллектуальной (промышленной) собственности. К ним относится также право на патент, на товарный знак и некоторые другие исключительные права. Однако эти права могут принадлежать или не принадлежать предприятию, тогда как фирменное наименование является его обязательным признаком. Допускается передача права на использование фирменного наименования по договору коммерческой концессии .
Цели предприятия
Цели организации формулируются и устанавливаются в соответствии с миссией на основе существующих в фирме ценностей, традиций и установок.
Миссия и видение образуют фундамент для установления целей организации в целом, ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, производство, финансы, персонал и т.п.), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общих целей предприятия. Отсюда следует, что цели — это конкретизация миссии и видения организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.
Цели являются исходной точкой планирования и лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации; также цели являются точкой отсчёта в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
Цели организации должны быть сформулированы с учетом следующих требований:
• четкие временные рамки, на которые устанавливаются цели;
• конкретность содержания и реальная достижимость целей;
• непротиворечивость и согласованность с другими целями, а также с ресурсами, потребными для их достижения;
• адресность (кто? когда? где?) и возможность осуществления контроля в ходе реализации целей.
Прежде всего следует различать общие, или глобальные, цели, разрабатываемые для фирм в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей и ориентиров.
Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы и могут выражаться в количественных и качественных показателях. В отличие от общих, специфические цели бывают двух типов: операционные и оперативные. Первые ставятся перед отдельными работниками, вторые — перед подразделениями.
Наряду с уровневой классификацией применяется и организационная, основанная на системном подходе, где для упорядочения множества целей организации применяется их группировка (классификация) по разным критериям, среди которых выделим главные: временной период, степень важности, содержание, значимость, повторяемость, деловая среда, структура, стадии жизненного цикла.
Одним из важнейших критериев является период времени, на который устанавливаются цели. По этому критерию выделяют три группы целей:
1. Краткосрочные (текущие) цели обычно относятся к тем задачам, которые следует решить в течение одного года. Эти цели хорошо воспринимаются членами организации в том случае, если они реально достижимы, подкреплены соответствующей мотивацией.
2. Среднесрочные цели охватывают период протяженностью от одного до трех лет. Цели, реализация которых рассчитана на такие сроки, требуют проведения тщательного анализа условий деятельности (в первую очередь рыночной среды), существующих ресурсов организации и возможностей их привлечения. Разработка и достижение среднесрочных целей особенно важны для торговых организаций.
3. Долгосрочные цели обычно относятся к периоду планирования деятельности организации свыше трех лет. Работа на перспективу актуальна далеко не для всех организаций. Так, организации, осуществляющие торговые операции, не могут быть полностью ориентированы на долгосрочные цели из-за высокой изменчивости рыночного окружения. Тем не менее многие из них ставят долгосрочные цели, но, как правило, детально их не разрабатывают, а рассматривают лишь как ориентиры, как отдаленную веху, вопрос далекого будущего. Эти цели могут иметь мотивирующее значение, поскольку их достижение рассматривается как выдающееся достижение организации, как важный этап ее деятельности. Однако в ряде областей деятельности долгосрочные цели имеют решающее значение, являются главными ориентирами, например в научных разработках.
По степени важности для организации цели подразделяются на:
1. стратегические, устанавливаемые на длительный период; важным моментом разработки стратегических целей является ориентация на потребности клиентов, которая нередко предопределяет успех организации в острой конкурентной борьбе;
2. тактические, являющиеся логическим развертыванием стратегических целей и устанавливаемые на более короткие периоды (от одного до 3—5 лет для условий стабильного развития); они характеризуются конкретизацией плановых заданий, которые чаще всего получают количественное измерение;
3. оперативные, представляющие собой детализацию стратегических и тактических целей до уровня задач, которые должны решать конкретные исполнители в своей повседневной работе в пределах года, полугодия, квартала, месяца, рабочего дня.
Группировка целей по содержанию построена на многообразии интересов организации. Так, в коммерческих организациях превалируют экономические интересы, т.е. стремление получить прибыль, обеспечить дивиденды акционерам и оплату труда работающим и т.п. В соответствии с этим формируется состав экономических целей организации, в котором ключевая роль отводится финансовым показателям. Наряду с этим любая организация ставит цели, отражающие социальные интересы людей (подготовка и обучение персонала, повышение квалификации и продвижение, взаимоотношения в коллективе, условия и содержание труда и т.д.), планируемые организационные изменения (в структуре самой организации и ее системы управления), преобразования в области научных исследований и технологий и т.п.
По значимости цели подразделяются на:
1. особо приоритетные, с достижением которых связано получение главного результата развития организации;
2. приоритетные, необходимые для успеха и требующие внимания руководства;
3. остальные, также важные, но несрочные цели, нуждающиеся в постоянном контроле.
Группировка целей по критерию повторяемости имеет значение для разработки способов их достижения. Для постоянных и периодически повторяющихся целей, как правило, в организации имеются методики, а также ресурсы и люди, способные их использовать.
В современных условиях каждая компания связана множеством коммуникаций с другими организациями, составляющими ее деловую среду и оказывающими на нее прямое или косвенное воздействие. По этому критерию все цели подразделяются на внутренние цели самой организации и на цели, связанные с ее деловым окружением — поставщиками, инвесторами, торговыми организациями, банками, страховыми компаниями и пр.
Группировка целей по критерию структуры организации позволяет наряду с целями для организации в целом выделить и сформулировать цели входящих в ее состав структурных подразделений. Специфика разработки целей на этом уровне состоит, с одной стороны, в необходимости согласования со стратегическими целями организации в целом, с другой — в учете реальных возможностей распределения заданий между структурными единицами следующего, низового уровня. Функциональный подход к управлению организациями требует установления целей работы всех функциональных подсистем — маркетинга, производства, персонала, финансов и т.д.
Цели организации существенно меняются на разных стадиях жизненного цикла:
1. На стадии создания любая компания нацелена на то, чтобы: выйти на рынки; установить деловые отношения с партнерами (поставщиками, торговыми организациями и пр.); изыскать необходимые средства для стартовой деятельности и организации бизнеса; выжить.
2. Для стадии роста приоритетными являются цели, которые отражают ее успешное позиционирование на рынке и удовлетворительные финансовые результаты. Это: дальнейшее расширение поля деятельности и рынков; достижение стабильности и прибыльности, в том числе за счет новых сфер бизнеса; совершенствование структуры управления; привлечение квалифицированных профессионалов по маркетингу, производству, финансам; стратегическое планирование деятельности; поиск новых финансовых источников для поддержания роста.
3. На стадии зрелости цели организации связаны с: контролем за финансами; использованием конкурентных преимуществ, обеспечиваемых масштабами и высокими темпами роста; дальнейшим совершенствованием структуры управления; введением новых систем и методов управления.
4. Цели завершающей стадии жизненного цикла связаны с решением проблем полного прекращения деятельности и, как следствие, продажи имущества и увольнения работников; продажи компании другому собственнику и адаптации к стадии жизненного цикла новой организации.
В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и уровней управления складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня и целей более низкого уровня. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, т.к. она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня.
Наиболее распространёнными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:
- прибыльность, отражаемая в показателях, типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и другие;
- положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объём продаж и другие;
- производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоёмкости и другие;
- финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации и другие;
- мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники и другие;
- разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат, сроки введения в действие нового оборудования и другие;
- изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений и другие;
- человеческие ресурсы (кол-во прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников и другие);
- работа с покупателями (скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и другие);
- оказание помощи обществу (объём благотворительности, проведение благотворительных акций и другие).
Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного похода к определению их состава не может обойтись ни одна организация независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа — дерева целей. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:
• общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;
• при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;
• при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;
• подцели каждого уровня должны быть независимыми друг от друга и невыводимыми друг из друга;
• фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.
Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархичности построения ее менеджмента.
Важным моментом целеполагания является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики в аспекте развития за определенный период времени. Динамическая модель особенно полезна при разработке перспективных планов предприятия, реализующих его стратегию.
Классификация предприятий
Организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых форм и организационных структур. Классификация организаций важна по двум причинам:
-нахождение сходных организаций по каким-либо параметрам для создания минимума общих методик для их анализа и совершенствования;
-возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т. д.
Некоммерческой организацией является организация, основной целью которой не является извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Они могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и других интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Хозяйственные товарищества и общества – это коммерческие организации с уставным капиталом (складочным) капиталом, разделенным на доли (вклады) его участников. Хозяйственные товарищества могут создаваться и в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не предусмотрено законом. Хозяйственные товарищества и общества реализуются в следующих организационных формах: ассоциация, картель, банк, биржа, венчур, джоббер, комбинат, компания, конгломерат, кондоминиум, консорциум, концерн, концессия, кооператив, корнер, корпорация, общество, объединение, предприятие, пул, синдикат, тендер, товарищество, траст, трест, финансово-промышленная группа, фирма, фонд, франчайз, холдинг.
Полное товарищество (ПТ) – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом.
Товарищество (ТВ) на вере (коммандитное товарищество) – это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм, внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности товарищества
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в размере, кратном стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.
Акционерное общество (АО) – это общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащих им акции без согласования других акционеров, признается открытым акционерным обществом (ОАО). Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Производственный кооператив (артель) – это добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом или и участии и объединении их имущественных паевых взносов.
Унитарным предприятием (УП) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Потребительский кооператив (ПК) – это объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей его участников. Они вносят паевые взносы и несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах внесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. Учредительным документом является его устав.
Фонд – это организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные и иные полезные цели. Фонд не имеет членства. Для реализации своих уставных задач фонд может заниматься предпринимательской деятельностью, создавая для этого хозяйственные общества или участвуя в них.
Учреждение – это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Эта форма может стать основой для холдинга, финансово-промышленной группы и любого другого объединения предприятий.