Равновесие потребителя происходит в случае совпадения его желаний и возможностей
Условие равновесия (оптимум достигается тогда, когда предельная норма замены одного товара другим будет равна обратному соотношению цен этих товаров)
или
21 слайд – Графическое значение.
Геометрическое значение оптимума: равновесие достигается, когда бюджетная линия выступает касательной к кривой безразличия. При этом полезность максимальна.
График.
Оптимум будет достигнут в точке В.
22 слайд – Эффект замены и дохода.
Эффект замены заключается в том, что потребитель заменяет приобретение товара У покупкой подешевевшего товара Х. При эффекте замены происходит движение по прежней кривой безразличия (U1), т. е. полезность не увеличивается и реальный доход остается неизменным.
Эффект дохода проявляется в увеличении реального дохода потребителя (при неизменном денежном доходе). Увеличение произошло вследствие уменьшения цены на товар Х. Данный эффект заключается в том, что после покупки достаточного количества товара Х потребитель может направить сэкономленные деньги на приобретение более дорогого и престижного товара У. При эффекте дохода происходит переход на кривую безразличия, лежащую выше и правее.
23 слайд – Задания.
· За последние 10 лет широкое распространение получили маленькие продовольственные магазины самообслуживания, хотя цены в них, как правило, значительно выше, чем в крупных универмагах. Как вы объясните их успех?
· Многие владельцы жилых домов устанавливают счетчики воды и требуют от жильцов-арендаторов оплату за ее потребление по показаниям счетчика. Этот подход отличается от предыдущего, когда счетчики устанавливались для всего комплекса зданий, а стоимость воды входила в стоимость аренды квартиры. Там, где были установлены индивидуальные счетчики воды, ее потребление сократилось на 10-40%. Объясните это явление с использованием понятий цены и предельной полезности.
Слайд
Основы теории производства
25 слайд – Если до этого наше внимание было сосредоточено на поведении потребителя и влиянии их поведения на спрос, то теперь займемся изучения поведения производителей.
Вопросы:
Основные организационно-правовые формы производства товаров и услуг.
Производственная функция и ее свойства.
Краткосрочный и долгосрочный периоды. Закон убывающей предельной полезности
Взаимозаменяемость факторов производства.
26 слайд – Производство.
Производство как процесс создания полезности – это деятельность человека, направленная на изготовление и реализацию благ с целью потребления.
Целью производства является выбор технологии с наименьшими затратами для получения максимальной прибыли (минимизационная и максимизационная задачи).
27 слайд – Фирма.
Эти задачи должна решать фирма.
Фирма (предприятие; экономическое хозяйство; бизнес) – экономический агент, который осуществляет закупку необходимых для производства ресурсов, использует их в процессе производства продукции и реализует эту продукцию.
Все ресурсы, используемые фирмой в процессе производства условно делят на два класса: постоянные и переменные:
Ресурсы, количество которых не зависит от объема выпуска и является неизменным в течение рассматриваемого периода, называются постоянными. Сюда могут относиться: производственные площади, особые знания высококвалифицированного персонала, технологии и ноу-хау.
Ресурсы, количество которых напрямую зависит от объема выпуска, называются переменными. Примером переменных ресурсов могут служить электроэнергия, большинство видов сырья и материалов, транспортные услуги, труд рабочих и инженерно-технического персонала.
28 слайд – Основные организационные типы фирм.
· Индивидуальные – в собственности одного лица с неограниченной ответственностью, т. е. собственник несет ответственность за все убытки.
· Партнерства (товарищества) – в собственности 2х и более лиц, имеющих долю в собственности с неограниченной ответственностью.
· Корпорации (АО) – в собственности владельцев. Владельцы несут ответственность только за свои вложения в данную корпорацию, даже если их недостаточно для покрытия убытков.
Фирмы также могут делиться по следующим критериям:
• содержание деятельности фирмы (производственные, торгово-посреднические, финансовые, инновационные);
• форма собственности (государственные, частные, коллективные);
• цель деятельности (коммерческие и некоммерческие);
• организационно-правовая форма (хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы и унитарные предприятия)
• размер фирмы и масштабы деятельности (малые, средние и крупные)
29 слайд – Производственная функция.