Кардиналистский подход к анализу потребительского выбора

В современной науке существует два разных объяснения оценки потребителем обобщенной полезности разных благ:

1) кардиналистсткий подход (количественный подход) – считали, что потребитель в состоянии оценить потребляемые им товары сточки зрения величины полезности, приносимой ими, причем целью потребления является максимизация полезности;

2) ординалистский подход (качественный подход).

Рассмотрим подробно эти подходы. Полезность товара зависит только от количества потреблебляемых единиц данного товара. Это утверждение можно представить в следующей форме:

ТUi=f(qi),

где ТUi – полезность, получаемая потребителем от потребления некоторого количества товара, qi – количество потребляемых единиц товара.

TU (total utility) общая полезность – это удовлетворение, удовольствие, которое получает экономический субъект от потребления товаров или пользования услугами.

Разумеется, полезность одного и того же продукта будет неодинаковой для разных людей.

В соответствии с количественной теорией данная функция имеет две черты:

1) является возрастающей, так как каждая последующая единица запаса увеличивает общую полезность блага;

2) каждая последующая единица приносит меньшее увеличение общей полезности, чем предыдущая, поскольку действует закон убывания предельной полезности в потреблении.

Описанная функция полезности позволяет представить систему предпочтений при потреблении одного товара. В реальной жизни мы имеем несколько вариантов поведения, из которых нужно выбрать один вариант, при этом отвергнув все остальные. Потребитель должен определить полезность всего набора товаров и максимизировать ее. Основатели теории предельной полезности представляли общую полезность как сумму полезностей всех товаров, входящих в набор:

Кардиналистский подход к анализу потребительского выбора - student2.ru

Такой подход был основан на предпосылке, что полезности отдельных товаров независимы. Однако в действительности это не так, в процессе потребления многие товары взаимозависимы, дополняемы и независимы. Поэтому следует рассматривать полезность от всего набора потребляемых благ. Следовательно, функция полезности примет вид

Кардиналистский подход к анализу потребительского выбора - student2.ru

В дальнейшем данная формулировка позволила перейти от кардинализма к ординализму.

Правило максимизации полезности заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого продукта, приносила бы одинаковую предельную полезность.

Равновесие потребителя – это состояние потребителя, при котором он приобретает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь располагаемый доход и максимизирует общую полезность.

Равновесие потребителя достигается, когда

MUA /PA = MUB / PB = … = MUC / PC,

где MUA, MUB, … MUC – предельная полезность товаров А, В, … С.

MU (marginal utility) предельная полезность – это прирост общей полезности при увеличении объема потребления блага на одну единицу: MU = Δ TU/ ΔQ.

Пример. Предположим, потребляется два продукта: мороженое и печенье. Необходимо выбрать комбинацию, максимизирующую полезность при ограниченном доходе в 10 у. е.

Основными факторами выбора будут: субъективные предпочтения потребителя; цены товаров.

Для того чтобы иметь возможность сравнивать предельные полезности товаров, будем рассматривать их предельные полезности в расчете на одну затраченную единицу дохода (табл.7).

Таблица 7.

Предельные полезности двух благ

Кол-во благ Мороженое, Р=1 у.е Печенье, Р=2 у.е
MU MU в расчете на единицу дохода MU MU в расчете на единицу дохода

В данных условиях первой покупкой потребителя будет пачка печенья, так как на одну единицу дохода потребление пачки печенья приносит больший уровень полезности в размере 12 ютилей. Затем потребителю будет все равно – покупать первое мороженое или вторую пачку печенья. Пусть в таких ситуациях потребитель покупает оба товара. При такой комбинации каждая единица дохода приносит одинаковую предельную полезность, однако равновесие достигнуто не будет, так как израсходован не весь доход, а следовательно, может быть достигнут более высокий уровень общей полезности.

Максимизация общей полезности будет достигнута при покупке четырех пачек печенья и двух мороженых и общая полезность будет равна 96 ютилям.

Основным недостатком кардиналистского подходаявляется утверждение возможности точного и объективного измерения полезности различных товаров и услуг потребителями.

Наши рекомендации