Цель, задачи дисциплины и ее роль в формировании компетенций магистра
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА
Учебное пособие
Красноярск
УДК
ББК
Управленческая экономика.
учебное пособие. [Текст] / В.Б. Дулепова,– Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. –с.
Учебное пособие по дисциплине «Управленческая экономика» предназначены для подготовки магистров направления 38.04.02 – «Менеджмент».
УДК
ББК
© Сибирский
федеральный
университет, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель, задачи дисциплины и ее роль в формировании компетенций магистра. | |
2. Содержание дисциплины………………………………………………………… | |
3. Практические занятия……………………………………………………………. | |
1.Введение в «Управленческую экономику» 1.1.Управленческая экономика: цель изучения и взаимосвязь с другими дисциплинами 1.2.Основы функционирования современной смешанной экономики 2.Фирма: понятие, цели и подходы к принятию оптимального решения 2.1.Фирма: экономическое содержание и основные концепции 2.2.Структура фирмы и типы фирм 2.3.Проблема «принципал-агент» в экономике. Оппортунистическое поведение менеджеров 2.4.Производственная функция и допущения при ее построении 2.5.Производственная функция в краткосрочном периоде 2.6.Функция издержек и её анализ в краткосрочном периоде 2.7.Производство в долгосрочном периоде. Выбор оптимальной комбинации факторов производства. Эффект масштаба 3.Исследование спроса как начальный этап комплексного изучения рынка единичного товара 3.1.Рыночный спрос и факторы, формирующие его 3.2.Эластичность рыночного спроса 3.3.Рыночное предложение, эластичность предложения и определяющие ее факторы 3.4.Рыночное равновесие и механизм его достижения 4.Конкуренция и типы рынков в экономическом анализе 4.1.Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию 4.2.Конкуренция и рыночные структуры 4.3.Конкурентные преимущества и конкурентоспособность 4.4Слияния: понятие, классификация, мотивы и факторы их детерминирующие 5.Выбор оптимального объема производства и цены фирмой в условиях различных рыночных структур 5.1Необходимость учета специфики рынка и позиций фирмы на рынке при выборе стратегии фирмы 5.2.Краткосрочное равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции 5.3.Выбор фирмой оптимального объема выпуска в долгосрочном периоде 5.4.Особенности выбора фирм на рынке олигополии и монополистической конкуренции 6.Принятие управленческих решений в условиях асимметричной информации, риска и неопределенности 7.Макроэкономические факторы, детерминирующие деятельность фирмы и принятие фирмой управленческих решений …………………. | |
……………………….…… | |
Литература…………………………………………………………………………… |
Цель, задачи дисциплины и ее роль в формировании компетенций магистра
Дисциплина Б1.В.ОД.3 - «Управленческая экономика» является одной из базовых дисциплин ОП подготовки магистров по направлению 38.04.02 – «Менеджмент.
Дисциплина «Управленческая экономика» представляет собой продвинутый курс теоретической экономики с выходом на решение прикладных управленческих проблем на уровне фирмы (бизнеса).
Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов магистратуры теоретической базы для принятия менеджерами ключевых коммерческих решений, касающихся распределения ограниченных ресурсов компании.
Задачи изучения дисциплины:
- дать углубленное представление о принципах и закономерностях функционирования рыночной экономики, основных агентов рыночной экономики, иметь представление о системе их экономических интересов, целях и роли в экономике;
- расширить знания о факторах и закономерностях экономического поведения фирм в различных рыночных структурах с целью формирования навыка выбора оптимального решения в условиях ограничений реально функционирующих фирм;
- научить выбирать и использовать методы, инструменты теоретической экономики для анализа, оценки, моделирования и прогнозирования реальных рынков и реального бизнеса наиболее адекватные целям, исходной базе данных и уровню подготовки исследователя, дать понимание вариантов, механизмов взаимодействия правительственных структур и бизнеса и последствий такого взаимодействия;
- сформировать умение критически оценивать экономические концепции, применять теоретические знания к анализу проблем реально функционирующих фирм и рынков, самостоятельно интерпретировать результаты расчётов, обосновывать и аргументировано излагать собственную точку зрения;
- сформировать умение выявлять макроэкономические факторы деятельности фирмы и учитывать их при принятии управленческого решения, прогнозировать влияние государственного регулирования экономики на рыночную ситуацию и экономические результаты фирмы;
- создать учебную атмосферу, дающую студентам возможность проявить инициативу и личную автономию при выборе целей, инструментов, алгоритмов самостоятельного исследования и реализовать способности самоконтроля за достижением поставленных целей.
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести знания, умения и навыки, необходимые для его профессиональной деятельности.
Знать:
- основные базовые категории экономической теории, методологию экономического анализа, методы и инструменты экономического анализа, алгоритм создания экономических моделей;
- принципы, закономерности и проблемы функционирования рыночной экономики, основных агентов рыночной экономики, иметь представление о системе их экономических интересов, целях и роли в экономике; основные виды и роль конкуренции в рыночной экономике, специфику различных рыночных структур;
- систему показателей, характеризующих затраты и результаты деятельности фирмы, особенности их динамики в различных условиях;
- факторы и закономерности экономического поведения фирмы, критерии принятия ею решений относительно объёмов производства и цен в условиях различных рыночных структур;
- основные макроэкономические факторы, детерминирующие функционирование фирмы и принятие ею управленческого решения.
Уметь:
- применять теоретические знания к анализу проблем реальной экономики и решению практических бизнес – задач;
- критически оценивать экономические концепции, применять теоретические знания к анализу проблем функционирования фирм и рынков. В частности, анализировать рыночные структуры, учитывать их при принятии фирмой управленческого решения относительно объёмов производства;
- выбирать инструменты экономико-математического, экономико-статистического, инвестиционного анализа наиболее адекватные целям, исходной базе данных и уровню подготовки исследователя;
- самостоятельно использовать методы и инструменты теоретической экономики и экономико-математического моделирования для анализа проблем функционирования рынков и предприятий в условиях реальной экономики и практических бизнес - задач;
- самостоятельно интерпретировать результаты расчётов, обосновывать и аргументировано излагать собственную точку зрения;
- выявлять макроэкономические факторы деятельности фирмы и учитывать их при принятии управленческого решения, прогнозировать влияние государственного регулирования экономики на рыночную ситуацию и экономические результаты фирмы.
Изучение курса «Управленческая экономика», таким образом, обеспечивает формирование у студентов некоторых общекультурных (ОК) и общепрофессиональных компетенций (ОПК):
- способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
- готовности к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК- 3);
- готовности к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способности проводить самостоятельные исследования, обосновывать актуальность и практическую значимость избранной темы научного исследования (ОПК-3).
Освоение курса закладывает фундамент для аналитической деятельности (поиска, анализа и оценки информации для подготовки и принятия управленческих решений; проведение оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности); научно-исследовательской деятельности (выбор инструментария исследований, анализ их результатов, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования, подготовка обзоров и отчетов по теме исследования; разработка моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов; выявление и формулирование актуальных научных проблем; подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций), педагогической деятельности (преподавание управленческих дисциплин и разработка соответствующих учебно-методических материалов).
Роль преподавателя- помочь студентам обрести обоснованную уверенность в собственном опыте, знаниях, умениях.
Программа данного курса предполагает, что у студентов есть знания и навыки, сформированные при изучении дисциплин программ подготовки бакалавров и специалистов: «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Эконометрика», «Маркетинг», «Менеджмент», «Инвестиции».
Курс «Управленческая экономика», в свою очередь, предшествует изучению студентами магистратуры специализированных экономических и управленческих дисциплин, создает базу для их успешного освоения. Знания и навыки, сформированные при изучении курса «Управленческая экономика» необходимы, в частности, при изучении курсов «Конкурентные стратегии бизнеса», «Стратегическая конкурентоспособность», «Профессиональный иностранный язык».
Содержание дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (акад. часов) | Семестр 9 зачетных единиц (акад. часов) |
Общая трудоемкость дисциплины | 3 (108 часов) | 3 (108 часов) |
Контактная работа с преподавателем: | 0, 89 (32 часа) | 0,89 (32 часа) |
-лекции | 0, 28(10 часов) | 0,28 (10 часов) |
-практические занятия (ПЗ) | 0,62 (22 часа) | 0,62 (22 часа) |
Самостоятельная работа: | 2,12(76 часов) | 2,12 (76 часов) |
-изучение теоретического курса (ТО) | 1,0 (36 часов) | 1,0 (36 часов) |
-подготовка реферата или доклада и презентации доклада; | 0,62 (22 часа) | 0,62 (22 часа) |
-выполнение учебных заданий (УЗ) | 0,5 (18 часов) | 0,5 (18 часов) |
Вид итогового контроля | зачет | зачет |
Разделы дисциплины «Управленческая экономика» и виды занятий в часах представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план занятий), час.
№ п/п | Разделы дисциплины | Лекции (час.) | ПЗ (часов) | Самостоятельная работа (часов) | Формируемые компетенции |
Введение в управленческую экономику | не предусмотрено | ОК-1,2 ОПК-1,3 | |||
Фирма: понятие, цели и подходы к принятию оптимального решения | ОК-1,2 ОПК-1,3 | ||||
Исследование спроса как начальный этап комплексного изучения рынка | ОК-1,2 ОПК-1,3 | ||||
Конкуренция и типы рынков в экономическом анализе | ОК-1,2 ОПК-1,3 | ||||
Выбор оптимального объема производства и цены фирмой в условиях различных рыночных структур | ОК-1,2 ОПК-1,3 | ||||
Принятие управленческих решений в условиях асимметричной информации, риска и неопределенности | ОК-1,2 ОПК-1,3 | ||||
Макроэкономические факторы, детерминирующие деятельность фирмы и принятие управленческих решений | не предусмотрено | ОК-1,2 ОПК-1,3 |
Дисциплина преподаётся одним модулем. Содержание разделов дисциплины представлено ниже.
1. Введение в управленческую экономику
Проблема экономического выбора и механизмы принятия решения в условиях ограничений. Основные принципы функционирования рыночной экономики.
Цель изучения дисциплины и её взаимосвязь с другими экономическими дисциплинами. Обзор основных понятий и исходных допущений экономического анализа в рамках управленческой экономики.
2. Фирма: понятие, цели и подходы к принятию оптимального решения
Фирма как один из основных институтов современной экономической системы. Экономическое содержание фирмы. Основные концепции фирмы. Основные типы фирм. Цели фирмы. Проблема «принципал - агент» и формы её проявления в практике функционирования российских фирм.
Затраты и результаты фирмы. Издержки фирмы: понятие и виды. Динамика издержек фирмы. Производственная функция: понятие, виды, роль в экономическом анализе и ограниченность применения. Равновесие фирмы.
3. Исследование спроса как начальный этап комплексного изучения рынка единичного товара
Рыночный спрос. Функция спроса и её виды. Факторы формирования рыночного спроса. Функциональный и нефункциональный спрос. Оценка спроса. Рыночное предложение. Факторы формирования предложения. Равновесие. Экономическая концепция эластичности. Проблемы прогнозирования и управления фирмой спросом на свою продукцию.
4. Конкуренция и типы рынков в экономическом анализе
Конкуренция и её роль в рыночной экономике. Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию. Совершенная и несовершенная конкуренция. Типы рынков несовершенной конкуренции. Конкуренция и конкуренты. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность. Степень концентрации производства в отрасли и её измерение. Уровень власти фирмы на рынке и её измерение. Монополия. Типы монополий. Олигополия. Согласованное и несогласованное поведение фирм - олигополий. Сговор и факторы его детерминирующие. Рынок монополистической конкуренции. Стратегия фирмы в условиях различных рыночных структур. Слияние и поглощения, факторы способствующие влияниям и поглощениям. Изменение рыночных структур в результате слияний и поглощений, воздействие на конкуренцию и экономический результат. Тенденции слияний и поглощений на российских рынках. Направления современных исследований проблем конкуренции. Объективные предпосылки усиления конкуренции.
5. Выбор оптимального объема производства и цены фирмой в условиях различных рыночных структур
Необходимость учёта специфики рынка и позиций фирмы на рынке
при выборе стратегии фирмы. Принятие решений относительно цен и объёма производства в условиях совершенной конкуренции. Оптимальный уровень производства и оптимальный уровень цен. Экономическая и нормальная прибыль. Порог безубыточности и порог банкротства. Выбор оптимального объёма производства и цены на монопольном рынке. Ценовая дискриминация. Особенности ценообразования на олигополистическом рынке. Принятие решений о цене и объёмах производства на рынке олигополии. Выбор оптимального объёма производства и цены фирмой в условиях монополистической конкуренции. Неценовые факторы дифференцирования цен на товары и услуги в условиях монополистической конкуренции и олигополии.
6. Принятие управленческих решений в условиях асимметричной информации, риска и неопределенности
Асимметричность информации. Рынки с ассиметричной информацией. Последствия асимметричности для рынка. Реакция рынка на асимметрию информации. Риск и неопределенность в экономике. Риск и его виды. Измерение риска: вероятность результата, ожидаемое значение, изменчивость результата. Дисперсия и стандартное отклонение как меры изменчивости. Отношение к риску. Способы управления риском. Экономический анализ эффективности намечаемых инвестиций.
7. Макроэкономические факторы, детерминирующие деятельность фирмы и принятие ею управленческих решений
Внешняя экономическая среда фирмы. Макроэкономические факторы деятельности фирмы. Необходимость, направления и инструменты государственного вмешательства в экономику. Влияние государственного вмешательства в экономику на деятельность фирмы. Государственное регулирование слияний, поглощений и деятельности монополий.