Образования и подготовки специалистов
Прогнозирование и планирование образования и подготовки специалистов осуществляется с учетом поставленных целей и задач перед отраслью, финансовых, материальных и других возможностей общества по их реализации.
При прогнозировании и планировании развития общеобразовательных школ разрабатываются следующие показатели:
контингент, прием и выпуск учащихся, количество классов, среднее число учеников в одном классе, сменность
• занятий, сеть школ и ее развитие. Главным из них является
• контингент учащихся, на основе которого определяются все другие показатели, т.е. потребность в классных комнатах, сеть школ, ее материальная база, Необходимые педагогические кадры. данный показатель характеризует общую числённость учащихся с выделением следующих групп, получающих общее среднее и профессиональное образование: начальная школа (1—4-й классы); неполная средняя школа (5— 9й классы); средняя образовательная и профессиональная школа, 10— 11-й классы общеобразовательной школы, колледжи, средние профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения.
Контингенты учащихся, наполняемость классов и сменность занятий являются основой для расчета потребности в классах и классных руководителях. При этом в случае наличия соответствующих возможностей, исходят из необходимости сокращения сменности занятий. Рассчитывается потребность в преподавателях по отдельным предметам, определяемая в зависимости от численности учеников в классах, количества часов по данному предмету в соответствии с учебным планом и нормативной нагрузкой на одного преподавателя (в часах).
Система показателей обосновывается нормами и нормативами по определению потребностей в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Важное условиё успешного функционирования общеобразовательной школы - это поддержание в надлежащем состоянии её материально-технической базы. Общеобразовательные школы должны быть оснащены современными техническими средствами, укомплектованы учебниками и наглядными пособиями. На основе прогнозных и плановых расчетов разрабатываются практические меры по обеспечению требуемого технического и эксплуатационного состояния зданий и сооружений, средств обучения, повышению статуса работников образования, усилению социальной защиты воспитанников школ-интернатов и детских домов, учащихся, учителей, сохранению сети детских дошкольных учреждений и развитию национальной системы дошкольного образования.
Во многом аналогичные задачи решаются и в отношении профессионального образования. Это прежде всёго создание рациональной сети учебных заведений с многоуровневой и многовариантной системой, сочетающей привлечение различных
источников финансирования, включая и средства самих обучающихся.
При прогнозировании и планировании высшего и среднего специального образования, как правило, предусматривается:
- осуществление структурно-содержательных реформ, отвечающих запросам общества, государства и личности и обеспечивающих повышение качества профессиональной подготовки, усиление индивидуального подхода, развитие творческих способностей, формирование устойчивой жизненной позиции будущих специалистов, укрепление связи с производством;
- совершенствование нормативного, учебно-методического и научного обеспечёния системы образования;
- качественное обновление материально-технической базы отрасли.
Обычно определяется круг проблем, связанных с подготовкой квалифицированных специалистов по уровням образования, темпам их роста, пропорциям и укрупненным профессиональным группам специальностей. При прогнозировании подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием разрабатываются следующие показатели:
- прием в высшие и средние специальные учебные заведения;
- выпуск специалистов по группам специальностей, видам обучения и вузам.
Показатель численности учащихся на начало планируемого учебного года рассчитывается в целом и по формам обучения.
Потребность в специалистах определяется на текущий и перспективный периоды. Последняя рассчитывается исходя из показателей, развития соответствующих отраслей, сфер деятельности. В основе прогнозирования подготовки специалистов на перспективу лежит определение научно обоснованной дополнительной потребности в каждой из сфер деятельности и отраслей с учетом их развития, а также возмещения естественного выбытия, частичной замены практиков дипломированными специалистами и др.
При разработке комплексного. прогноза подготовки. кадров с высшим и средним специальным образованием необходимо учитывать и факторы, связанные, с общей социально-экономической ситуацией в обществе, предполагаемыми изменениями нормативно-законодательной базы, развитием связей с мировым сообществом и ряд других условий, которые могут во многом повлиять на полученные результаты. Такие
разработки чаще всего выполняются на основе применения интуитивных методов прогнозирования, а при наличии достаточного объема достоверной информации дополняются формализованными.
Расчеты по подготовке специалистов должны увязываться с перспективами развития материальной базы учебных заведений (строительство учебных и жилых корпусов, приобретение необходимого оборудования) и обеспеченностью профессорско-преподавательским составом.
Определяющими при разработке планов-прогнозов образования и подготовки специалистов являются вопросы финансирования отрасли. В большинстве государств мира с относительно высоким уровнем ВВП расходы на получение общего среднего и начального профессионального образования компенсируются из средств государственного бюджета. При подготовке специалистов в высших и средних спёциальных учебных заведениях финансирование носит смешанный характер, т.е. осуществляется как из бюджета государства, так и различными юридичёскими лицами и непосрёдственно абитуриентами
20.3. Прогнозирование и планирование