Ценовая политика на рынке технологий
Специфической составной частью международного рынка услуг является международный рынок технологий, отличающийся большим разнообразием и динамизмом развития.
Объектами международной торговли технологиями являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной и неовеществленной форме, причем четкой границы между этими формами нет.
Неовеществленной формой могут считаться техническая документация, знания, опыт, рецептура, лицензии на использование результатов научно-технических разработок, компьютерных программ.
К овеществленной форме относятся промышленные образцы, отдельные агрегаты и технологические линии, которые передаются для дальнейшего производства по той или иной технологии.
К промышленно-интеллектуальной собственности, связанной с торговлей технологиями, относятся так же товарные знаки, иногда называемые брэндами. Товарный знак на конкурентном рынке свидетельствует об определенном качестве товара, его техническом уровне и уровне гарантийного обслуживания. Следовательно, он влияет на предпочтения покупателей и поэтому представляет собой реальную ценность.
Субъектами международного рынка технологий могут выступать государства, высшие учебные заведения и научно-исследовательские организации, различные фирмы и фонды, а также физические лица - изобретатели и ученые. Другими словами, собственниками созданных технологий и других результатов научно-технической деятельности выступают либо их создатели, либо те государственные и негосударственные организации, которые финансируют их деятельность.
Международная торговля технологиями входит также в сферу деятельности ВТО, в рамках которой действует Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность.
Основными понятиями в торговле технологиями, их разработке, распространении и защите являются патент, лицензия и ноу-хау.
Патент (от лат. раtепs - открытый, явный) - это документ, выдаваемый компетентным государственным органом, по которому то или иное техническое решение признается изобретением, полезной моделью, промышленным образцом. Патент закрепляет за лицом (патентовладельцем), которому он выдан, монопольное право на пользование этим изобретением.
Патентной защитой пользуются лишь принципиально новые изобретения, позволяющие достигнуть качественно новых технических и экономических результатов.
Патент действует только в стране регистрации. Поэтому широко распространена регистрация патентов в зарубежных странах. В результате патентовладелец имеет преимущество в конкуренции не только на национальном, но и на международном рынках.
Лицензия (патентная) - разрешение, выдаваемое патентовладельцем другому лицу или фирме, на право промышленного или торгового использования содержания патента. Лицензия выдается за определенное вознаграждение, на определенных условиях и на определенный договором срок. При этом право собственности на объект лицензии остается за патентовладельцем.
Если лицензии и патенты передаются или продаются за границу, это уже считается международной нетоварной коммерческой сделкой. Предоставление за границу лицензий и товарных знаков называется международным лицензированием, которое является основной формой международного обмена технологиями.
За использование лицензии покупатель платит продавцу. Эта плата составляет часть дохода, полученного в результате использования лицензии. Лицензионные платежи подразделяются на периодические - роялти и единовременные - паушальные. Роялти - это рента за интеллектуальные ресурсы. Она выплачивается в виде отчислений от дохода покупателя лицензии в течение срока действия соглашения.
Паушальные платежи - твердо зафиксированная в лицензионном соглашении сумма, не зависящая от объема производства и сбыта продукции.
Термин «ноу-хау», возникший в США, происходит от англ. khow how, т.е. «знать как (делать)». Под этим термином понимаются научно-технические знания и опыт производственного, управленческого, коммерческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и другой профессиональной деятельности, но не обеспечены патентной защитой и носят конфиденциальный характер.
Ноу-хау предоставляются либо в форме документации (чертежи, схемы, инструкции, компьютерные программы, рецептуры), либо в форме передачи непосредственного опыта через командированных специалистов или обучение стажеров. Передача ноу-хау имеет форму беспатентной лицензии, которая тоже оплачивается в соответствии с заключенным контрактом.
К международному обмену технологиями относится и международный инжиниринг - предоставление иностранному контрагенту комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика, а также управленческих, маркетинговых и подрядных услуг.
Вид платежа по лицензионному договору, при котором покупатель производит оплату общей стоимости лицензии по частям, как правило, в виде процента (твердо установленного или скользящего) от продажной стоимости продукции, производимой по лицензии, либо от прибыли лицензиата в течение всего срока действия договора или его части. По мнению некоторых экономистов-международников, размер роялти равен или прямо пропорционален доле затрат на проведение научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ в себестоимости единицы продукции.
Контрольные вопросы:
1. Что является особенностью мировых цен?
2. Особенности функционирования рынка нефти?
3. Виды цен на цветные металлы?
4. Биржевые цены на цветные металлы?
5. Какова специфика рынка машин и оборудования?
6. Какие применяются системы доплат и скидок к ценам на мировом рынке машин и оборудовании?
7. Какие факторы определяют цену на сельскохозяйственные товары?
8. Индикативная, интервенционная, пороговая цены?
9. Международные тарифы?
10. Особенности международного рынка товаров и услуг?
11. Что такое ставка роялти?
12. В чем заключается суть паушальной платы?
Список используемых источников:
1. Тарасов, В.И. Ценообразование: учебное пособие / В.И. Тарасов. - Мн. :
Книжный Дом, 2005. - 254 с.
2. Дрозд, Н.М. Ценообразование на мировом рынке / Н.М. Дрозд. - Мн.:
НОООО «БиП-С», 2003. – 26 с.
3. Нэгл, Т. Т. Стратегия и тактика ценообразования 3-е изд. / Т.Т. Нэгл. – СПб. :
Питер, 2004. 572 с.
4. Юркова, Т.П. Экономика цветной металлургии. Тексты лекций. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: httр://yurkovs.narod.ru/Ec_otr/ch72/htm .Дата доступа
18.02.2014.
5. Мировой рынок нефти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httр://economy-
world.narod..ru/Biblio/Particularities.htm . - Дата доступа 20.01.2014.
6. Ценообразование на продукцию сельского хозяйства и продовольствия
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: httр://economy
world.narod..ru/Biblio/Particularities.htm. - Дата доступа: 20.03.2014.
7. Полещук, И.И., Терешина В.В. Ценообразование: учебник / Под общ. ред. И.И.
Полещук. Мн. : БГЭУ, 2001. – 303 с.