Ценовая политика на рынке технологий

Специфической составной частью международного рынка услуг является между­народный рынок технологий, отличающийся большим разнообразием и динамизмом развития.

Объектами международной торговли технологиями являются результаты ин­теллектуальной деятельности в овеществленной и неовеществленной форме, причем четкой границы между этими формами нет.

Неовеществленной формой могут считаться техническая документация, знания, опыт, рецептура, лицензии на использование результатов научно-технических разрабо­ток, компьютерных программ.

К овеществленной форме относятся промышленные образцы, отдельные агрега­ты и технологические линии, которые передаются для дальнейшего производства по той или иной технологии.

К промышленно-интеллектуальной собственности, связанной с торговлей техно­логиями, относятся так же товарные знаки, иногда называемые брэндами. Товарный знак на конкурентном рынке свидетельствует об определенном качестве товара, его техниче­ском уровне и уровне гарантийного обслуживания. Следовательно, он влияет на пред­почтения покупателей и поэтому представляет собой реальную ценность.

Субъектами международного рынка технологий могут выступать государст­ва, высшие учебные заведения и научно-исследовательские организации, различные фирмы и фонды, а также физические лица - изобретатели и ученые. Другими словами, собственниками созданных технологий и других результатов научно-технической дея­тельности выступают либо их создатели, либо те государственные и негосударственные организации, которые финансируют их деятельность.

Международная торговля технологиями входит также в сферу деятельности ВТО, в рамках которой действует Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность.

Основными понятиями в торговле технологиями, их разработке, распространении и защите являются патент, лицензия и ноу-хау.

Патент (от лат. раtепs - открытый, явный) - это документ, выдаваемый компе­тентным государственным органом, по которому то или иное техническое решение при­знается изобретением, полезной моделью, промышленным образцом. Патент закрепляет за лицом (патентовладельцем), которому он выдан, монопольное право на пользование этим изобретением.

Патентной защитой пользуются лишь принципиально новые изобретения, позво­ляющие достигнуть качественно новых технических и экономических результатов.

Патент действует только в стране регистрации. Поэтому широко распространена регистрация патентов в зарубежных странах. В результате патентовладелец имеет пре­имущество в конкуренции не только на национальном, но и на международном рынках.

Лицензия (патентная) - разрешение, выдаваемое патентовладельцем другому лицу или фирме, на право промышленного или торгового использования содержания па­тента. Лицензия выдается за определенное вознаграждение, на определенных условиях и на определенный договором срок. При этом право собственности на объект лицензии остается за патентовладельцем.

Если лицензии и патенты передаются или продаются за границу, это уже считает­ся международной нетоварной коммерческой сделкой. Предоставление за границу ли­цензий и товарных знаков называется международным лицензированием, которое явля­ется основной формой международного обмена технологиями.

За использование лицензии покупатель платит продавцу. Эта плата составляет часть дохода, полученного в результате использования лицензии. Лицензионные плате­жи подразделяются на периодические - роялти и единовременные - паушальные. Ро­ялти - это рента за интеллектуальные ресурсы. Она выплачивается в виде отчислений от дохода покупателя лицензии в течение срока действия соглашения.

Паушальные платежи - твердо зафиксированная в лицензионном соглашении сумма, не зависящая от объема производства и сбыта продукции.

Термин «ноу-хау», возникший в США, происходит от англ. khow how, т.е. «знать как (делать)». Под этим термином понимаются научно-технические знания и опыт про­изводственного, управленческого, коммерческого, финансового и иного характера, ко­торые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и другой про­фессиональной деятельности, но не обеспечены патентной защитой и носят конфиден­циальный характер.

Ноу-хау предоставляются либо в форме документации (чертежи, схемы, инструк­ции, компьютерные программы, рецептуры), либо в форме передачи непосредственного опыта через командированных специалистов или обучение стажеров. Передача ноу-хау имеет форму беспатентной лицензии, которая тоже оплачивается в соответствии с за­ключенным контрактом.

К международному обмену технологиями относится и международный инжини­ринг - предоставление иностранному контрагенту комплекса или отдельных видов ин­женерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика, а также управленческих, маркетинговых и подрядных услуг.

Вид платежа по лицензионному договору, при котором покупатель производит оплату общей стоимости лицензии по частям, как правило, в виде процента (твердо ус­тановленного или скользящего) от продажной стоимости продукции, производимой по лицензии, либо от прибыли лицензиата в течение всего срока действия договора или его части. По мнению некоторых экономистов-международников, размер роялти равен или прямо пропорционален доле затрат на проведение научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ в себестоимости единицы продукции.

Контрольные вопросы:

1. Что является особенностью мировых цен?

2. Особенности функционирования рынка нефти?

3. Виды цен на цветные металлы?

4. Биржевые цены на цветные металлы?

5. Какова специфика рынка машин и оборудования?

6. Какие применяются системы доплат и скидок к ценам на мировом рынке машин и оборудовании?

7. Какие факторы определяют цену на сельскохозяйственные товары?

8. Индикативная, интервенционная, пороговая цены?

9. Международные тарифы?

10. Особенности международного рынка товаров и услуг?

11. Что такое ставка роялти?

12. В чем заключается суть паушальной платы?

Список используемых источников:

1. Тарасов, В.И. Ценообразование: учебное пособие / В.И. Тарасов. - Мн. :

Книжный Дом, 2005. - 254 с.

2. Дрозд, Н.М. Ценообразование на мировом рынке / Н.М. Дрозд. - Мн.:

НОООО «БиП-С», 2003. – 26 с.

3. Нэгл, Т. Т. Стратегия и тактика ценообразования 3-е изд. / Т.Т. Нэгл. – СПб. :

Питер, 2004. 572 с.

4. Юркова, Т.П. Экономика цветной металлургии. Тексты лекций. [Электрон­ный

ресурс]. - Режим доступа: httр://yurkovs.narod.ru/Ec_otr/ch72/htm .Дата доступа

18.02.2014.

5. Мировой рынок нефти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httр://economy-

world.narod..ru/Biblio/Particularities.htm . - Дата доступа 20.01.2014.

6. Ценообразование на продукцию сельского хозяйства и продовольст­вия

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: httр://economy

world.narod..ru/Biblio/Particularities.htm. - Дата доступа: 20.03.2014.

7. Полещук, И.И., Терешина В.В. Ценообразование: учебник / Под общ. ред. И.И.

Полещук. Мн. : БГЭУ, 2001. – 303 с.

Наши рекомендации