Логистические решения в складировании
Фирмы иногда вынуждены создавать склады в системе снабжения (закупок) для уменьшения транспортных издержек, потребностей комплектования МР и т.п.
Роль складирования в логистике неоднозначна. С одной стороны в современных логистических концепциях JIT, «Lean production», DDT общей тенденцией является максимальное сокращение складских запасов. С другой стороны, избежать создания складских запасов вообще в большинстве случаев не удается. Поэтому в логистическом менеджменте, как правило, складирование продукции в ЛС осуществляется в том случае, если оно позволяет снизить издержки или улучшить качество логистического сервиса.
Преимущества складирования:
· Консолидация;
· Разукрупнение;
· Дистрибьюция определённого ассортимента продукции;
· Поддержка производства;
· Комплектация партий груза (продуктов) в процессе транспортировки.
Основные причины, заставляющие фирмы прибегать к складированию:
- уменьшение логистических издержек в производстве и транспортировке за счет лучшего использования производственных мощностей, технологического оборудования; перевозок грузов экономичными партиями;
- координация и выравнивание спроса и предложения за счет создания складских страховых и сезонных запасов ГП в дистрибутивной сети;
- удовлетворение потребностей операционного менеджмента, так как складирование может быть частью производственного процесса;
- создание условий для внедрения эффективных маркетинговых стратегий сбыта ГП;
- улучшение потребительского спроса за счет более быстрого реагирования на спрос;
- достижение экономии на превентивных закупках по более низким ценам и складировании запасов МР, необходимых для обеспечения производственного процесса;
- более широкое географическое покрытие определенной территории рынка;
- гибкость в апробации новых секторов рынка.
Современный склад выполняет огромный объем сервисных логистических операций, предоставляя клиенту возможность широкого выбора логистических решений по складированию, грузопереработке, упаковке, транспортировка, по информационным услугам, т.е. по существу играет роль крупного логистического центра.
Решения, который должен принимать логистический менеджер фирмы в складировании, можно укрупненно разделить на следующие группы:
1). Выбор типа, количества и мощности складов.
2). Рациональная дислокация складов на определенной территории.
3). Определение номенклатуры (ассортимента) хранимой и перерабатываемой на складах продукции.
4). Выбор системы грузопереработки на складе и технологического складского оборудования.
5). Планировка складских помещений, проектирование склада, оптимизация использования складских объемов.
6). Решения по персоналу, уточнение логистических функций склада, перспективы расширения.
Первые две задачи обычно решаются вместе и зависят от принятой фирмой логистической стратегии и величины затрат, связанных со складированием в общей сумме логистических издержек. Альтернативой строительству нового склада (системы складов) является аренда складских помещений других фирм, общественных складов и т.п. При этом в качестве основного критерия выбора, как правило, принимаются общие логистические издержки с ограничениями по требуемому уровню качества складского сервиса.
Определение количества и оптимальной дислокации складов обычно требуют большого объема исходной информации, которая включает:
- перечень всей продукции и продуктовых миксов, хранимых и обрабатываемых на складе;
- дислокация основной массы потребителей, точек хранения, источников пополнения склада (или производственных подразделений фирмы);
- спрос на каждую единицу продукции от определенной территориальной группы потребителей;
- транспортные тарифы (или издержки);
- время доставки, транзита, цикла заказа, логистического цикла;
- затраты или тарифы на складирование;
- затраты на закупку и себестоимость продукции;
- размеры грузовых отправок по каждой позиции номенклатуры продукции и смешанных отправок;
- уровни хранимых запасов по местам дислокации, способы контроля и пополнения запасов;
- затраты, связанные с процедурами заказов и капитальные
- издержки;
- цели потребительского логистического сервиса;
- возможное складское технологическое оборудование и ограничения по размерам, мощности, весу;
- возможные партнеры по дистрибьюции и разделению складских функций между ними и т.д.
Уже сам объем исходной информации говорит о том, что для решения указанных выше задач требуются достаточно сложные экономико-математические методы и модели. Как правило, эти задачи решаются на компьютерах с применением методов оптимального программирования (линейного, нелинейного, динамического),
Грузопереработка
определяется как «эффективное перемещение грузов на короткие расстояния, имеющее место внутри завода или склада или между помещением и транспортным предприятием».
Рассматривая грузопереработку как важную комплексную логистическую активность, логистический менеджмент должен учитывать следующие основные факторы:
- движение (грузопереработка всегда связана с движением и перемещением определенного количества МР, НП, ГП внутри определенной инфраструктуры («facilities») ЗЛС или вне ее);
- время (продукция должна быть перемещена внутри производственных подразделений, складов и т.п. к определенному моменту времени, связанному с производственным расписанием, временем дистрибьюции, заказа или другим отрезком времени логистического цикла);
- количество (Грузопереработка всегда связана с определенными размерами отправок или партий груза. Зачастую именно грузоперерабатывающие мощности определяют рациональное количество поставляемых производителю МР или потребителям — ГП);
- пространство (склад, транспортное средство, терминал и т.п. должны рационально использовать имеющееся в наличии пространство и грузовместимость. Системы грузопереработки позволяют осуществить наиболее эффективное использование пространства).
Эти ключевые факторы должны учитываться совместно. При этом необходимо дополнительно принимать во внимание такие аспекты, как интеграцию и координацию действий логистических посредников в закупках, производстве и дистрибьюции продукции.
Основные логистические принципы современной грузопереработки должны быть реализованы при управлении грузопереработкой в фирменных микрологистических системах согласно следующим основным целевым установкам:
1. Повышение эффективности использования складской мощности.
2. Улучшение операционной эффективности.
3. Улучшение условий труда рабочего персонала и сокращение тяжелого ручного труда.
4. Улучшение логистического сервиса.
5. Уменьшение логистических издержек.