Логистические решения в складировании

Фирмы иногда вынуждены создавать склады в системе снабжения (закупок) для уменьшения транспортных издержек, потребностей комплектования МР и т.п.

Роль складирования в логистике неоднозначна. С одной стороны в современных логистических концепциях JIT, «Lean production», DDT общей тенденцией является максимальное сокращение складских запасов. С другой стороны, избежать создания складских запасов вообще в большинстве случаев не удается. Поэтому в логистическом менеджменте, как правило, складирование продукции в ЛС осуществляется в том случае, если оно позволяет снизить издержки или улучшить качество логистического сервиса.

Преимущества складирования:

· Консолидация;

· Разукрупнение;

· Дистрибьюция определённого ассортимента продукции;

· Поддержка производства;

· Комплектация партий груза (продуктов) в процессе транспортировки.

Основные причины, заставляющие фирмы прибегать к складированию:

  • уменьшение логистических издержек в производстве и транс­портировке за счет лучшего использования производствен­ных мощностей, технологического оборудования; перевозок грузов экономичными партиями;
  • координация и выравнивание спроса и предложения за счет создания складских страховых и сезонных запасов ГП в ди­стрибутивной сети;
  • удовлетворение потребностей операционного менеджмен­та, так как складирование может быть частью производствен­ного процесса;
  • создание условий для внедрения эффективных маркетинго­вых стратегий сбыта ГП;
  • улучшение потребительского спроса за счет более быстрого реагирования на спрос;
  • достижение экономии на превентивных закупках по более низким ценам и складировании запасов МР, необходимых для обеспечения производственного процесса;
  • более широкое географическое покрытие определенной тер­ритории рынка;
  • гибкость в апробации новых секторов рынка.

Современный склад выполняет огромный объем сервисных логистических операций, предоставляя клиенту возможность широкого выбора логистических решений по складированию, грузопереработке, упаковке, транспортировка, по информационным услугам, т.е. по существу играет роль крупного логистического центра.

Решения, который должен принимать логистический менеджер фирмы в складировании, можно укрупненно разделить на следующие группы:

1). Выбор типа, количества и мощности складов.

2). Рациональная дислокация складов на определенной территории.

3). Определение номенклатуры (ассортимента) хранимой и перерабатываемой на складах продукции.

4). Выбор системы грузопереработки на складе и технологического складского оборудования.

5). Планировка складских помещений, проектирование склада, оптимизация использования складских объемов.

6). Решения по персоналу, уточнение логистических функций склада, перспективы расширения.

Первые две задачи обычно решаются вместе и зависят от принятой фирмой логистической стратегии и величины затрат, связанных со складированием в общей сумме логистических издержек. Альтернативой строительству нового склада (системы складов) является аренда складских помещений других фирм, общественных складов и т.п. При этом в качестве основного критерия выбора, как правило, принимаются общие логистические издержки с ограничениями по требуемому уровню качества складского сервиса.

Определение количества и оптимальной дислокации складов обычно требуют большого объема исходной информации, которая включает:

  • перечень всей продукции и продуктовых миксов, хранимых и обрабатываемых на складе;
  • дислокация основной массы потребителей, точек хранения, источников пополнения склада (или производственных под­разделений фирмы);
  • спрос на каждую единицу продукции от определенной тер­риториальной группы потребителей;
  • транспортные тарифы (или издержки);
  • время доставки, транзита, цикла заказа, логистического цикла;
  • затраты или тарифы на складирование;
  • затраты на закупку и себестоимость продукции;
  • размеры грузовых отправок по каждой позиции номенкла­туры продукции и смешанных отправок;
  • уровни хранимых запасов по местам дислокации, способы контроля и пополнения запасов;
  • затраты, связанные с процедурами заказов и капитальные
  • издержки;
  • цели потребительского логистического сервиса;
  • возможное складское технологическое оборудование и ог­раничения по размерам, мощности, весу;
  • возможные партнеры по дистрибьюции и разделению склад­ских функций между ними и т.д.

Уже сам объем исходной информации говорит о том, что для решения указанных выше задач требуются достаточно сложные экономико-математические методы и модели. Как правило, эти задачи решаются на компьютерах с применением методов оптимального программирования (линейного, нелинейного, динамического),

Грузопереработка

определяется как «эффективное перемещение грузов на короткие расстояния, имеющее место внутри завода или склада или между помещением и транспортным предприятием».

Рассматривая грузопереработку как важную комплексную логи­стическую активность, логистический менеджмент должен учиты­вать следующие основные факторы:

  • движение (грузопереработка всегда связана с движением и перемещением определенного количества МР, НП, ГП внутри определенной инфраструктуры («facilities») ЗЛС или вне ее);
  • время (продукция должна быть перемещена внутри произ­водственных подразделений, складов и т.п. к определенно­му моменту времени, связанному с производственным рас­писанием, временем дистрибьюции, заказа или другим от­резком времени логистического цикла);
  • количество (Грузопереработка всегда связана с определен­ными размерами отправок или партий груза. Зачастую именно грузоперерабатывающие мощности определяют рациональ­ное количество поставляемых производителю МР или по­требителям — ГП);
  • пространство (склад, транспортное средство, терминал и т.п. должны рационально использовать имеющееся в нали­чии пространство и грузовместимость. Системы грузопереработки позволяют осуществить наиболее эффективное ис­пользование пространства).

Эти ключевые факторы должны учитываться совместно. При этом необходимо дополнительно принимать во внимание такие аспек­ты, как интеграцию и координацию действий логистических по­средников в закупках, производстве и дистрибьюции продукции.

Основные логистические принципы современной грузопереработки должны быть реализованы при управле­нии грузопереработкой в фирменных микрологистических систе­мах согласно следующим основным целевым установкам:

1. Повышение эффективности использования складской мощнос­ти.

2. Улучшение операционной эффективности.

3. Улучшение условий труда рабочего персонала и сокращение тяжелого ручного труда.

4. Улучшение логистического сервиса.

5. Уменьшение логистических издержек.

Наши рекомендации