Политико-экономический (политический

Политике- ^ деловой) цикл (роИИса.1 Ъизгпезв сус1е) —

экономический циклцикл экономической и политической ак­тивности правительства между выборами1. Деятельность прави­тельства между выборами подчинена определенным закономернос-

Политико-экономический (политический - student2.ru 1 Nо^йЬ.аиз IV ТЬе Ро1Шса1 Визтезз Сус1е // Кеу1е\у оГ Есопогтс 81исИез 1975 № 42 Р 169—190



Глава 14. Теория общественного выбора

Политико-экономический (политический - student2.ru тям С известной долей условности она может быть описана следу­ющим образом. После выборов осуществляется ряд мер, направ­ленных на изменение целей или масштабов деятельности предше­ствующего правительства. Эти меры носят особенно радикальный характер, если к власти приходит партия, до этого находившаяся в оппозиции. Предпринимаются попытки по сокращению дефицита государственного бюджета, сворачиванию непопулярных программ, перестройке работы государственного аппарата. Вновь пришедшие к власти люди стараются выполнить хотя бы часть предвыборных обещаний. Однако затем активность снижается до тех пор, пока падение популярности нового правительства не достигает крити­ческого уровня. С приближением следующих выборов активность правительства возрастает. Если отложить на оси абсцисс время, а на оси ординат — активность правительства, то описанный цикл в общем виде будет выглядеть примерно так (рис. 14—7).

Экономическая

активность правительства

Политико-экономический (политический - student2.ru

О

Т, Т2 Т3 Время

Рис.14—7. Политико-экономический цикл

Отрезок Т1 Т2 отражает падение популярности правительства, отрезок Т2 Т, — наращивание активности, связанное с подготовкой предстоящих выборов. Целесообразно отметить, что пик новой ак­тивности не должен находиться слишком далеко от предстоящих перевыборов, иначе избиратели успеют забыть о периоде активной деятельности правительства. При этом желательно, чтобы уровень активности в точке Т3 был не ниже активности предшествующего правительства в точке Тг Общий политико-экономический цикл может включать ряд более мелких подциклов, которые в целом вписываются в указанную закономерность.

„ "Провалы" (фиаско) государства (правительства) Провалы (дох>егптпеп1 /аИиге) — это случаи, когда государст-государствав0 (правительство) не в состоянии обеспечить эф­фективное распределение и использование общественных ресурсов.

Обычно к "провалам" государства относят:

1. Ограниченность необходимой для принятия решений ин­формации.Подобно тому как на рынке возможно существование асимметричной информации, так и правительственные решения

14 4 Бюрократия и проблемы формирования экономики 465

Политико-экономический (политический - student2.ru могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Более того, наличие мощных групп с особыми интересами, активного лоб­би, мощного бюрократического аппарата приводит к значительно­му искажению даже имеющейся информации.

2. Несовершенство политического процесса.Напомним лишь
основные моменты: рациональное неведение, лоббизм, манипулиро­
вание голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг,
поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т. д.

3. Ограниченность контроля над бюрократией.Стремитель­
ный рост государственного аппарата создает все новые и новые
проблемы в этой области.

4. Неспособность государства полностью предусмотреть и кон­
тролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых
им решений.Дело в том, что экономические агенты часто реагиру­
ют отнюдь не так, как предполагало правительство. Их действия
сильно изменяют смысл и направленность предпринятых прави­
тельством акций (или законов, одобренных законодательным со­
бранием). Мероприятия, осуществляемые государством, вливаясь в
общую структуру, часто приводят к отличным от первоначальных
целей последствиям. Поэтому конечные результаты действий госу­
дарства зависят не только, а нередко и не столько от него самого.

Деятельность государства, направленная на исправление "про­валов" рынка, сама оказывается далекой от совершенства. К фиас­ко рынка добавляется фиаско правительства. Поэтому необходимо строго следить за последствиями его деятельности и корректиро­вать ее в зависимости от социально-экономической и политической конъюнктуры. Экономические методы должны применяться таким образом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил. Исполь­зуя те или иные регуляторы, правительство должно строго следить за негативными эффектами и заблаговременно принимать меры по ликвидации негативных последствий.

_ _ _„ Модель Конституции, предложенная Фрид-

Модель Конституциирихом фон Хайеком, исходит из необходи-

иекамости кардинального преобразования суще-

ствующих демократических институтов. Они были созданы, счита­ет он, для нужд управления, а не законодательства. Первоначально под демократией понимали даже не содержание управления, а лишь форму (или процедуру) принятия решений. Эта форма ничего не говорила о целях управления и средствах их достижения. С тече­нием времени, однако (и не без влияния английской традиции), пред­ставительное собрание (парламент) обретает не только высшую, но и неограниченную власть в обществе. "Если те, кто принимает ре­шения по любым вопросам, — пишет Ф. Хайек, — могут издавать любой закон, то очевидно, что сами они не подвластны закону"1. Это означает, что в обществе господствует принцип парламентского суверенитета.

Политико-экономический (политический - student2.ru Хайек Ф. Общество свободных С 52

466 Глава 14. Теория общественного выбора

Политико-экономический (политический - student2.ru Принятие законов и контроль за их исполнением — это раз­ные функции. Если выборный орган будет иметь право изменять сами законы, то он рано или поздно сделает все возможное, чтобы укрепить и расширить свою власть. Бесплатные раздачи общест­венных средств отдельным категориям населения, поблажки раз­личным группам с особыми интересами становятся условием пере­избрания, средством покупки поддержки большинства, т. е. поли­тической необходимостью. Сохранение власти любой ценой превра­щается в цель, растрата общественных благ — в средство достиже­ния этой цели. Такая тенденция объективно таит в себе опасность перерождения демократического идеала.

Поэтому Ф. Хайек считает, что в подлинно демократическом обществе необходимы три представительных органа:

— "один — для занятия исключительно конституцией (он бу­
дет собираться с большими интервалами, лишь когда потребуются
изменения в конституции);

— другой — для постоянного совершенствования кодекса спра­
ведливости;

— третий — для текущего правления, т. е. для распоряжения
общественными ресурсами"1.

Целью первого из них будет сдерживание произвола, т. е. "прав­ления без правил". Конституция, которая должна быть одобрена высшим органом, сможет оградить частную сферу деятельности каж­дого от вмешательства государства, т. е. сформулировать четкие пре­делы по использованию права государства на принуждение.

Ф. Хайек предлагает совершенно новый принцип формирова­ния законодательного собрания. Для этого каждое поколение, до­стигшее 45 лет, выбирает из своей среды представителей сроком на 15 лет. Таким образом, в законодательном собрании будут пред­ставлены люди в возрасте от 45 до 60 лет, представительство будет ежегодно обновляться на 1/15. Общая структура власти, по Ф. Хайе-ку, будет выглядеть тогда следующим образом (рис. 14—8):

Конституция

Наши рекомендации