Изменения в предложении и изменения величины предложения
Просмотров: 3160
Предложение благ — это выпуск и предоставление их на рынки для купли продажи. Предложение — неотъемлемая часть процесса рыночного конкурентного ценообразования. Но в этой части процесса определяющая роль принадлежит экономическому закону предложения, выражающему прямую зависимость между ценой и количеством выпускаемых благ и предлагаемых фирмами на конкурентных рынках.
Предложение (sapply — англ.) — это выпуск благ фирмами-изготовителями и готовность предоставить на рынок для купли-продажи определенное их количество по данной цене.
Очевидно, что важнейшим и определяющим фактором здесь выступает цена на предлагаемую фирмами продукцию. Чем выше цена продукции и доходы фирм-изготовителей, тем интенсивней растет их рыночное предложение, и наоборот. От уровня и движения этих цен зависят не только прибыль, но и возможности возместить издержки производства и перспективы инвестирования доходов для дальнейшего существования фирмы в данной отрасли. В этом смысле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения рынка, оперативно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на те или иные блага. В то же время рыночное предложение имеет смысл только тогда, когда это подтверждается ценами, удовлетворяющими фирмы-изготовители.
Предложению благ свойственны по меньшей мере две важные особенности. Во-первых, понятие «предложение товаров» не тождественно «объему выпуска», и требует учета объема покупаемого их количества по ценам конкурентного рык: Во-вторых, прямую зависимость между ценой и количеством продаж товаров можно характеризовать также как альтернативу производственного капиталовложения ресурсов для предпринимателя.
Рис. 7. График предложения благ
На вертикальной оси представлены изменяющие цены (Р) за единицу данного блага, а на горизонтальной — количество продаж (Q) этих благ по данной цене. Вследствие прямой зависимости между ценой и количеством продаж, иллюстрируемых этой функцией, подучим восходящую кривую — ss, имеющую положительный наклон..
Такая интерпретация функции предложения еще раз напоминает о действующем в экономике законе ограниченности ресурсов, тенденции убывающей доходности факторов производства. Капиталовложения, инвестиции фирмы — это выбор альтернативы, которая означает отвлечение ограниченных ресурсов для выпуска именно этих, а не иных благ. Отказ от выпуска одних благ ради выпуска других имеет конкретную цену, уплачиваемую предпринимателями за отвлекаемые в каждую конкретную отрасль ресурсы.
Предложение благ способно изменяться в зависимости от многих экономических условий, влияющих как на сферу непосредственного производства, так и на сферу рынков сбыта выпущенных благ различного назначения. Многообразие этих условий называют неценовыми факторами, поскольку они способны повлиять на объемы выпуска и продажи фирмами своей продукции при существующем уровне рыночных цен.
К числу неценовых факторов относят:
Это любые способы снижения издержек производства, то есть издержек по выпуску продукции при данной ее рыночной цене и прочих равных условиях.
Политика налогообложения, политика поддержки субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и другие условия способны существенно повлиять на уровень издержек производства.
При неизменной цене и прочих равных условиях предложение и объемы выпуска любой продукции зависят от уровня цен на сырьевые ресурсы и факторы производства.
Рис. 8. График изменения предложения под влиянием неценовых факторов
В конечном итоге, при сформировавшейся на данных рынках цене выпускаемой продукции использование неценовых факторов для снижения издержек производства повышает доходы фирм, их конкурентную способность в отрасли, а также создает предпосылки монополизации отрасли и рынков сбыта продукции преуспевающими фирмами.
Эластичность спроса
Просмотров: 5190
Оценка спроса и предложения важна не только в теоретическом плане, но имеет также практический смысл. В этом можно убедиться на примере анализа их эластичности. Термин «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется для измерения степени влияния ценовой политики на объем продаж товаров и торговую выручку. Например, если цена бытовой техники выросла на 10%, насколько изменится количество ее продаж за тот или иной интервал времени? Ответ на этот вопрос можно получить, измерив ценовую эластичность как по спросу, так и по предложению бытовой техники.
Унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения — в тоннах, метрах, штуках и т. д. Эластичность можно представить как зависимость между случайными величинами.
Показатель ценовой эластичности спроса применяют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж вследствие процентного изменения цены за единицу товара.
Расчет коэффициента эластичности имеет вид:
Э= изменение объема продаж товаров, в % /изменение цены, в %
Варианты эластичности спроса
1)спрос эластичный, когда при 1-процентном снижении цены объем продаж возрастает более чем на 1%;
2) спрос имеет единичную эластичность, если однопроцентное снижение цены вызывает 1-процентное увеличение продаж;
3)спрос неэластичный, если однопроцентное снижение цены вызывает увеличение продаж менее чем на 1%.
Могут иметь место варианты бесконечно эластичного и абсолютно неэластичного спроса.
Глава 6. Основы теории спроса и предложения
Рис. 13. Варианты эластичности спроса:
Кривая А— неэластичный спрос; кривая В — единичная эластичность; кривая С — эластичный спрос.
В частности, при увеличении цены товара на 100%, приводящем к сокращению продаж на 50%; можно установить неэластичный спрос, коэффициент которого меньше единицы, то есть он равняется 0,5 и свидетельствует о нецелесообразности повышения цены данного товара.
В матем смысле коэффициент эластичности имеет знак «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположных направлениях (обратная зависимость переменных спроса)..
При единичной эластичности, когда коэффициент равен единице, снижение цены товара в точности компенсируется таким объемом продаж, который торговой выручки не меняет.
Оценка эластичности спроса и ее коэффициент определяются также для случаев ожидаемых изменений торговой выручки от роста продаж при повышении, например, денежных доходов населения или от других неценовых факторов, способствующих росту спроса.