Современное состояние финансово- кредитной политики в условиях макроэкономической стабилизации в узбекистане
1994 год - один из самых ответственных периодов в становлении экономических отношений в Узбекистане - подвел итог первому этапу процесса реформ и заложил необходимые основы для дальнейшего углубления рыночных преобразований.
Мероприятия по системным преобразованиям экономики республики осуществлялись в ее производственном и финансовом секторах. При этом ставилась задача создания правовой базы рыночных отношений, проведения инструментальных преобразований командно-административной системы управления и государственного сектора экономики, либерализации экономических отношений и внешнеэкономической деятельности, макроэкономической стабилизации с учетом особенностей переходного периода.
Финансовая политика государственных органов была ориентирована на поддержание и развитие базовых и других приоритетных отраслей народного хозяйства: значительные объемы государственных инвестиций направлялись на укрепление и развитие топливно-энергетического комплекса, золотодобычу, перерабатывающую промышленность, жилищное строительство, расширение экспорта, мелиорацию земель. Такая политика исходила из необходимости структурной перестройки этих важнейших отраслей на первом этапе реформ.
Учитывая необходимость продолжения финансирования структурной перестройки экономики, осуществления социальных программ и поддержки малообеспеченных слоев населения, налоговая политика республики по- прежнему была ориентирована на расширение налогооблагаемой базы и сохранение достаточно высоких ставок налогообложения. Так, был введен налог на доходы для сельскохозяйственных предприятий.
Однако при этом реформирование системы налогообложения было направлено на снижение налогового бремени на юридических лиц, усиление стимулирующего воздействия налогов на:
- наращивание объемов производства и реализации продукции, расширение предпринимательской и инвестиционной активности;
- совершенствование структуры доходов за счет повышения доли налогов на природные ресурсы, имущество и налогов с физических лиц;
- максимальное упрощение механизма налогообложения и обеспечение стабильности налоговой системы.
Реализация этих направлений выразилась в отмене некоторых видов налогов, в частности, налога на сырьевые ресурсы и продукцию, вывозимую за пределы республики, платежи в бюджет в размере 20% от амортизационных отчислений, налога на фонд оплаты труда колхозников. Одновременно с этим вместо налога на доходы предприятий введен налог на прибыль, предусматривающий ряд льгот, снижена ставка НДС, введены акцизы на новые виды товаров и продукции. С января 1995 г. введен земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения, за использование недр.
Снижение дефицита бюджета во многом обеспечено за счет повышения роли наиболее стабильных в условиях переходной экономики источников дохода - косвенных налогов. В структуре доходов госбюджета доля косвенных налогов выросла: в 1996 г. более 50% всех доходов было собрано в виде акцизов, НДС и таможенных пошлин.
В современной эволюции различных видов налогов можно выделить следующие тенденции:
_ на начало 1996 г. наметилось некоторое смягчение налога на добавленную стоимость, в основном за счет снижения ставки и расширения льгот предприятиям некоторых отраслей (сельское хозяйство и экспортируемая химическая продукция). В то же время за период существования налога на добавленную стоимость были перекрыты каналы ухода от него. В результате налог на добавленную стоимость стал наиболее успешно собираемым налогом;
- эволюция налога на прибыль и подоходного налога идет по двум направлениям. Во-первых, уменьшается налоговое давление на предприятия и увеличивается - на потребление. Во-вторых, за счет использования различных видов налоговых льгот осуществляется стимулирующее воздействие налогов;
- регулируемые платежи и налоги на имущество юридических лиц - это налоги на пользователей недр, плата за землю, воду, налог на владельцев автотранспортных средств. По этим налогам наметилась тенденция некоторого ужесточения;
- сохраняются льготы для предприятий, производящих экспортно ориентированную продукцию. В целях стимулирования деятельности предприятий с иностранными инвестициями, производящими экспортно ориентированную и импортозамещающую продукцию, налоговым законодательством предусмотрена широкая система гарантий и льгот для иностранных инвесторов.
- в целях поддержания перестройки деятельности банков предусмотрено освобождение их доходов от налогообложения - банки до 1998 г. были освобождены от уплаты налога на доход.
Постоянный поиск, в котором находится налоговая система в Узбекистане, показывает, что пока не все ее проблемы решены.
Кредитная политика Центрального банка Республики Узбекистан с введением национальной валюты направлена на решение двух взаимосвязанных задач:
- создание условий для макроэкономической стабилизации на основе жестокого ограничения денежной массы и реализации антиинфляционных мер;
- поддержание предпосылок оживления и роста масштабов производства и инвестиций.
Кредитная политика в республике проводилась с учетом решения задач первого этапа перехода к рыночным отношениям. Исходя из приоритетов социально-экономического развития экономики республики, кредиты предоставлялись прежде всего базовым и приоритетным отраслям народного хозяйства - топливно-энергетическому, машиностроительному, агропромышленному комплексам, а также на мероприятия, связанные с социальной поддержкой населения.
В соответствии с Законом <О Центральном банке Республики Узбекистан> деятельность Центрального банка в области монетарной политики претерпела качественные изменения:
- перестраивалась кредитная и процентная политика путем последовательного сжатия монетарных каналов инфляции;
- получила все большее распространение практика размещения централизованных кредитов через активизацию процессов перехода на рыночные принципы в финансовой системе;
- осуществлялись мероприятия по совершенствованию механизма формирования золотовалютных резервов и управлению ими;
- политика рефинансирования коммерческих банков взяла направление на поддержание развития приоритетных и создание новых отраслей экономики.
В результате реализации мероприятий по ужесточению денежно- кредитной политики постепенно снижались темпы роста денежной массы и в конечном итоге - инфляции.
Проводимая денежно-кредитная политика нашла адекватное отражение в замедлении инфляционных процессов и более медленных темпах роста уровня цен. В целом уровень инфляции по сравнению с 1995 г. снизился и в 1996 г. ее среднемесячный темп роста был 4%.
Таким образом, государственная политика кредитования в этот период была ориентирована не только на количественное сохранение кредитов для сдерживания инфляционных процессов и перевод финансовых отношений на рыночные принципы, но и на финансовую поддержку объектов, являющихся жизненно важными для экономики и обеспечивающих экономическую независимость страны.
1996 год для Узбекистана явился годом начала экономической стабилизации, что выразилось в приостановлении темпов спада производства, а со второй половины 1996 г. - реальном росте валового внутреннего продукта.
Начало данному процессу было положено еще в 1995 г., когда падение ВВП составило всего 1,2% по отношению к 1994 г., а в важнейших отраслях промышленности достигнут прирост производства.
Положительные сдвиги в экономике в первую очередь были достигнуты за счет осуществления институциональных преобразований, проведения активной государственной инвестиционной политики, в разработке которой Центральный банк играл немаловажную роль.
Значительно изменился удельный вес валовых инвестиций в ВВП: они увеличились с 15,9% в 1994 г. до более чем 30% в 1996 г.
В структуре капитальных вложений значительный удельный вес составляли бюджетные средства и банковские кредиты (табл. 9).
Таблица 9
Структура капитальных вложений по источникам финансирования (в% к итогу)
Наименование источников Период | 1991 г. | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. |
капитальные вложения - всего в том числе: бюджетные средства собственные средства кредиты банков иностранные инвестиции и кредиты средства населения | 100,0 44,5 38,7 - - 16,8 | 100,0 26,6 52,9 0,3 - 20,2 | 100,0 32,1 46,2 8,3 0,1 13,2 | 100,0 25,3 47,1 11,1 6,6 9,9 | 100,0 22,9 47 9,6 14 6,5 | 100,0 26,2 45,2 7,5 17,1 4 |
Инвестиции в базовые отрасли обеспечивали рост добычи нефти и газа. Это позволило вначале резко снизить, а впоследствии полностью прекратить закупку нефти за рубежом. В настоящее время экспорт энергоносителей более чем в 3 раза превышает их импорт. Динамично развиваются черная и цветная металлургия, машиностроение, нефтехимическая отрасли промышленности.
В этой связи важную роль в увязке стабилизационной политики со структурными задачами приобрело скоординированное использование комплекса денежно-кредитных, валютных и налогово-бюджетных рычагов на аккумулирование и направление инвестиций в производственный сектор, развитие экспортно ориентированных и импортозамещающих отраслей, обновление основных фондов и технологий.
Достичь успехов в этих направлениях можно было лишь при обеспечении необходимой кредитной поддержки со стороны банковской системы развитию приоритетных отраслей. Значительная часть кредитов направлялась на поддержание и реализацию крупнейших инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, таких, как ПО <Химволокно>, СП <УзДЭУавто>, Бухарский нефтеперерабатывающий завод, ПО <Коканд>, Янгиюльский биохимзавод, Андижанский биохимзавод, ПО <Кварц>, Хазараспский сахарный завод, РО <Спецсплав>, Кызылкушский фосфоритный и Кокандский текстильный комбинаты.
Крупные вложения, в том числе и иностранные инвестиции, были направлены и на развитие предприятий легкой и местной промышленности. Введены в строй крупные текстильные комплексы в городах Нукус, Эликкала, Самарканд и Наманган. Ведется строительство таких же комплексов в городах Андижан, Карши, Коканд, Гурлен, Тойтепа и Бука. Проводится реконструкция действующих предприятий.
Современная финансовая ситуация в республике характеризуется не только сокращением дефицита финансовых ресурсов государства, но и приостановлением спада производства, активизацией капитального строительства, притоком иностранного капитала. Заработали ценовые механизмы регулирования производства, начался перелив капитала через фондовый рынок, развиваются рыночные механизмы финансирования инвестиционных проектов, созданы необходимые условия для эффективной деятельности предприятий, производящих экспортно ориентированную и импортозамещающую продукцию.
Министерство финансов и Центральный банк на практике используют широкий арсенал налогово-бюджетных и денежно-кредитных механизмов, нацеленных на улучшение финансового положения производственного сектора экономики, стабилизацию финансов и денежного обращения.
Вместе с тем, в функционировании финансово-кредитной системы Узбекистана сегодня существует много проблем, которые препятствуют углублению реформ. Сохраняется бюджетная психология, мало внимания уделяется укреплению финансового положения самих хозяйствующих субъектов, сокращению убыточности, созданию условий, когда предприятия могли бы обладать достаточными собственными оборотными ресурсами. В системе банковского кредитования остаются высокими процентные ставки, что сдерживает процесс получения предпринимателями кредитов на оборотные ресурсы и инвестиции и др. Решение этих проблем тесно связано с углублением реформы финансово-кредитной системы