Сущность управления предприятием
Производственное предприятие, как правило, состоит из огромного количества производственных ячеек. Обеспечить его функционирование дело чрезвычайной сложности, поскольку приходится учитывать влияние на него бесчисленного количества меняющихся факторов. Эти трудности во многом преодолеваются, если к предприятию подходить как к системе управления.
Если рассматривать понятие “система” – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для достижения поставленной цели, то становится очевидным, что предприятие – не случайное организационное объединение отдельных, внутренне не связанных между собой частей, а упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой цехов, участков, рабочих мест и других подразделений с целью выпуска определенного вида продукции и получения максимальной и стабильной прибыли от ее реализации для удовлетворения общественных потребностей и интересов трудового коллектива предприятия и собственника имущества. Если исключить какой-либо элемент из этой совокупности, то это скажется на функционировании всей системы управления.
Производственное предприятие как система управления отличается многомерностью, многообразием своей производственной и организационной структуры, различием природы своих элементов. Все эти и другие признаки, свойственные предприятию, характерны для больших и сложных систем. Следовательно, предприятие является большой и сложной системой и обладает всеми ее признаками.
Первым и едва ли не главным признаком является наличие цели, стоящей перед системой [21]. Цель придает смысл существования предприятия, определенность и направленность действия ее членов, сплачивает и объединяет их в повседневной жизни, служит ориентиром для их личных задач.
Вторым признаком можно считать наличие в нем некоторого числа участников, которые, дополняя друг друга, объединяя свои усилия, помогая друг другу, обеспечивают реализацию его цели.
Третьим важнейшим признаком является наличием внутреннего координирующего центра (административно-управленческого аппарата). Центр придает предприятию стабильность, устойчивость внутренним и внешним связям, что представляется важным условием его нормального функционирования и развития.
Четвертым признаком предприятия является координация всех его внутренних процессов на основе принципа саморегулирования.Суть саморегулирования состоит в том, что аппарат управления на основе имеющейся информации, самостоятельно принимает решения, касающиеся внутренней жизни предприятия, и координирует действия производственного коллектива.
Пятым признаком предприятия можно считать его обособленность, наличие границ, отделяющих ее от внешнего окружения, в том числе от других предприятий.
Каждое предприятие следует рассматривать как социально-экономическую систему, состоящую из подсистем, которые можно сгруппировать по различным признакам. В единой системе предприятия выделяются иерархические, функциональные, кибернетические системы, каждая из которых, в свою очередь, может одновременно рассматриваться и как ступень иерархии, и как функциональная, и как кибернетическая система.
Как уже отмечалось, предприятие является сложной иерархической системой, в которой в качестве ступеней иерархии выступает производство, цех, участок, рабочее место. При этом каждая верхняя ступень представляет собой элемент внешней среды для нижних ступеней, а каждая нижняя является элементом внутренней среды для верхней. Все ступени иерархии могут подразделяться на подсистемы функционального характера и как кибернетические системы включают объект и субъект управления, или другими словами – управляемую и управляющую подсистемы.
Управляющей подсистемой являются органы управления (административно-управленческий аппарат), а управляемой – коллектив предприятия в процессе его производственно-хозяйственной деятельности. Например, управление производством включает управление отдельными цехами, в состав которых входят производственные участки, образуя тем самым трехуровневую систему управления. Каждая подсистема входит как составная часть в систему более высокого уровня, а ее части могут рассматриваться как самостоятельные системы.
УПРАВЛЯЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЯЕМАЯ ПОДСИСТЕМА
|
обратная связь
Рис. 33. Система управления предприятием
Воздействие субъекта на объект управления осуществляется с помощью информационных потоков между управляющей и управляемой подсистемами, так как процесс управления всегда предполагает получение, переработку, использование и передачу информации.
Предприятие следует рассматривать и как открытую систему, тесно взаимодействующую с внешней средой, которая во многом определяет область деятельности предприятия, его численность, структуру, особенности внутренних процессов, взаимоотношения в коллективе. Предприятие постоянно приспосабливается к среде, оценивает по ее состоянию успешность своих действий.
Другим важным фактором, характеризующим предприятие является среда внутренняя. Ее образует совокупность средств производства, применяемые технологии, персонал с его традициями, ценностями, информационные процессы, взаимоотношения в коллективе, политика руководства и др.
Внутренняя и внешняя среда во многом задают организационные цели. В окончательном варианте последние формулируются руководством в виде стратегического выбора, который носит субъективный характер. Цели оказывают обратное воздействие на предприятие и особенности построения его структуры и функционирования.
Для эффективного достижения целей, стоящих перед предприятием, необходима система управления, планирующая, организующая и координирующая деятельность всех его звеньев.
Управление предприятием представляет собой целенаправленное, упорядочивающее воздействие органов руководства, администрации предприятия и общественных организаций на производственный коллектив с целью эффективного ведения производства. Оно включает: целеполагание, координацию, регламентацию, организационную структуру, стимулирование, контроль и оценку результатов деятельности.
Основной целью управления предприятием является создание условий для планомерной и бесперебойной его работы. Исходя из этого, в процессе управления реализуются две основных задачи: долговременная - нацеленная на приобретение управляемым объектом качественно новых свойств и количественных характеристик, в связи с необходимостью нововведений в области техники, технологии, организации, планирования и управления; оперативная - направленная на поддержание сложившейся организации производства и труда и четкую координацию хода производства. Эти задачи внутренне противоречивы, но неизбежны и обязательны при любом управлении.
Каждое предприятие представляет собой такую производственную систему, включающую в себя комплекс взаимосвязанных и целенаправленных элементов, предназначенных для достижения определенных целей: вещественных (здания, оборудование, сырье, материалы, оснастка, конструкторско-технологическая документация и др.), кадровых, информационных (планы, нормы, нормативы, документооборот и т.д.), финансовых, энергетических и др. ресурсов, обеспечивающих выпуск соответствующей продукции или реализацию услуг. Существование такой системы обусловлено наличием спроса на продукцию или услуги возникающее на рынке. Их основной и определяющей частью являются производственные процессы, для организации.
Производственная система – это особый класс систем, представляющих собой обособившуюся в результате общественного разделения труда часть производственного процесса, способную самостоятельно или во взаимодействии с другими аналогичными системами, производить продукцию или оказывать услуги, которым необходимы орудия труда, предметы труда и рабочая сила.
Производственные системы имеют ряд особенностей, которые отличают их от систем других классов. Наиболее существенными из них, являются следующие:
- множественность (делимость) системы, проявляется в том, что она подразделяется на подсистемы и элементы, находящиеся между собой в определенных отношениях. Возможны различные варианты разделения систем управления на подсистемы в зависимости от задач анализа и синтеза систем управления. Это свойство используется при моделировании подсистем и элементов с целью оптимизации функционирования, как отдельных частей, так и системы в целом. Иерархическое построение системы обеспечивает ее повышенную устойчивость к внешним воздействиям, способствует локализации конфликтов, возникающих между отдельными элементами системы, и согласует отдельные цели элементов и подсистем с общими целями всей системы.
- нестационарность (изменчивость) отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения;
- уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях (благодаря наличию у нее активного элемента – человека) и вместе с тем наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;
-динамизм системы, позволяющий обеспечивает возможность ее оперативной перестройки при возникновении организационно-технических изменений в производстве, изменять структуру и формировать новые варианты поведения;
- устойчивость системы, ее нечувствительность к некоторым посторонним возмущениям и способность противостоять разрушающимсистему тенденциям. Это свойство формируется на стадии ее проектирования.
- способность и стремление к целеобразованию, то есть формированию целей внутри системы. Наличие цели (программы) функционирования и критериев (показателей) ее достижения для каждого подразделения системы подчиненных общесистемной цели и критерию, дает возможность оценить эффективность работы каждой из подсистем и их элементов.
- кибернетический характер, так как большинство процессов в ней имеет информационный характер или тесно связано с подготовкой, передачей либо переработкой производственно-технической информации. Управление предприятием как кибернетическая система представляет собой набор элементов, взаимодействующих между собой через информационные каналы. С помощью обратных связей осуществляется целенаправленное управление объектами и поддерживается динамическое равновесие системы. Обратные связи могут быть как положительными, так и отрицательными, причем последние наиболее характерны для управления предприятием.
Необходимым условием эффективного функционирования производственной системы, является соблюдение принципа необходимого и достаточного разнообразия системы, в соответствие с которым сложность управляющей системы должна быть не меньше сложности управляемого объекта, что учитывается при определении функций управления и построении аппарата управления.
Принцип внешнего дополнения требует рассматривать систему с учетом ее взаимодействия с внешней средой или с системой более высокого уровня.
С точки зрения управления любая производственная система имеет несколько уровней. Высший уровень – это объединение, предприятие. Средний – производство, цех, служба, управление, отдел. Низший уровень – участок, бригада, рабочее место.
Независимо от уровня иерархии, в состав производственной системы традиционно включаются следующие ресурсы: 1) технические – производственное основное и вспомогательное оборудование, технологическая оснастка, основные и вспомогательные материалы и т.д.; 2) технологические – технологические процессы, научно-технический уровень производства и т.п.; 3) кадровые – профессионально-квалификационный состав и уровень работников предприятия; 4) пространственные – характер производственных помещений, территория предприятия, коммуникации и т.д.; 5) финансовые – состояние активов, ликвидность, наличие кредитных линий и т.п.; 6) информационные – характер внутренних и внешних информационных потоков.
Каждый из указанных видов ресурсов не обладает свойствами всей системы, но в совокупности они характеризуют возможности производственной системы для достижения стоящей перед ней задачи. Это означает, что только имея в своем распоряжении все названные ресурсы предприятие может организовать производство продукции или оказывать услуги, способные удовлетворить потребности и запросы потенциальных потребителей.