Структура и классификация мировых рынков
В рыночном пространстве можно выделить два основных уровня: рынок базовых товаров и рынок готовых изделий.
Во второй половине ХХ столетия в условиях бурного развития автоматизации, электроники, телекоммуникации, биотехнологии верхний уровень мирового рынка в свою очередь расслоился на три яруса: низко-, средне- и высокотехнологичные изделия.
К первой категории относятся продукты черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь и другая продукция легкой промышленности.
Ко второй – станки, транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревообработки.
К третьей – аэрокосмическая техника, автоматизированное конторское оборудование и информационная техника, электроника, фармацевтика, точные и измерительные приборы, электрооборудование. В последние десятилетия этот ярус мирового рынка готовых изделий быстро расширяется, превысив долю не только сельскохозяйственных, но и продуктов добывающей промышленности. Этот сегмент мирового рынка имеет большое будущее.
Большинство высокоразвитых стран присутствует на всех уровнях мирового рынка, но в тоже время, каждая из них имеет свою основную арену. Быстро расширяющиеся верхние уровни этой структуры представляют сферу ожесточенной конкуренции между постиндустриальными странами, вовлеченными в гонку бесконечных научно-технических инноваций и не заинтересованных в появлении на этом поле новых претендентов на какую-либо долю того рынка.
Средний ярус – рынок средне - и низкотехнологичных, как правило, трудоемких готовых изделий и полуфабрикатов, на котором ведут борьбу индустриализирующиеся страны. Число участников этой борьбы постоянно пополняется за счет развивающихся и бывших социалистических стран, а сама она становится более жестокой, хотя и не настолько, как на верхних ярусах мирового рынка.
Нижний ярус – это, в основном, удел менее развитых стран, специализирующихся на экспорте ресурсо – и трудоемких товаров. Здесь тоже немало соперников, борющихся за свою долю на рынке, которая в относительном измерении непрерывно сужается. Именно на этом ярусе мирового рынка сбывают более половины своей продукции наряду с африканскими и латиноамериканскими странами, постсоветские государства.
Различные уровни мирового рынка отличаются друг от друга характером конкуренции. Конкурентоспособность базовых ресурсов (агропродукты, лесоматериалы, топливо, минеральное сырье) определяется двумя составляющими: их природными качествами и издержками производства, хранения и транспортировки.
Основа конкуренции на рынках готовых изделий – не столько цена, сколько потребительские свойства товара. В значительной мере это обусловлено тем, что качество готовых изделий по самой природе изменчиво и неустойчиво.
Тенденция к постоянному улучшению качества готовых изделий порождает у покупателей ожидание дальнейшего совершенствования потребительских свойств каждого такого изделия. Поэтому при выборе на рынке они предпочитают (в пределах доступной для них цены) самые лучшие образцы, ибо завтра может появиться нечто более совершенное, и сегодняшнее приобретение окажется неудачным.
Отсюда вытекают некоторые особенности международной торговли готовыми изделиями.
Во-первых, оптимальное сочетание качества и цены готовых изделий зависит от объема платежных средств импортера, то есть от среднего уровня доходов в данной стране: потребительские товары самого лучшего качества импортируются преимущественно в страны с наиболее высокими доходами на душу населения, изделия среднего качества – в страны с умеренными доходами и т.д.
Поэтому страны с более или менее схожими уровнями доходов склонные иметь примерно одинаковую структуру спроса на готовые изделия (по их ассортименту и качеству).
Эта концепция «совпадающего спроса» частично объясняет, почему обмен готовыми изделиями высокого качества наиболее интенсивно протекает между богатыми странами. Правда, основную часть этой торговли составляют не предметы личного потребления, а инвестиционные товары и полупродукты. Поэтому дело здесь не столько в высоких доходах населения, сколько в высоком уровне производственной культуры, культуры быта и досуга, который предопределяет структуру импортного спроса на оборудование и прочие инвестиционные товары.
Во-вторых, страны с близкими уровнями технико-экономического развития обречены на обмен друг с другом различными вариантами однотипных готовых изделий. Структуры их спроса и предложения готовых изделий очень близки, но не совпадают абсолютно, хотя бы потому, что инновация в производстве того или иного продукта появляется сначала в какой-то одной стране. А поскольку в высокоразвитых странах инновации имеют место если не одновременно, то постоянно, у них всегда есть возможность обмениваться новинками готовых изделий, не говоря уже об обмене полупродуктами в процессе производственного кооперирования. Поэтому между такими странами особенно интенсивно развивается внутриотраслевая торговля.
Современные мировые рынки товаров и услуг очень разнообразны и их товарно-отраслевая классификация состоит из следующих рынков:
- готовых изделий: рынки машин, оборудования, бытовых промышленных изделий и прочих готовых изделий.
- сырья и полуфабрикатов: рынки топлива, промышленного сырья, сельскохозяйственных, лесных и прочих товаров.
- услуг: научных изобретений, транспортных, связи, туристических и прочих услуг.
Существует и географическая классификация товарных рынков: Северной Америки; Латинской Америки; Западной Европы; Восточной и Центральной Европы, СНГ; Африки; Ближнего и Среднего Востока; Азии; Австралии и Океании.
Общее представление о структуре мировой торговли, которая сложилась на рубеже веков, дают следующие данные: промышленные товары - 50%; услуги - 30%; ископаемое сырье – 10 %; сельхозпродукция – 10 %.
Необходимо отметить, что в общей структуре мировой торговли быстро увеличивается доля услуг. Первенство принадлежит Европе. Значительная ее часть приходится также на страны Северной Америки (в основном США).
Мировые рынки товаров и услуг отличаются между собой и по характеру сделок. В этом отношении можно выделить следующие типы рынков:
- монополистический рынок, где доминирует один поставщик;
- олигополистический рынок, где доминирует несколько крупных производителей (рынок автомобилей);
- атомистический рынок с невысокой концентрацией предложения товаров и острой конкурентной борьбой. Такие рынки характерны для сырьевых товаров, а также товаров текстильной, швейной и обувной промышленности.
Основные категории и понятия
Мировой рынок, рынок базовых товаров, рынок готовых изделий, товарно-отраслевая классификация мировых рынков, географическая классификация мировых рынков.
Контрольные вопросы
1. Раскройте отличительные черты мирового рынка.
2. Какие этапы в своем развитии прошел мировой рынок?
3. Каковы особенности международной торговли готовыми изделиями?
4. Дайте товарно-отраслевую и географическую классификацию мировых рынков.