Функционирования транспорта
Транспорт (от лат. Transporto - переношу, перемещаю) — отрасль материального производства и обслуживания по перевозке грузов и пассажиров. Различают промышленный (внутрипроизводственный) транспорт, выполняющий перевозки внутри предприятий, и транспорт, обслуживающий сферу обращения.
Транспорт общего пользования перемещает предметы труда с одного предприятия на другое, из пунктов производства готовой продукции к ее потребителям, перевозит пассажиров и является продолжением производственного процесса в сфере обращения.
Совокупность перевозочных средств, путей сообщения, средств управления и связи, а также различных технических и энергетических устройств, механизмов и сооружений, обеспечивающих их работу, составляет Единый транспортный комплекс (ЕТК), Единую транспортную систему (ЕТС).
В состав ЕТК входят все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, городской электротранспорт, магистральный нефте-, газо- и продуктопроводный, а также специализированные виды транспорта (конвейерный, гидравлический, пневматический, канатно-подвесной, монорельсовый и т.д.).
Кроме грузовых и пассажирских перевозок ЕТК осуществляет и множество других функций нетранспортного характера, например капитальный ремонт подвижного состава, остальных видов
производственных фондов, внесение минеральных удобрений при помощи авиационных средств, строительство дорог и т.д.
Транспорт является одной из наиболее фондоемких отраслей. Основные производственные фонды транспорта (без учета ведомственного) составляют более 15% от величины по народному хозяйству. На его нужды расходуется существенная доля топливно-энергетических ресурсов страны.
Транспорт создает возможности широкого общественно-территориального разделения и кооперации производства, способствует сближению города и села, более полному использованию трудовых ресурсов. В этой связи практически все государства мира в качестве приоритетной задачи развития определяют создание и поддержание в постоянном работоспособном состоянии ЕТК, выделяют для этих целей большие капитальные вложения. Транспорт обладает рядом характерных особенностей.
• В результате транспортного процесса нё создается продукт производства в вещественной форме.
* Продукция транспорта потребляется непосредственно в процессе производства. Специфика потребления транспортной продукции по-особому ставит такие вопросы, как накопление и хранение продукции, резервы провозной и пропускной способности на транспорте. Транспорт должен иметь запасы (резервы) провозной и пропускной способности для удовлетворения потребности в транспортных средствах в моменты пиковых нагрузок.
• Стоимость перемещения товаров добавляется к стоимости их производства, что порождает определенные противоречия между интересами транспортных предприятий и общества в целом.
• Процессы производства и потребления транспортной продукции совпадают в пространстве и во времени. Транспортные предприятия взыскивают плату за перевозку пассажиров, а зачастую и грузов еще до начала ее осуществления. На ряде видов транспорта (железнодорожный, речной, воздушный и др.) плату за перевозку взыскивает предприятие, расположенное в пункте отправления грузов и пассажиров, за весь путь их следования, несмотря на то, что в перевозках участвуют несколько предприятий данного вида транспорта или даже нескольких видов транспорта. Это порождает особенности в организации взаиморасчетов на транспорте (возникает проблема перераспределения выручки между участниками перевозочного процесса).
• Транспорт, являясь самостоятельной отраслью материального производства, в то же время играет особую роль в социально-политической и культурной областях жизни общества.
Указанные особенности необходимо учитывать при прогнозировании и планировании развития транспорта.
Главной задачей планирования функционирования всех видов транспорта является обеспечение своевременного, качественного, с наименьшими расходами удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Ее решение включает ряд локальных задач, среди которых обычно выделяют следующие:
• обоснование приоритетов в развитии отдельных видов транспорта;
• повышение эффективности работы транспорта на основе улучшения организации эксплуатационной деятельности, нормирования, повышения образовательного и квалификационного уровня кадров, социального развития коллективов;
• постоянное обновление на основе новейших достижений научно-технического прогресса подвижного состава, транспортной инфраструктуры с целью повышения уровня конкурентоспособности транспортной системы государства на мировом рынке перевозок.
Каждый из видов транспорта имеет определенные преимущества и недостатки. С учетом запросов потребителей транспортной продукции определяются масштабы производственной деятельности отрасли в целом и каждой из ее подотраслей.
19.2 Прогнозирование и планирование объемов