Классификация и анализ основных методов слияний и поглощений
Основным интегральным мотивом слияния является обеспечение прибыли - если фирма А убеждена, что покупка фирмы В позволит получить прибыль, покрывающую цену покупки, фирма В, вероятно, будет приобретена. Слияние повышает доходы за счет ряда факторов, формирующих рыночную власть.
Если фирма вследствие слияния имеет большую рыночную власть, она может добиться большей рентабельности. Горизонтальные слияния неизменно повышают рыночную власть, поскольку они исключают конкуренцию между фирмами. Этот эффект зависит от рыночной доли двух фирм и условий рынка. Вертикальные слияния связывают две фирмы в единую производственную цепочку и ответ на вопрос об усилении ее рыночной власти неоднозначен. Значительно сложнее обстоит вопрос с конгломератными слияниями: объединение технологически несвязанных сфер деятельности, возможно, и создает какие-то новые стратегические возможности для фирмы, однако они прямо не изменяют структуру рынка, и вопрос о рыночной власти такой фирмы еще более дискуссионен.
Мировой опыт позволяет выделить следующие основные мотивы слияний и поглощений компаний (рис. 14).
Рисунок 14 – Основные мотивы слияний и поглощений
Замечание: Синергетический эффект — возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта (эмерджентности).
Синергетический эффект в данном случае может возникнуть благодаря действию следующих факторов:
1) экономии, обусловленной масштабами деятельности;
2) комбинирования взаимодополняющих ресурсов;
3) возросшей рыночной силы из-за снижения конкуренции (мотив монополии);
4) финансовой экономии за счет снижения трансакционных издержек; взаимодополняемости в области НИОКР и маркетинга и другие факторы.
Рассмотрим факторы, порождающие синергетический эффект, подробнее.
1). Основная идея экономии за счет масштаба состоит в том, чтобы выполнять больший объем работы при тех же факторах производства - на тех же мощностях, при той же численности работников, той же системе управления и т.д. Один из источников такой экономии заключается в распределении постоянных издержек на большее число единиц выпускаемой продукции. Но однако существуют определенные пределы увеличения объема производства, при превышении которых издержки на производство существенно возрастают, что приведет к падению рентабельности производства.
Таким образом, в процессе слияния может быть реализовано несколько видов технической эффективности.
Первый вид - техническая эффективность масштаба производства - если две фирмы (горизонтальные слияния) имеют размеры каждая ниже минимального эффективного масштаба, то в процессе слияния может быть достигнута техническая эффективность.
Второй вид при вертикальной интеграции - эффективность при объединении фирм двух уровней в технологической цепочке - производство стали и чугуна с подачей на последующий уровень металлообработки без потери теплоты.
Третий вид - эффект диверсификации, который вытекает из конгломеративных слияний. Фирма может стабилизироваться за счет комбинирования различных видов деятельности, делая итоговые операции значительно менее рискованными.
Горизонтальные слияния могут обеспечить эффект масштаба в долгосрочном плане в следующих случаях:
- - компания с большим числом производственных единиц обычно имеет большие устаревшие мощности, подлежащие замещению, что облегчает крупные инвестиции в замещение этих мощностей, особенно если речь идет о большой единичной мощности агрегатов;
- - если наблюдается рост спроса, то при слиянии можно ожидать увеличения спроса в связи с ростом компании.
Эффект масштаба в продуктовом слиянии близких (но не идентичных) продуктов создает возможность переналадки оборудования, т.е. расширения номенклатуры продукции при сокращении управленческих затрат. Таким образом, эффект масштаба на уровне продукта и на уровне завода является следствием слияния, которое само является наилучшим решением, обусловленным конкуренцией. Вместе с тем, чем более эффективна конкуренция, тем менее, значимы слияния как источник получения эффекта масштаба производства.
2). Приобретение взаимодополняющих ресурсов весьма важно для практики слияний. Каждая из компаний взаимно имеет то, что необходимо другой, и поэтому их слияние может оказаться эффективным, после объединения они будут стоить дороже по сравнению с суммой их стоимостей до слияния, так как каждая из них взаимно приобретает ресурсы дешевле, чем в случае создания их самостоятельно. Подобные слияния характерны как для крупных фирм, так и для малых предприятий. Зачастую объектом поглощения со стороны крупных компаний становятся малые предприятия, (особенно их интеллектуальный потенциал) так как они способны обеспечивать важные недостающие компоненты для успешного функционирования крупных фирм.
3). Мотив монополии весьма актуален при слияниях горизонтального типа, поскольку дает возможность компаниям ограничить ценовую конкуренцию, поскольку цены из-за нее могут быть снижены настолько, что каждый из производителей получает минимальную прибыль. Однако антимонопольное законодательство ограничивает слияния с явными намерениями повысить цены. Иногда выгоднее выкупить конкурентов, закрыть их и устранить ценовую конкуренцию, чем опустить цены ниже средних переменных издержек, заставляя всех производителей нести существенные потери. Отметим к тому же и неизбежные социальные издержки, связанные с закрытием компаний.
Другие мотивы слияний, кроме синергетических:
1. Повышение качества управления и устранение неэффективности также являются важными мотивами слияния. Слияния и поглощения компаний могут ставить своей целью повышение эффективности управления активами корпорации.
Практически всегда можно найти компании, в которых возможности снижения затрат и повышения объемов продаж и прибыли остаются не до конца использованными. Компании, имеющие неэффективный аппарат управления, часто становятся естественными кандидатами на поглощение со стороны фирм, имеющих более эффективные системы управления. В некоторых случаях «более эффективное управление» может означать просто необходимость сокращения персонала или реорганизации управления компанией. Практика подтверждает, что объектами поглощений нередко оказываются компании с невысокими экономическими показателями.
2. Налогообложение влияет на стремление к слиянию множеством факторов. Приобретаемые компанией активы могут подлежать ускоренной амортизации, укрывая покупателей от уплаты налогов.
Слияния и поглощения, результатами которых являются снижение налогов или получение налоговых льгот, возможны, если например, высокоприбыльная фирма с высокой налоговой нагрузкой приобретает компанию с большими налоговыми льготами, которые будут использованы для созданной корпорации в целом. Этим создается потенциальная возможность экономии на налоговых платежах в бюджет благодаря налоговым льготам.
3. Диверсификация производства и возможность использования избыточных ресурсов очень часто является причиной слияний и поглощений. Диверсификация помогает стабилизировать разнообразный поток доходов, что выгодно и работникам данной компании, и поставщикам, и потребителям (через расширение ассортимента товаров и услуг). Для такого слияния могут быть использованы временно свободные ресурсы.
4. Личные мотивы менеджеров и стремление увеличить политический вес руководства компании основываются, тем не менее, обычно на экономической целесообразности. Однако немало примеров, когда подобные решения базируются скорее на личных мотивах управляющих, чем на экономическом анализе. Это связано с тем, что многие руководители компаний любят власть и претендуют на большую оплату труда, а объем власти и доходы находятся в определенной связи с размерами корпорации.
Помимо традиционных мотивов интеграции могут встречаться и специфические мотивы слияний. Анализ результатов исследования около 700 крупнейших международных сделок по слияниям и поглощениям; показал, что только 20% компаний признали своей целью увеличение стоимости для акционеров. Распределение мотивации составило (в %): освоение новых географических рынков -35%; увеличение стоимости – 20%; защита своей доли рынка -18%; привлечение новых продуктов или услуг – 8%; установление контроля над поставщиками – 7%; прочие -11%.
Мотивы могут включать несколько сочетаемых вариантов.