К изучению курса «арбитражный процесс»

Курс «Арбитражный процесс» изучается студентами, специализирующимися по дисциплинам гражданско-правового цикла. При этом уровень предъявляемых к студентам требований, последовательность изучения курса, основной нормативный материал и учебная литература определяются программой данного курса.

Теоретическую основу для успешного освоения арбитражного процесса составляют знания, полученные при изучении гражданского процессуального права. Многие сходные в гражданском и арбитражном процессах правовые нормы и институты повторно не рассматриваются. Внимание уделяется правовым положениям, которые являются специфичными для арбитражного процесса и относятся к его отличительным особенностям. Кроме того, проводится сравнительный анализ действующего АПК с ГПК, и действовавших АПК (1992, 1995 г.) Все это делается для того, чтобы при изучении курса «Арбитражный процесс» избежать ненужных повторов и рассмотреть только особенности, характерные для арбитражного процесса на базе уже изученного гражданского процессуального права.

Изучение материала следует начать с выяснения предмета курса, его системы, определения сферы деятельности арбитражного суда.

В соответствии со ст. 118, 127 Конституции РФ арбитражные суды призваны осуществлять судебную власть в сфере предпринимательской деятельности путем разрешения экономических споров и иных дел, возникающих между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями. Подобно судам общей юрисдикции и наряду с ними арбитражный суд выполняет особую государственную функцию – осуществляет правосудие. Однако, в отличие от судов общей юрисдикции, он действует в особой сфере отношений – в области предпринимательских отношений, складывающихся между различного рода предприятиями (организациями) и индивидуальными предпринимателями в процессе их деятельности.

Предметом рассмотрения в арбитражном суде являются экономические (хозяйственные) споры и другие дела в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которые имеют существенную специфику.

Поэтому они подлежат рассмотрению только в рамках специально предусмотренной для этого арбитражной процессуальной формы.

Специфика предмета судебного разбирательства во многом предо-пределила создание в Российской Федерации на базе государственного арбитража наряду с судами общей юрисдикции параллельно действующей системы органов правосудия – арбитражных судов. Большое значение для глубокого усвоения курса имеет правильное понимание задач, стоящих перед арбитражными судами, – непосредственной (п. 1 ст. 2 АПК) и сопутствующих (п.п. 2-4 ст. 2 АПК).

Относительно правовой природы арбитражного процесса в научной литературе высказаны различные точки зрения, с которыми студентам необходимо внимательно ознакомиться (М.К. Треушников, В.В. Ярков, М.С. Шакарян, В.М. Жуйков, Д.А. Фурсов и др.).

Анализируя арбитражное судопроизводство, необходимо обратить внимание на то, что АПК 2002 г. впервые предусмотрел дифференциацию арбитражной процессуальной формы: четко выделяется исковое производство (разд. II), по правилам которого рассматриваются споры, возникающие из гражданских и иных сходных с ними по правовой природе правоотношений; производство по делам из административных и иных публично-правовых отношений (разд. Ш); другие производства по отдельным категориям дел, включая особое (разд. IV). Раздел IV АПК дополнен ФЗ от 19.07.2009 г. № 205-ФЗ двумя новыми главами: гл.28.1 «Рассмотрение дел по корпоративным спорам» и гл. 28.2 «Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц». Федеральным законом от 30.04.2010 г. № 69-ФЗ введена глава 27.1 «Рассмотрение дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

При изучении принципов арбитражного процесса следует обратить внимание на то, что их система во многом совпадает с той, которая действует в гражданском процессе. Однако во многом схожие по своему содержанию принципы в арбитражном процессе имеют свою особую специфику проявления. В частности, это относится к таким функциональным принципам, как диспозитивность, состязательность, непосредственность и др. Некоторые принципы, свойственные гражданскому процессу, в арбитражном судопроизводстве не действуют (например, принцип непрерывности).

В настоящее время в Российской Федерации сложилась система арбитражных судов, включающая Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ (арбитражные суды в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах), выполняющие функцию арбитражного суда первой инстанции.

При характеристике каждого звена арбитражных судов в отдельности следует обратить внимание на то, что Высший Арбитражный Суд РФ действует как суд первой и надзорной инстанции. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ является единственным органом в системе арбитражных судов, пересматривающим дела в порядке надзора. Судебные коллегии рассматривают по первой инстанции дела, отнесенные ст. 34 АПК к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ по действующему законодательству выполняет организационные функции, решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, принимает руководящие постановления по вопросам толкования законодательства.

В Российской Федерации действует десять федеральных арбитражных судов округов, образованных на территории нескольких субъектов РФ. Они проверяют в кассационном порядке законность вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций. Кроме того, необходимо учитывать, что согласно внесенным ФКЗ от 30 апреля 2010 г. № 3-ФКЗ изменениям в ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» федеральные арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение принятых арбитражными судами судебных актов в разумный срок.

При изучении темы «Подведомственность и подсудность дел арбит-ражным судам» следует исходить из того, что ст. 27 АПК устанавливает общие критерии подведомственности дел арбитражным судам, согласно которым:

1) в арбитражных судах подлежат рассмотрению экономические споры и другие дела в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) сторонами (заявителем) по таким делам выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных законом, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане.

В отличие от ранее действовавшего законодательства вступление в процесс гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, не препятствует рассмотрению дела в арбитражном суде (ч. 4 ст. 27 АПК).

Общие правила арбитражной судебной подведомственности конкретизированы применительно к отдельным категориям дел: из гражданских и иных сходных правоотношений (ст. 28 АПК); из административных и иных публично-правовых отношений (ст. 29 АПК); об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых в порядке особого производства (ст. З0 АПК); об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (ст. 31 АПК); о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ст. 32 АПК).

Особое внимание необходимо обратить на правила специальной подведомственности, впервые введенные в АПК 2002 г., в отношении дел, прямо поименованных в АПК, перечень которых изменен и расширен (ст. 33) в связи с принятием ФЗ от 19.07.2009 № 205-ФЗ и ФЗ от 08.07.2011 № 422-ФЗ.

При рассмотрении вопросов, касающихся подсудности дел арбитражным судам, необходимо учитывать, что судебное разбирательство основной массы дел, подведомственных арбитражным судам, осуществляется в арбитражных судах субъектов РФ. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает по первой инстанции лишь три категории дел, указанных в ст. 34 АПК. Правила территориальной подсудности во многом аналогичны тем, которые действуют в гражданском судопроизводстве, и имеют лишь незначительные особенности.

При рассмотрении темы «Возбуждение и подготовка дела к разбирательству в арбитражном суде» необходимо учесть, что АПК не предусматривает оснований для отказа в принятии искового заявления. Наличие предпосылок права на предъявление иска проверяется арбитражным судом в ходе разбирательства дела. Установив, что у истца отсутствует право на предъявление иска, арбитражный суд прекращает производство по делу (ст. 150 АПК).

Несоблюдение истцом предусмотренного законом порядка реализации права на обращение в суд влечет возвращение искового заявления (ст. 129 АПК), а в случаях, предусмотренных ст. 128 АПК, – оставление заявления без движения.

Копия искового заявления направляется истцом ответчику до его подачи в арбитражный суд. Поэтому ст. 131 АПК требует от ответчика представления (направления) в арбитражный суд и лицам, участвующим в деле, отзыва на исковое заявление.

На этапе возбуждения дела арбитражный суд вправе по ходатайству истца применить меры по обеспечению иска. Отличительной особенностью арбитражного процесса является то, что предварительные обеспечительные меры возможны и до обращения истца в арбитражный суд (ст. 99 АПК).

Обращая внимание на необходимость проведения подготовки дела к судебному разбирательству по любому делу, АПК не устанавливает конкретный срок для ее проведения. Подготовка дела к судебному разбирательству проводится в срок, определяемый судьей с учетом обстоятельств конкретного дела и необходимости совершения соответствующих процессуальных действий в пределах срока рассмотрения гражданских дел, не превышающий 3 месяцев со дня поступления заявления в суд, если АПК не установлено иное. Во всех случаях судья сам определяет, какой срок отвести на подготовку дела, какой - на судебное разбирательство (ст. 134, 154 АПК).

Как и в гражданском процессе, определение круга лиц, участвующих в деле, относится к одному из важных направлений подготовки дела к судебному разбирательству. При этом следует исходить из того, что вопросы о составе лиц, участвующих в деле, объеме их прав и обязанностей решаются так же, как и в гражданском судопроизводстве. Вместе с тем имеются отдельные особенности, свойственные исключительно арбитражному процессу.

Так, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, то суд может с согласия истца привлечь надлежащего ответчика в качестве второго ответчика (ч. 2 ст. 47 АПК). Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд или вступить в уже возникший процесс только по делам, предусмотренным ст. 52 АПК. Особое внимание следует обратить на основания для вступления в арбитражный процесс государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций и граждан в защиту чужих интересов (ч. 1 ст. 53 АПК).

Подготовка дела к судебному разбирательству немыслима без уточнения предмета доказывания и формирования доказательственной базы. Однако важно учесть, что помимо средств доказывания, используемых в гражданском и арбитражном процессе, часть 2 ст. 64 АПК называет «иные документы и материалы», примерный перечень которых дается в ст. 89 АПК. Кроме того, п. 1 ч. 1 ст. 135 АПК впервые предусматривает необходимость раскрытия сторонами доказательств на этапе подготовки дела к судебному разбирательству.

Характерной особенностью арбитражного процесса является то, что подготовка дела к судебному разбирательству, как правило, завершается предварительным судебным заседанием (ст. 136 АПК).

В арбитражном процессе особая роль отводится регулированию порядка применения примирительных процедур (гл. 15 АПК). Приступая к изучению примирительных процедур, студенту важно уяснить, что АПК обстоятельно регламентирует только процедуру заключения мирового соглашения, чему посвящены практически все статьи гл. 15 АПК. О возможности обращения сторон арбитражного процесса к посреднику указывается в п. 2 ч. 1 ст. 135, ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 225.5 АПК. В то же время нормы, регулирующие развернутый порядок его участия в деле, в действующем АПК отсутствуют. В тоже время следует учитывать действие ФЗ от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», в соответствии с которым АПК предусматривает как разновидность примирительной процедуры – медиации, которая проводится вне процесса с участием посредника – медиатора.

При анализе арбитражного законодательства необходимо отметить, что АПК не содержит такого детально регламентированного порядка разбирательства дела в арбитражном суде, как в ГПК. Последовательность совершения процессуальных действий определяется арбитражным судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле (п. 8 ч. 2 ст. 153 АПК). Наряду с этим АПК больше внимания уделяет вопросам судебного разбирательства. В нем четко сформулированы требования, предъявляемые к порядку, поддерживаемому в судебном заседании (ст. 154 АПК), установлены правила подачи заявления о фальсификации доказательств (ст. 161 АПК), предусмотрены судебные прения сторон (ст. 164 АПК). Немаловажно подчеркнуть, что ст. 160 АПК допускает проведение раздельных судебных заседаний по одному делу, в котором требование об установлении оснований ответственности соединено с требованием о применении мер ответственности.

При изучении данной темы студентами должны быть учтены некоторые особенности, свойственные процессу доказывания в арбитражном суде. Так, стороны арбитражного процесса вправе заключить соглашение о признании юридического факта, которое освобождает обязанную сторону от его дальнейшего доказывания (ст. 70 АПК). Согласно ч. 3 ст. 88 АПК, арбитражный суд вправе предложить свидетелю изложить показания, данные устно, в письменной форме и приобщить их к материалам дела.

В заседании арбитражного суда, рассматривающего дело по существу, ведется протокол. Предусматривается также обязательное протоколирование судебного заседания с использованием средств аудиозаписи (ст. 155). Однако следует учитывать, что в протоколе отражаются лишь отдельные процессуальные действия, а не весь ход разбирательства дела, как в гражданском процессе (ст. 155 АПК). К тому же ст. 155 АПК допускает протоколирование отдельных процессуальных действий, совершаемых вне судебного заседания.

Важно отметить, что судебное разбирательство дел, возникающих из административно-правовых и иных публичных правоотношений, а также дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, осуществляется по правилам гл. 19 АПК и специальным правилам, установленным соответственно разд. III и гл. 27 АПК. Что касается рассмотрения и разрешения других отдельных категорий дел, то порядок их судебного разбирательства предусмотрен соответствующими главами АПК (см. гл. 27¹-31).

Требования, предъявляемые к постановлениям арбитражного суда первой инстанции, аналогичны тем, которые содержатся в ГПК. В этом смысле арбитражные решения и определения практически не отличаются от постановлений судов общей юрисдикции. Принципиально новое положение, допускающее принятие нескольких решений по отдельным требованиям, рассматриваемым в одном деле, предусмотрено ст. 167 АПК. Следует также учесть, что в мотивировочной части решения арбитражного суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики (ст. 170 АПК).

Прежде чем приступить к изучению каждого в отдельности вида судебного пересмотра решений и постановлений арбитражных судов, студентам следует уяснить, что пересмотр судебных актов в арбитражном процессе возможен не в трех, а в четырех возможных формах: апелляционное производство; кассационное производство; надзорное производство; пересмотр по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

При изучении темы «Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции» необходимо учитывать, что в апелляционном порядке проверяется законность и обоснованность судебных актов посредством повторного рассмотрения дела по существу. При этом объектом пересмотра являются решения и определения арбитражного суда первой инстанции, не вступившие в законную силу. Субъектами апелляционного обжалования выступают не только лица, участвующие в деле, но и другие лица, чьи права и законные интересы затронуты состоявшимся по делу решением (определением) арбитражного суда (ч. 1 ст. 257 АПК).

В апелляционной инстанции дело разбирается по правилам его рассмотрения арбитражным судом первой инстанции (ст. 266 АПК). Однако особое внимание следует обратить на положения, использование которых в апелляционном производстве не допускается (ч. 3 ст. 266 АПК). Нельзя оставить без внимания и то обстоятельство, что ст. 268 АПК устанавливает ограничения на представление дополнительных доказательств.

Характеризуя полномочия арбитражного суда апелляционной инстанции важно подчеркнуть, что суд лишен возможности направления дела на повторное рассмотрение в суд первой инстанции (п.2 ст. 269 АПК). В случае отмены пересматриваемого решения в силу его незаконности и/или необоснованности арбитражный суд апелляционной инстанции обязан вынести новое решение.

Направление дела на повторное рассмотрение допустимо только при отмене определения, вынесенного арбитражным судом первой инстанции. Наличие в арбитражном процессе апелляционного порядка пересмотра судебных актов определенным образом влияет на сущность и содержание кассационного производства, которое возможно по общему правилу инициировать заинтересованными лицами лишь после обжалования судебных актов в апелляционном порядке. Так, специфичен объект кассационного обжалования – судебные акты (решения и определения арбитражного суда первой инстанции, постановления суда апелляционной инстанции), вступившие в законную силу. Примечательно, что кассационная жалоба подается в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу, а его восстановление невозможно после истечения шестимесячного срока со дня вступления в законную силу. Субъекты кассационного обжалования те же, что и в апелляционной инстанции (ст. 273 АПК).

При изучении данной темы особое внимание следует обратить на пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.

Федеральный арбитражный суд округа проверяет законность судебного акта с точки зрения соблюдения норм материального и процессуального права (ч. 1 ст. 286 АПК). Поэтому совершенно очевидно, что основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке может служить нарушение или неправильное применение норм материального и/или процессуального права (ст. 288 АПК). Несоблюдение норм процессуального права влечет указанные последствия только в случае, если это привело или могло привести к вынесению неправильного решения либо имелись нарушения, отнесенные ст. 288 АПК к бе-зусловным основаниям отмены судебного акта. Однако необходимо учитывать, что незаконность судебного акта может выразиться и в том, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций. Такое несоответствие также является основанием для отмены судебных актов, вынесенных по делу (ч. 1 ст. 288 АПК).

АПК признает право арбитражного суда кассационной инстанции приостановить исполнение судебного акта, но только при том условии, что заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения либо предоставил надлежащее обеспечение (ч. 1 ст. 283 АПК).

Если сравнивать с ранее действовавшим надзорным пересмотром, то в АПК 2002 г., как и в ГПК, порядок производства в надзорной инстанции существенно изменен. Важно уяснить, что цель реформирования надзорной инстанции законодатель видел в расширении правомочий лиц, участвующих в деле, связанных с возбуждением и дальнейшим участием в надзорном производстве.

Системно подходя к изучению данной темы, необходимо учесть, что в нынешнем виде надзорное производство условно можно разделить на две относительно самостоятельные части: 1) рассмотрение заявления (представления) о передаче дела в Президиум ВАС РФ; 2) рассмотрение дела в Президиуме ВАС РФ.

При рассмотрении вопросов части первой следует уделить внимание кругу лиц, имеющих право на подачу заявления (представления), срокам, установленным для подачи и рассмотрения судьей заявления, требованиям, предъявляемым к содержанию заявления (представления), основаниям, при наличии которых судья выносит определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ, и др.

Анализируя вторую часть надзорного производства, следует акцентировать внимание на вопросах порядка рассмотрения дела в Президиуме ВАС РФ (ст. 303 АПК), основаниях изменения или отмены судебные актов (ст. 304 АПК), полномочиях арбитражного суда надзорной инстанции (ст. 305 АПК). Порядок пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам существенно не отличается от аналогичного процессуального института, действующего в гражданском процессе.

В теме «Альтернативные формы разрешения споров, связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью» основное место уделяется третейскому разбирательству гражданских правовых споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При изучении вопросов организации и порядка деятельности третейских судов необходимо учесть, что для разрешения экономических споров, возникающих из гражданских правоотношений, могут создаваться временные и постоянно действующие третейские суды. Одним из условий рассмотрения дела в третейском суде является договор сторон о передаче спора на рассмотрение третейского суда (третейская запись). Что касается третейского разбирательства, то оно характеризуется добровольностью и доверительностью. Сами стороны принимают участие в выборе судей и определении процедуры рассмотрения дела. Вместе с тем исполнение решения третейского суда может быть обеспечено путем выдачи исполнительного листа арбитражным судом соответствующего субъекта РФ, на территории которого функционирует данный третейский суд. Отказ арбитражного суда в выдаче исполнительного листа заявитель вправе обжаловать в порядке арбитражного судопроизводства (гл. 30 АПК). В аналогичном порядке заинтересованное лицо имеет право оспорить решение третейского суда, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (гл. 30 АПК).

Необходимо также внимательно проанализировать и сопоставить по сфере действия ФЗ от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» и Закон РФ от 7 июля 1993 года № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже». Следует обратиться к изучению указанного выше ФЗ от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ, предусматривающего альтернативную процедуру урегулирования споров с участием в качестве посредника – медиатора - медиацию.

Изучая тему «Исполнение судебных актов арбитражных судов», следует исходить из того, что разд. VII АПК содержит лишь самые принципиальные положения, относящиеся к исполнительному производству (например, приостановление, возобновление и прекращение исполнительного производства; отложение исполнительных действий и др.). Детальное регулирование порядка исполнения судебных актов арбитражных судов осуществляется федеральными законами «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», с которыми следует обязательно ознакомиться, а также другими специальными нормативными актами. При наличии противоречий между АПК 2002 г. и указанными федеральными законами следует руководствоваться положениями, закрепленными в АПК.

Действия судебного пристава-исполнителя, совершаемые при исполнении судебного акта арбитражного суда, оспариваются заинтересованными лицами путем подачи заявления и возбуждения в арбитражном суде самостоятельного дела (гл. 24 АПК).

Наши рекомендации