Тема 10. Цены и ценовая политика во внешнеэкономической деятельности предприятия
Приступая к изучению темы, следует вспомнить, что функции цены лучше всего проявляются в условиях конкуренции. Высокая степень конкуренции приводит к тому, что ни одна из фирм не может контролировать процесс ценообразования. Цены контролируются рынком, то есть складываются под влиянием спроса и предложения.
Предприятия в условиях рынка стремятся выйти из состояния совершенной конкуренции, монополизировать производство. Установление рационального соотношения монополии и конкуренции, предотвращение разрушительных последствий монополизма достигается использованием антимонопольного законодательства. Впервые такой документ был принят в США и назывался Антитрестовский закон или "Закон Шермана" (1890г.). Этот закон взял конкуренцию под защиту государства.
В настоящее время во всех развитых странах существует антимонопольное законодательство, суть которого в поддержке конкуренции и ограничении монополизации. Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле.
Способы и методы государственного воздействия на цены в различных странах с рыночной экономикой различны. Они зависят от национальных, климатических, политических, ресурсных и других факторов, определяющих положение страны в мировом разделении труда.
Особенности регулирования цен в Австрии, Греции, Норвегии, США, Франции, Швеции, Японии
Австрия. Государственное регулирование цен осуществляется на основе Закона о ценах, Закона о картелях, Антидемпингового закона. Государство регулирует около 10% цен, в частности на лекарственные препараты, на газ и электроэнергию, теплоснабжение. Парламент устанавливает цены на табак и табачные изделия, почтовые сборы, железнодорожные тарифы. Министерство финансов устанавливает цены
на спиртные напитки. Министерство экономики имеет право вводить регулирование цен на срок до 6 месяцев на любой товар (услугу), если предприятия их необоснованно завышают.
Греция. Государственными органами регулируется около 20% товаров и услуг. Правовой основой государственного вмешательства в ценообразование является Кодекс рыночного регулирования. Согласно Кодексу, все товары и услуги, подлежащие ценовому регулированию, делятся на 2 группы:
1) товары и услуги, цены на которые регулирует Межминистерский комитет по ценам и доходам. К примеру, в эту группу входят - пшеница, табак, тарифы на электроэнергию, общественный транспорт, почтовые сборы;
2) остальные товары и услуги, цены на которые регулирует Министерство торговли. Товары и услуги этой группы подразделяются на 3 категории:
- существенные недостаточные (безалкогольные напитки, услуги ресторанов, баров низких категорий, некоторые виды автомобилей) - для них устанавливается верхний предел цены или максимальная прибыль в процентах или в абсолютном выражении;
- существенные достаточные (моющие средства, услуги автостоянок, ресторанов высших категорий, некоторые виды сырья) подвержены менее строгой регламентации и контролируются только для предотвращения получения сверхприбыли;
- несущественные (не считаются товарами первой необходимости) - цены формируются свободно, без участия государственных органов.
Список товаров, входящих в ту или иную категорию постоянно меняется.
Норвегия. Правовой основой государственного регулирования цен является Закон о контроле над ценами, прибылью и ограничением конкуренции, а также ряд королевских резолюций, издаваемых на основании этого закона. Специализированные органы ценообразования - Совет по ценам, Директорат по ценам, Государственная инспекция по ценам. Государство определяет максимальные или минимальные уровни цен, "замораживает" цены, устанавливает порядок исчисления скидок, надбавок, максимальные уровни прибыли. К примеру, предельные цены государство устанавливает на мясо, молоко, химические удобрения, цемент, лекарства.
Основой для установления внутренних цен в Норвегии являются мировые цены. Из-за зависимости экономики от внешнего рынка государство вынуждено проводить политику защиты своей экономики, отслеживая соотношение внешних и внутренних цен.
США. Правовой основой государственного регулирования цен являются антитрестовские законы. Органы контроля за ценами - Антитрестовское управление Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия. Значительная часть цен США устанавливается в условиях конкурентно-рыночного механизма. Государством регулируется 5-10% цен (энергетика, система связи). В некоторых штатах местным органам власти предоставлено право введения тарифов на междугородние автомобильные и железнодорожные перевозки.
Важное значение имеет в США система регулирования фермерских цен. Основное место в ней занимают залоговые цены (ставки), которые выполняют функцию минимальных гарантированных цен. Они защищают фермеров в случае, когда рыночные фермерские цены падают ниже их уровня, гарантируя минимальный уровень дохода от реализации сельскохозяйственной продукции на рынке.
Франция. Франция является промышленно развитой страной, где долгое время существовал жесткий режим государственного регулирования цен. На протяжении 40-летнего периода (до 1986 г.) государственное регулирование цен являлось составной частью политики "дирижизма" (государственное регулирование экономики). В 1973 г. началась либерализация цен, которая высвободила из под государственного контроля 90% цен на промышленную продукцию.
В настоящее время государство регулирует около 20% цен (продукция предприятий-монополистов - газ, электроэнергетика, транспорт). Регулирование цен является главным инструментом воздействия на производителей сельхозпродукции. Регулируется около 90% цен сельхозпродукции. Тем самым государство оказывает косвенное воздействие на уровень и динамику розничных цен на продукты питания.
Государственные органы регулирования цен - Департамент по конкуренции Министерства планирования и финансов, куда входят органы по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции и где работают множество государственных контролеров по ценам.
Швеция. Правовое обеспечение регулирования цен - Закон о регулировании цен, который определяет условия вмешательства государства в процесс ценообразования и устанавливает в качестве исключительной меры замораживание цен. Замораживание цен возможно: в случае войны или опасности ее возникновения; в случае угрозы значительного повышения цен. Также предусмотрено: право осуществлять частичное замораживание цен по отдельным товарам, возможность устанавливать максимальный уровень цен для-отдельных товаров или вводить порядок предварительного уведомления о повышении цены.
Кардинальные решения по вопросам регулирования цен принимает парламент - рикстаг. Постоянное наблюдение и контроль за ценами ведет специальный орган - Государственное управление цен и конкуренции.
Воздействие на цены осуществляется через государственные предприятия и государственную монополию (на винно-водочные изделия, почтовые услуги и др.). Местные органы самоуправления (коммуны) имеют монополию на определенные виды деятельности (водоснабжение, мусоросбор и др.) и обладают соответствующими правами в области ценообразования.
Государство жестко регулирует закупочные цены на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции (молоко, мясо, зерно) с учетом интересов фермеров.
Япония. В Японии прямое вмешательство государства в процесс ценообразования минимально. Более того, государство ограничивает любые формы контроля над оптовыми и розничными ценами со стороны корпорации. Правовая база регулирования - Антимонопольный закон, Закон о регулировании рынка продовольственных товаров, Закон о стабилизации цен на продукты животноводства. Специальный орган - Комиссия по справедливым сделкам, Бюро цен при управлении экономического планирования, которые следят за соблюдением этих законов.
Административно в Японии регулируется около 20% потребительских цен (на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, услуги образования и медицинского обслуживания).
Объектом внимания со стороны правительства является ценообразование на сельскохозяйственную продукцию, т. к. без вмешательства государства разорилось бы большинство фермеров. Затраты фермеров выше, чем во многих развитых странах из-за небольших размеров хозяйств и высокой стоимости рабочей силы и кормов. Государство ограничивает импорт ряда товаров сельскохозяйственного производства, устанавливает рекомендательные цены.
В заключении следует обратить внимание студентов на том, что в процесс ценообразования на товары широкого потребления государство практически не вмешивается.