Тема 2 Организация арбитражных судов в РФ
АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС
Методические рекомендации по изучению курса
для студентов специальности 030501 «Юриспруденция»
и студентов направления подготовки 030900
«Юриспруденция», дневной формы обучения
Кемерово 2013
СоставительН.Б. Долголеева, доцент
Утверждено на заседании кафедры гражданского права и процесса, протокол № 1 от 21.02.2013 г. | Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией юридического факультета, протокол № 6 от 13.03.2013г. |
Арбитражный процесс [Текст]: Методические рекомендации по изучению курса для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» и студентов направления подготовки 030900 «Юриспруденция», профиль гражданско-правовой, дневной формы обучения / [Сост. Н.Б. Долголеева]; Кемеровскийинститут (филиал) РГТЭУ. – Кемерово: Кемеровскийинститут (филиал) РГТЭУ, 2013. – 80с.
Составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Содержат цели и задачи дисциплины, требования к уровню подготовки студентов, тематику практических занятий, вопросы к зачету и экзамену, список литературы.
Предназначены для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» и студентов направления подготовки 030900 «Юриспруденция», профиль гражданско-правовой, дневной формы обучения.
©Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ | |
1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ | |
4. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ | |
5. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ | |
6. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ | |
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | |
Нормативно-правовые акты | |
Акты судебных органов | |
Основная литература | |
Дополнительная литература | |
Рекомендуемая литература |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дисциплина «Арбитражный процесс» является специальной дисциплиной, соответствует программе, разработанной для подготовки бакалавров по направлению 030900 «Юриспруденция» и программе подготовки специалистов по направлению 030501 «Юриспруденция».
Целями изучения дисциплины является изучение процессуального законодательства, регулирующего рассмотрение и разрешение споров, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Задачи преподавания дисциплины:
- выработать у студента правовое мировоззрение, полное представление обо всех процессуальных действиях: сущности арбитражного процесса, его стадиях, специфике процессуальных действий участников арбитражного процесса, правах и обязанностях лиц, участвующих в деле, т.е. о правовых понятиях, которыми оперирует арбитражный процесс;
- способствовать формированию адекватного понимания действующего законодательства, судебной практики по делам, рассматриваемым арбитражными судами всех уровней;
- способствовать развитию творческих способностей студентов, в том числе способностей анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с нарушением субъективных гражданских прав, правильно их квалифицировать и давать правильную юридическую оценку.
В процессе обучения студенты должны выработать способность давать самостоятельную оценку различным суждениям по процессуальным действиям и применять полученные знания в практической деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов следующих общекультурных компетенций:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- формирование нетерпимого отношения к коррупционному поведению, уважительному отношению к праву и закону (ОК-6);
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
По результатам освоения дисциплины студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в нормотворческой деятельности:
- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
в правоохранительной деятельности:
- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
- в экспертно-консультационной деятельности:
- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: систему и организацию арбитражных судов, их компетенцию, принципы и источники арбитражного процесса, его стадии, их логическую взаимосвязь, направленную на реализацию целей и задач арбитражного судопроизводства; участников арбитражного процесса, их классификацию, процессуальные права и обязанности; состав и роль суда в системе состязательного процесса; основные виды судопроизводства в арбитражном процессе, их различие; понятие, признаки, виды судебных доказательств; виды судебных актов, предъявляемые к ним требования, порядок их обжалования; производство по исполнению судебных актов арбитражных судов.
Уметь: формулировать свою аргументированную позицию по существу рассматриваемого спора, проблемным вопросам выбора вида арбитражного судопроизводства; ориентироваться в системе источников, регулирующих отношения по процессуальному порядку разрешения споров, подведомственных арбитражным судам; применять правовые нормы процессуального и материального права, регулирующие спорные ситуации; анализировать и применять в практической деятельности законодательство и судебную практику.
Владеть: навыками самостоятельной юридической квалификации жизненных ситуаций и выбора способа защиты, оптимального для разрешения конкретного спора, рассматриваемого арбитражным судом.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1 Общие положения
Тема 1Предмет и система курса «Арбитражный процесс»
Предмет и система курса «Арбитражный процесс». Место арбитражного процессуального права в системе российского права. Проблема соотношения арбитражного-процессуального права с гражданским процессуальным правом.
Система принципов арбитражного процесса, их значение. Организационные и функциональные принципы арбитражного процесса.
Понятие и стадии арбитражного процесса. Исковое производство; производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений; особое и другие производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел.
Источники арбитражного процессуального права.
АПК РФ (структура, содержание).
Тема 2 Организация арбитражных судов в РФ
Система арбитражных судов в РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ: структура, компетенция, полномочия отдельных структурных подразделений.
Федеральные арбитражные суды округов (кассационные арбитражные суды): порядок образования, структура и компетенция.
Апелляционные арбитражные суды: порядок образования, структура и компетенция.
Арбитражные суды субъектов РФ: порядок образования, структура и компетенция.
Задачи судопроизводства в арбитражных судах.