Стратегии диверсификации

Диверсификация – это стратегия, связанная с коренным изменением стратегических зон бизнеса и товарного ассортимента фирмы. В этом случае предприятие отделяется от исходных сфер деятельности и переходит к новым.

3.1. Стратегия (концентрической) диверсификации.

3.2. Стратегия горизонтальной диверсификации, ориентированной на традиционного потребителя.

3.3. Стратегия вертикальной диверсификации

3.4. Стратегия конгломератной диверсификации.

Диверсификация (лат. diversificatio - изменения, общее разнообразие, от лат. Diversus - разный и facio - делаю), есть в самом виде расширение номе­нклатуры, товаров, производимых отдельными предприятиями и объединения­ми. Диверсификация связана с использованием накоплений предприятия не только на производство основной продукции или установление контроля над ка­ким-то этапом производства, но и организацию новых видов производства, про­никновенно в другие отрасли. Таким образом, в отечественной экономической литературе диверсификация определялась как «проникновение капитала данной корпорации в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой ее дея­тельности».

С экономической точки зрения, дивер­сификация - это развитие производства или прирост объемов за счет выпуска дополнительно новой продукции на новые рынки и поиска более сильной пози­ции на нем. Такое определение почти всегда оправдывает себя. Однако оно не учитывает другие аспекты диверсификации, которые имеют место в деятельнос­ти современных предприятий. Среди них - способность фирмы «упорядочить» свой капитал и интеллект, по причине конкуренции, а также способность иметь огромное поле деятельности для управленцев и достаточно возможностей для дальнейшего роста.

Диверсификация означает вход компании в новую сферу производственных отношений, куда она может внести эффективный менеджмент или новый способ управления деятельностью фирмы. Конечно же, цель диверсификации -добить­ся в будущем повышения показателей экономической эффективности при пол­ном использовании ресурсов.

Общее определение, данное известным ученым И. Ансоффом, уделявшим большое внимание этой проблеме, звучит следующим образом: «диверсифика­ция - это термин, применяемый к процессу перераспределения» ресурсов, кото­рые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, сущест­венно отличающиеся от предыдущих».

Необходимо данное определение дополнить двумя уточнениями.

Во-первых, этот процесс касается, прежде всего, перехода на новые техноло­гии, рынки и отрасли, к которым ранее предприятие не имело никакого отноше­ния, кроме того, сама продукция (услуги) предприятия должна быть также совер­шенно новой, и, причем всегда необходимы новые финансовые инвестиции.

Во-вторых, диверсификация связана с разнообразием применения товаров, выпускаемых компанией, и делает эффективность функционирования ком­пании в целом независимой от жизненного цикла отдельного товара, решая не столько задачи выживания компании, сколько обеспечения устойчивого посту­пательного роста. Если товары компании имеют очень узкое применение, то она является специализированной, если они находят разнообразное примене­ние, то это диверсифицированная компания.

Существует большое множество факторов определяющих эффективность диверсификации. В первую очередь необходимо ориентироваться на цели проведения диверсификации и комплекс решаемых задач.

Основными задачами диверсификации являются следующие:

• сделать компанию растущей, т.е. улучшить модель роста компании;

• укрепить стабильность компании, несмотря на наличие случайностей, имеющих неблагоприятные для компании последствия (снижение рисков за счет перераспределения капитала в многопрофильной деятельности).

Для решения важных задач стратегического развития применяются все новые и новые инструменты организационного и экономического механизма диверсификации. К наиболее важным можно отнести следующие (См. рис 4)

Необходимо выделить мотивы и цели, которые наиболее часто служат стиму­лами для расширения масштабов предпринимательской деятельности.

Мотивы и цели, (представленные на рис.5.) показывают, что диверсифи­кация развивается на принципах кооперации различных видов труда

. Чем боль­ше развивается разделение труда и специализация производства, тем многог­раннее возможности фирмы в процессе объединения различных видов и сфер предпринимательства

 
 
Управление рисками бизнеса

Управление ценовой политикой
Стратегии диверсификации - student2.ru

Рис. 4. Экономические инструменты диверсификации

.

Необходимо отметить, что эффективность внедрения данной стратегии может быть обусловлена доста­точной величиной первоначального капитала.

Наши рекомендации