Стратегии диверсификации
Диверсификация – это стратегия, связанная с коренным изменением стратегических зон бизнеса и товарного ассортимента фирмы. В этом случае предприятие отделяется от исходных сфер деятельности и переходит к новым.
3.1. Стратегия (концентрической) диверсификации.
3.2. Стратегия горизонтальной диверсификации, ориентированной на традиционного потребителя.
3.3. Стратегия вертикальной диверсификации
3.4. Стратегия конгломератной диверсификации.
Диверсификация (лат. diversificatio - изменения, общее разнообразие, от лат. Diversus - разный и facio - делаю), есть в самом виде расширение номенклатуры, товаров, производимых отдельными предприятиями и объединениями. Диверсификация связана с использованием накоплений предприятия не только на производство основной продукции или установление контроля над каким-то этапом производства, но и организацию новых видов производства, проникновенно в другие отрасли. Таким образом, в отечественной экономической литературе диверсификация определялась как «проникновение капитала данной корпорации в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой ее деятельности».
С экономической точки зрения, диверсификация - это развитие производства или прирост объемов за счет выпуска дополнительно новой продукции на новые рынки и поиска более сильной позиции на нем. Такое определение почти всегда оправдывает себя. Однако оно не учитывает другие аспекты диверсификации, которые имеют место в деятельности современных предприятий. Среди них - способность фирмы «упорядочить» свой капитал и интеллект, по причине конкуренции, а также способность иметь огромное поле деятельности для управленцев и достаточно возможностей для дальнейшего роста.
Диверсификация означает вход компании в новую сферу производственных отношений, куда она может внести эффективный менеджмент или новый способ управления деятельностью фирмы. Конечно же, цель диверсификации -добиться в будущем повышения показателей экономической эффективности при полном использовании ресурсов.
Общее определение, данное известным ученым И. Ансоффом, уделявшим большое внимание этой проблеме, звучит следующим образом: «диверсификация - это термин, применяемый к процессу перераспределения» ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих».
Необходимо данное определение дополнить двумя уточнениями.
Во-первых, этот процесс касается, прежде всего, перехода на новые технологии, рынки и отрасли, к которым ранее предприятие не имело никакого отношения, кроме того, сама продукция (услуги) предприятия должна быть также совершенно новой, и, причем всегда необходимы новые финансовые инвестиции.
Во-вторых, диверсификация связана с разнообразием применения товаров, выпускаемых компанией, и делает эффективность функционирования компании в целом независимой от жизненного цикла отдельного товара, решая не столько задачи выживания компании, сколько обеспечения устойчивого поступательного роста. Если товары компании имеют очень узкое применение, то она является специализированной, если они находят разнообразное применение, то это диверсифицированная компания.
Существует большое множество факторов определяющих эффективность диверсификации. В первую очередь необходимо ориентироваться на цели проведения диверсификации и комплекс решаемых задач.
Основными задачами диверсификации являются следующие:
• сделать компанию растущей, т.е. улучшить модель роста компании;
• укрепить стабильность компании, несмотря на наличие случайностей, имеющих неблагоприятные для компании последствия (снижение рисков за счет перераспределения капитала в многопрофильной деятельности).
Для решения важных задач стратегического развития применяются все новые и новые инструменты организационного и экономического механизма диверсификации. К наиболее важным можно отнести следующие (См. рис 4)
Необходимо выделить мотивы и цели, которые наиболее часто служат стимулами для расширения масштабов предпринимательской деятельности.
Мотивы и цели, (представленные на рис.5.) показывают, что диверсификация развивается на принципах кооперации различных видов труда
. Чем больше развивается разделение труда и специализация производства, тем многограннее возможности фирмы в процессе объединения различных видов и сфер предпринимательства
|
|
Рис. 4. Экономические инструменты диверсификации
.
Необходимо отметить, что эффективность внедрения данной стратегии может быть обусловлена достаточной величиной первоначального капитала.