В чем различие взглядов К.Менгера и А.Смита на природу экономического прогресса?
Какие предметы К.Менгер называет полезностями, а какие благами?
Те предметы, которые обладают способностью быть поставленными в причинную связь с удовлетворением человеческих потребностей, мы называем полезностями; поскольку же мы познаем эту причинную связь и в то же время обладаем властью действительно применить данные предметы к удовлетворению наших потребностей, мы называем их благами.
Назовите четыре условия, при которых предмет приобретает характер блага
Для того чтобы предмет стал благом, или, другими словами, для того чтобы он приобрел характер блага (Güterqualität), необходимо совпадение следующих четырех условий:
1) человеческой потребности;
2) свойств предмета, делающих его годным быть поставленным в причинную связь с удовлетворением этой потребности;
3) познания человеком этой причинной связи;
4) возможности распоряжаться предметом таким образом, чтобы действительно употреблять его для удовлетворения этой потребности.
Предмет только тогда становится благом, когда совпадают эти четыре условия, но если отсутствует хотя бы одно из них, то предмет никогда не может стать благом. (…)
Определите два типа воображаемых благ и приведите примеры таких благ.
Особого рода явление… наступает тогда, когда предметам ошибочно приписываются свойства, а вследствие этого и действия, им в действительности не присущие, или же ошибочно предполагаются потребности, которых на самом деле нет. (…) К предметам первого рода принадлежит большинство украшений, амулеты, большая часть лекарств, применяемых у народов, стоящих на низкой ступени культуры… К предметам второго рода относятся лекарства от несуществующих в действительности болезней, утварь, статуи, постройки и т.д., служащие языческим народам для идолопоклонства, орудия пытки и т.п. Такие предметы, которым приписывается характер благ только благодаря воображаемым их свойствам, или благодаря воображаемым потребностям людей, можно назвать воображаемыми благами.
На какие две категории разделяет блага первого порядка Карл Менгер? Приведите примеры.
Воображаемые блага (примеры выше), блага отношений (фирмы, круг покупателей, монополии, права издания, патенты, вещно-промысловые права, авторские права; некоторые писатели причисляют сюда отношения семьи, дружбы, любви, церковные и научные сообщества и т. д.).
При каких условиях блага высшего порядка сохраняют характер благ? Когда вообще возникает потребность в благах высшего порядка?
Равным образом обстоит дело и со всеми благами высшего порядка, и мы постольку не сомневаемся в характере благ, поскольку в нашей власти имеется возможность действительного применения их к удовлетворению наших потребностей.
В последнем обстоятельстве заключается, однако, довольно важное ограничение относительно благ высшего порядка, а именно: мы ни в коем случае не в состоянии употребить единичное благо высшего порядка на удовлетворение наших потребностей, если в то же время не располагаем остальными (комплементарными) благами высшего порядка.
(…) Если совокупность благ, необходимых для приспособления блага высшего порядка к производству благ первого порядка, мы назовем его комплементарными благами в широком смысле слова, то отсюда следует общее положение: блага высшего порядка обусловлены в своем характере благ возможностью иметь в нашем распоряжении комплементарные блага.
В чем состоит природа экономической неуверенности, возникающая при владении благами высшего порядка, и от чего зависит степень этой неуверенности?
… Отсюда вытекает дальнейшее, весьма важное, различие между непосредственным и посредственным (благодаря обладанию соответственными благами высшего порядка) распоряжением благами.
Кто имеет в своем распоряжении непосредственно некоторые блага, тот уверен в количестве и качестве их. Между тем, тот, кто располагает этими благами лишь посредственно, … не может с равной уверенностью определить количество и качество благ низшего порядка, которыми он будет в состоянии располагать по окончании процесса производства. (…)
Большая или меньшая степень уверенности в предвидении качества и количества продукта … зависит от более или менее полного познания элементов каузального процесса, стоящих в причинной связи с производством благ, и от более или менее полного подчинения их распоряжению людей. Степень неуверенности в количестве и качестве продукта обусловлена противоположными обстоятельствами. Чем большее количество элементов, которых мы не знаем или которыми мы … не в состоянии располагать, принимает участие в … процессе образования благ, чем большая часть этих элементов не является благом сама по себе, тем больше неуверенность относительно качества и количества результатов всего … процесса, т.е. соответственных благ низшего порядка.
Эта неуверенность – один из самых существенных моментов экономической неуверенности людей и, как мы увидим впоследствии, имеет весьма большое практическое значение для хозяйства.
В чем различие взглядов К.Менгера и А.Смита на природу экономического прогресса?
Если народ не ограничивается только оккупаторной деятельностью, т.е. собиранием находящихся налицо благ низшего порядка (в первобытном состоянии людей – по преимуществу первого и лишь отчасти второго порядка), а переходит к благам третьего, четвертого и высшего порядка и стремится для удовлетворения своих потребностей к благам все более высоких порядков, то при таких условиях мы будем в состоянии, конечно, найти у него при наличии в то же время и целесообразного разделения труда тот именно прогресс в благосостоянии, который Адам Смит был склонен приписать исключительно последнему обстоятельству.