Проблема влияния научно-технического прогресса на природу

Природа из храма превращается в мастерскую, она оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от него.

Стремительное развитие техники отозвалось не только благами. Люди настолько свыклись с той пропастью, которая отделяет их от природы, что просто перестали воспринимать ее. Человек стал бездуховен, и это порадило в нем жажду наживы. Процветает браконьерство. Спасение человека и природы, по мнению В. Астафьева, заключается в преодолении пропасти между человеком и природой, в их духовном слиянии. Человек должен жить в мире с природой, не нарушать ее гармонию, не грабить ее. «Природа — это храм, а не мастерская», - к такому выводу приходит каждый человек, прочитав книгу В. Астафьева «Царь-рыба».

Главный герой произведения Д. Гранина «Зубр».

Зубр знает, что большинство людей, даже некоторые ученые, считают, что природа безгранична, а воздействие человека на нее ничтожно. Такие ученые вызывают у Зубра недоумение. Как они могли покорно соглашаться с варварскими проектами, мало того, давать одобрительные заключения, строить гибельные предприятия на озерах, вырубать леса, возводить платины, рыть каналы? Зубр думает о том, что наука помогает в этом случае человеку по комфортнее устроиться засчет природы. И его сердце болит от того, что он лучше других понимает, как хрупка и беззащитна порой природа перед человеком.

Проблема влияния природы на человека

Природа способна облагородить и возрадить душу человека, раскрыть его лучшие качества.

В романе Л.Н. Толстого «Война и Мир» природа составляет вечный мир человека. Пьер, взглянув на небо, думает: «И все это мое, и все это во мне, и все это я!». Природа способна возраждать к жизни героев. Так будет у князя Андрея, когда он соприкоснется на поле Аустерлица с вечным и бездонным небом, когда поэзия ночи, переданная Наташей, окажет свое магическое воздействие, и в его душе поднимется путаница «молодых мыслей и надежд». А встреча со старым дубом, который весь покрылся зеленью и сливался с буйной весенней жизнью, вернула Балконского к жизни. Князь Андрей вдруг окончательно решил: «нет, жизнь не кончена в 31 год».

В рассказе Ю. Нагибина «Зимний Дуб» пятиклассник Савушкин часто опаздывал на уроки, и Анна Васильевна решила сходить к его матери. И вот мальчик ведет свою учительницу через лес короткой дорогой, по которой обычно ходит в школу. Тропинка вдоль ручья приводит на поляну, и Анна Васильевна видит Зимний Дуб. Молодая учительница вместе с Савушкиным с радостным интересом всматривается в потаенную жизнь леса. Природа благотворно воздействут на душу Анны Васильевны, и учительница понимает что она благотворно также воздействует и на душу ее ученика, что самое удивительное в этом лесу не зимний дуб, а маленький человечек, так искрене заботящийся о сохатом, маленький человек, в котором природа воспитывает и раскрывает его лучшие качества.

Астафтев «Царь-рыба»

В новелле Астафьева «Царь-рыба», в главе «Капля», показывается благотворное влияние природы на человека. Именно состояние мирного покоя, навеянное природой, открывает самое светлое в душе человека: жалость и любовь к людям, желание защитить их от бед и обид, нравственное убеждение необходимости человечности мира.

Пребывание на природе весной, летом, осенью, зимой дарит разные, но не всегда удивительные впечатления. Все интересно в лесу: и соседство тонкой травинки с могучим деревом, и пение птиц. Человек, соприкасаясь с природой, познает ее. Познание природы, как считает автор, обогащает духовный мир человека, делает его глубоким, содержательным. Общение людей становится интересным, а личные отношения обогащаются тем истинным богатством, которое несравнимо с материальными благами.

Наши рекомендации