На себестоимость перевозок
Рост производительности труда на железнодорожном транспорте является одним из основных факторов снижения себестоимости перевозок. Это снижение происходит в результате уменьшения затрат труда на единицу перевозок, а следовательно, и на заработную плату. Доля заработной платы с начислениями составляет на железнодорожном транспорте свыше 35 % общей суммы эксплуатационных расходов.
Степень снижения себестоимости перевозок под влиянием роста производительности труда зависит от уровня этого роста, удельного веса заработной платы вместе с отчислениями на социальные нужды в общей сумме затрат и изменения уровня среднемесячной заработной платы, зависящего от величины производительности труда.
При стабильном уровне среднемесячной заработной платы изменение себестоимости перевозок под влиянием роста производительности труда рассчитывается следующим образом.
Обозначим рост производительности труда через п %, а относительную величину расходов на заработную плату вместе с начислениями на нее – а %. Себестоимость перевозок в части расходов на заработную плату с начислениями изменяется обратно пропорционально изменению производительности труда. Поэтому при росте производительности труда на n %, т. е. когда она составит (100 + n) % от первоначальной величины, часть себестоимости перевозок, состоящая из заработной платы с начислениями, составит , %.
Следовательно, увеличение производительности труда на п % снижает себестоимость перевозок на
, %.
Рост производительности труда, как правило, сопровождается увеличением среднемесячной заработной платы. Однако в интересах расширенного воспроизводства рост производительности труда должен опережать рост заработной платы.
Увеличение среднемесячной заработной платы под влиянием роста производительности труда зависит от ряда факторов: доли заработной платы рабочих, труд которых оплачивается сдельно, размера доплат и премий к основной оплате (тарифу), уровня и стабильности действующих расценок и т. д.
Расчет снижения себестоимости перевозок при одновременном росте производительности труда и среднемесячной заработной платы может быть выполнен в следующем порядке.
Предположим, что при росте производительности труда на п % среднемесячная заработная плата увеличилась на k %, т. е. в раз. В этом случае заработная плата после увеличения производительности труда на п % увеличится по сравнению с приведенной в предыдущем примере и составит:
, %.
Снижение себестоимости перевозок в этом случае определяют следующим образом:
, %.
Для расчета связанной с ростом производительности труда экономии эксплуатационных расходов по дороге или отделению в приведенную формулу вместо а следует подставить величину расходов на заработную плату с начислениями на нее – ЕФЗП. В этом случае экономия составит:
, руб.