В2. Оценка эластичности по показателю общей выручки
Тема 4. Эластичность спроса и предложения. (Лекция 6).
В1. Понятие эластичности.
Понятие эластичности пришло в экономику из физики. В физике оно означает , нпр., зависимость изменения линейных размеров тела от величины приложенной силы и количественно оценивается изменениями размеров под действием единицы приложенной силы. В экономике спрос и предложение различных товаров зависят от ряда факторов. Кривые спроса и предложения меняются во времени (из-за изменения доходов, цен на сырье, налогов и т.д.). Сдвиг кривых спроса и предложения позволяет проследить эти изменения качественно.
Для количественной оценки изменений спроса и предложения введено понятие эластичности. Нпр., при росте цен на товар возрастет предложение товара и снижается спрос на него. На сколько снизится спрос или повысится предложение от изменения цен позволяет ответить понятие эластичность. Степень чувствительности величины S и D к этим факторам, интенсивность их влияния, различны. Поскольку D и S зависят от многих факторов, то и эластичность рассматривают от различных факторов: эластичность спроса по цене, по доходу, по качеству.
Практический смысл изучения эластичности состоит в том, что изменения D и S оказывают влияние на торговую выручку от продажи товаров. Нпр., повышение цены товара вызывает снижение объема продаж и выручки, а снижение цен - вызывает повышение выручки.
Эластичность - это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам. Рассмотрим эластичность спроса. Главным фактором влияющим на спрос является цена.
Эластичность спроса по цене(прямая эластичность спроса) - мера «реакции» спроса на товар на изменение цены товара. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности EPD.
Коэффициент эластичности спроса по цене показывает на сколько процентов изменится спрос при 1-% -ом изменении цены товара.
| |||||||
| |||||||
| |||||||
|
(относительное в % изменение спроса) (% DQ)
EPD = --------------------------------------------------- = -----------
(относительное в % изменение цены) (% DP)
Относительное в % изменение величины - это отношение ее изменения (D) к первоначальной величине (P или Q) т.е. DQ/Qн или DP/Pн. Первоначальное значение величины (P или Q) это среднее арифметическое начальной и конечной величины (P или Q):
Рн = (Р1+Р2)/2 Qн = (Q1+Q2)/2.
Т.о. коэффициент эластичности спроса по цене вычисляется следующим образом: Ed = | (DQ* Pн) / (Qн*DP)| .
Знак коэффициента эластичности спроса по цене отрицательный, т.к. изменения DQ положительны при DP отрицательных (т.е. DQ и DP движутся в противоположных направлениях). Поэтому величину коэффициента берут по абсолютной величине.
Эластичность спроса по цене измеряется в отдельной точке или на отрезке кривой спроса,в зависимости от величины отрезка, на котором рассматривают эластичность. В связи с этим различают точечную или дуговую эластичность.
DQ/Q P DQ P dQ
EPD = --------- = --- * ---- = ---- * -----
DP/P Q DP Q dP
Графики спроса с различной эластичностью по цене приводятся на следующем рисунке:
| |||||
|
Ed = 0 - абсолютно неэластичный спрос. Как бы производитель не менял цену, объем спроса остается постоянным (нпр., спрос на инсулин больных сахарным диабетом).
Ed = ¥ - абсолютно эластичный спрос. Сколь угодно малое уменьшение цены ведет к увеличению спроса до бесконечности (нпр., спрос на товар на чисто конкурентном рынке).
Ed = 1 - единичный или унитарный спрос. При изменении цены на 1%, спрос изменяется на 1%.
В2. Оценка эластичности по показателю общей выручки.
Общая выручка - TR (total revenue) - вычисляется как произведение цены на объем проданного товара: TR = P Q
Если выручка возрастает при уменьшении цены - спрос эластичен. Справедливо и обратное утверждение: если при возрастании цены общая выручка уменьшается спрос эластичен, т.е. для эластичного спроса цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях.
При неэластичном спросе уменьшение цены ведет к уменьшению общей выручки, т.е. цена и общая выручка изменяются в одном направлении.
При единичной эластичностиизменение цены не изменяет общей выручки, т.е. потеря от снижения цены компенсируется расширением продаж и наоборот.
| |||||||
| |||||||
|