Трансфертные цены, методы их расчета

Трансфертная цена (внутрифирменная цена), используемая при взаимообмене товарами или услугами. Трансфертная цена (в сделках, расчетах между отдельными подразделениями, филиалами корпораций, всегда устанавливается конфиденциально).

Передача продукции осуществляется по ценам ниже рыночных, равных себестоимости продукции, характерна для трансфертного ценообразования. Отличие трансфертных цен от рыночных - цена данного товара, поставляемого одним подразделением предприятия другому подразделению и по какой цене продается - независимым покупателям.

Применение трансфертных цен помогает влиять на такие показатели деятельности предприятия, как издержки, цена, прибыль и получает дополнительные конкурентные преимущества. Фактор конкурентоспособности товара (трансфертная цена) составляют коммерческую тайну.

Передаваемые от подразделения к подразделению товары (промежуточная продукция), реализуемые подразделением внешним структурам (готовая продукция). Получающее подразделение - трансфертная цена (расход), поставляющее – (доход). В централизованной компании продажа промежуточной продукции на внешнем рынке, целесообразность дальнейшей обработки, осуществляется (при сравнении приростных издержек и поступлений от последующей обработки). Менеджер принимающего подразделения в децентрализованной организации трактует трансфертную цену принимаемой продукции как добавочные (приростные) издержки, приводит к неправильным решениям по компании в целом, трансфертные цены влияют на целевое перемещение части прибыли между подразделениями, соблюдая интересы компании в целом.

Широкое распространение трансфертные цены получили в бизнесе крупных компаний в зарубежных странах (обмен товарами и услугами в рамках транснациональных компаний). Концентрация производства, развитие специализации (передача промежуточных продуктов другому предприятию, того же холдинга).

Применение трансфертных цен (отличающихся от рыночных), позволяют руководству холдинга перераспределять прибыль (материнская и дочерняя компания), распределять рынки сбыта и сферы влияния между различными подразделениями, выводить прибыль (дочерняя компания), из стран, с ограниченным вывозом капитала, завоевывать новые рынки (искусственное снижение цен товаров холдинга).

Введение трансфертных цен - минимизация налогообложения, внутрикорпоративных расчетов и таможенных платежей, (аккумулирование прибыли в сбытовых структурах, зон с льготным налогообложением). Производственные компании - продукция по трансфертной цене (ниже рыночной), родственным сбытовым компаниям (зарегистрированы в офшорной зоне (иностранной или внутренней)), сбытовики - реализуют товар (рыночная цена, сверхприбыль, без налогов).

Метод определения трансфертной цены (себестоимость и нормативная рентабельность), может служить оправданием фактически произведенных затрат (без учета их целесообразности). Другой подход основан на целевом назначении цены (сравнимые с фактическими затратами).

Основные методы трансфертного ценообразования (мировая практика):

основа (текущая рыночная цена товара);

ориентация (предельные издержки);

основа (издержки производства);

расчет (ориентация на договорные цены).

Трансфертное ценообразование, основанное на рыночной цене (можно рассматривать /верхний предел - цена спроса/ на полуфабрикат, выпускаемый компанией), при передаче полуфабриката (учитывается реальный вклад подразделения-поставщика в общий доход предприятия), рыночные цены, берутся в расчет, снижая величину расходов (продажи аналогичного товара на рынке).

Преимущества метода (объективный характер рыночных цен), трансфертные устанавливаются (промежуточный продукт имеет высококонкурентный рынок, продукт является однородным, влияние /продавец, покупатель/ слабое на рыночные цены).

Трансфертная цена (фактическая цена продажи промежуточной продукции внешним заказчикам, цена конкурента).

Трансфертное ценообразование, основанное на предельных издержках, если невозможно установить трансфертные цены на базе рыночных цен (предельные издержки можно оценить только с учетом реальной функции спроса), чем выше степень рыночной конкуренции (меньше ценовая политика смотрит за реакцией основных конкурентов компании).

При несовершенстве рынка промежуточного продукта, или его отсутствия, трансфертные цены (основа маржинальные затраты, прибыль компании в целом является максимальной). Маржинальные издержки /короткий период/ (прямые издержки плюс переменные косвенные издержки), постоянны на единицу продукции в диапазоне выпуска и эквивалентны переменным издержкам.

Трансфертное ценообразование, ориентированное на издержки производства,более доступное в применении, используется при отсутствии рыночных цен, (применение основывается на расчете: полных затрат; нормативных затрат; переменных затрат), чаще всего применяется в вертикально интегрированных компаниях. Достоинства метода в относительной простоте учета затрат, в упрощении ведения учета и отчетности (подразделения компании), в определении вклада каждого подразделения (прибыль конечного продукта компании).

Особенность трансфертного ценообразования, ориентированный на договорные цены, цена рассматривается как договорная (договор, контракт) подразделения-поставщика и принимающего подразделения, базой для переговоров служит информация о рыночных ценах, маржинальных или полных расходах, в которых проявляются рыночные несовершенства в отношении промежуточных продуктов, разные реализационные расходы для внутреннего и внешнего рынков, когда существует несколько рыночных цен.

Ключевым моментом установления трансфертных цен является распределение прибыли по полуфабрикатам конечных изделий: метод распределения прибыли;

метод распределения экономии затрат;

метод распределения суммы покрытия.

Метод распределения прибыли, трансфертной цены по методу «издержки плюс прибыль» (нормативный уровень себестоимости продукции), прибавляется прибыль пропорционально (заработной плате, или себестоимости, либо фондоемкости производства подразделений).

Общая прибыль в расчете на единицу продукции умножается на показатель доли соответствующего показателя подразделения в общей величине (заработная плата за производство всего объема конечной продукции), в себестоимости конечной продукции компании, используется в компаниях, не имеющих рынка полуфабрикатов.

Метод распределения экономии затрат, внутренняя цена полуфабриката рассчитывается как сумма его себестоимости и экономии затрат на единицу полуфабриката.

Метод распределения суммы покрытия (аналогичен первому), но себестоимость заменяется (первое слагаемое трансфертной цены) переменными затратами, а прибыль (величиной покрытия).(1.1, 1.4, 2.2, 2.3, 3.2)

Список использованной литературы:

1.Законодательные акты и нормативно методические документы по ценообразованию

1.1.Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья с изменениями и дополнениями).

1.2.Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия.2-е изд.-М.ИНФРА-М,2006,-VI, 810с, ISBN 5-16-002591-X

1.3 Налоговый кодекс Российской Федерации – ч. 2 .

1.4Конституция Российской федерации –М. РИОР,2008.

2.Основная литература

2.1.Беляева И.Ю., Панина О.В., Головинский В.В.. Авдиенко О.Б. Ценообразование, учебное пособие.2-е изд., доп./М.,КНОРУС,2005.

2.2.Герасименко В.В. Управление ценовой политикой компании. М.,Эксмо,2006.

2.3.Маховикова Г.А. Ценообразование : практикум/ Г.А. Маховикова, И.А. Желтякова, Н.Ю.Пузыня.- М. :Эксмо,2008.-304с.-(Высшее экономическое образование)

2.4.Салимжанов И.К. Ценообразование : учебник/ 2-е изд., стер.- М.:КНОРУС, 2008.-304 с.

3.Дополнительная литература

3.1.Дейли Дж. Эффективное ценообразование- основа конкурентного преимущества /Пер. с англ. М.: Вильямс, 2004.

3.2.Липсиц И.В. Ценообразование (Управление ценообразованием в организации) :Учебник.3-е изд.М.: Экономистъ,2005.

3.3.Цены и ценообразование: Учебник для вузов.4-е изд./Под редакцией В.Е.Есипова. СПб. : Питер,2005.

Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

Федеральная служба по тарифам
> www.fstrf.ru

Федеральная служба по финансовым рынкам
> www.ffms.ru

Федеральная антимонопольная служба
> www.fas.gov.ru

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
> www.economy.gov.ru

Министерство финансов Российской Федерации
> www.minfin.ru

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами
> www.rosoez.ru

Правительство Российской Федерации
> http://www.government.ru

Учебное издание

Наши рекомендации