Предпосылки возникновения стратегического менеджмента

Возникновение стратег. менеджмента связано с возрастанием доли неопределенности и сложности внешнего окружения.

1. Управление на основе контроля (финансовое планирование) - конец 1950-х гг.

2. Управление на основе экстраполяции (долгосрочное планирование) - 1960-г.

3. Управление на основе предвидения изменений (стратег. планирование) - 1970-гг.

4. Управление на основе гибких экстренных решений (стратегический менеджмент) - начало 1980-гг.

Главным размышлением между долгосрочным и стратегическим планированием заключается в трактовке будующего. При стратег. планировании будующее не является повторением прошлого.

Для современных организаций желательно одновременно применять два режима управления: стратегич. и оперативное.

Стратегическое управление связано с предпринимательской деятельностью.

Стратегическое управление - это в первую очередь предпринимательская деятельность. Результатом является потенциал организации, обеспечивающий достижение стратегических целей, а также внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувственность организации к переменам в окружающей среде. Оперативное управление использует имеющее положение в организации. Конечным продуктом оперативной деятельности является предоставление товаров, оказание услуг потребителям за определенное вознаграждение. В основном это обеспечивается такими видами деятельности, как закупки внутренние и внешние, материально-техническое обеспечение, производство, маркетинг и продажи, обслуживание. Стратегическое управление нацелено на изменения, является гибким и не имеет жестких структур в то время, как оперативное управление устойчиво к изменениям, нацелено на высокую эффективность.

Взаимосвязь миссии и стратегии.

Миссия - это цели, философия, ценности, принципы организации. В общих чертах формулировка миссии организации должна содержать: 1. Определение сферы деятельности; 2. рабочие принципы организации по отношению к окружающей среде; 3. Ценности внутри организации.

Одна из моделей предложена Кэмпбеллом и Юнгом; Она учитывает, что миссия включает в себя: предназначение. Выделяют 3 категории: максимизация богатства акционеров, удовлетворение всех заинтерисованных сторон, причастие в достижении возвышенных целей.Стратегия - определяет вид деятельности компании, её отличительная компетенция и конкурентное преимущество.

Норма поведения - для успешной реализации необходимо, чтобы предназначение и стратегия преобразовывались в политику и норму поведения персонала. Ценности - не нравственные принципы, которые составляют основу культуры организации, то есть те ценности позволяют создавать нормы не по приказу, а по убеждению. 4 компонента взаимно усиливают друг друга. Для реализации миссии персоналу необходимо развивать эмоциональную приверженность к ценностям и нормам. Эмоциональная приверженность возникает когда индивид воспринимает ценности и нормы поведения организации как свои личные. Ромбовидная модель миссии позволяет следующие выводы:

-организационные ценности должны быть совместимы индивидуальными ценностями работников. Если ценности «встроены» в нормы, то конфликты проявляются в несоблюдении норм, менеджерами и рядовыми работниками;

-стратегия и ценности должны усиливать друг друга;

-управление миссией является непрерывным и длительным процессом.

Типы стратегий.

Задуманную стратегию называют преднамеренной стратегией. Если стратегия реализуется без задуманных намерений, то это стихийная стратегия. Можно выделить следующие типы стратегий: 1)запланированная стратегия (находится ближе всего к преднамеренной и предполагает наличие ясных и четко сформулированных намерений, средств контроля за продвижением к цели, при этом внешнее окружение не препятствует реализации стратегии и намерениям. Запланированная стратегия предполагает наличие плана, с указанием целей, ресурсов и действий, преобразующих эти ресурсы, а также критерии оценки результатов действий); 2)предпринимательская стратегия(руководитель может и не посвящать свой коллектив в свое видение, поэтому эта стратегия на стратегическом континууме отстоит дальше, чем запланированная. В то же время в предпринимательской стратегии начинает проявляться признак стихийности, так как видение определяет только общее направление движения, а подробности могут быстро из-меняться в зависимости от изменений во внешней среде и руководитель может радикально изменить видение, с тем, чтобы отреагировать на возникающие угрозы или воспользоваться благоприятными возможностями); 3)идеологическая стратегия(видение может быть коллективным и индивидуальным. Стратегия этого типа реализуется, если индивидуальное и коллективное видения совпадают и люди настолько привержены ему, что оно становится идеологий. Люди начинают соблюдать в своих действиях некоторые общие правила. В этой ситуации общий контроль персонала заменяется самоконтролем); 4)зонтиковая стратегия(особенность этой стратегии заключается в том, что полный контроль за действиями персонала заменяется частичным, вводятся некоторые ограничения в виде общих правил); 5)процессуальная стратегия(руководитель контролирует процесс формирования стратегии. А содержание стратегии определяет персонал); 6)несвязанная стратегия(характерна для организаций, объединяющих в себе экспертов или высококвалифицированных специалистов. Специалистам предоставляется право самостоятельно определять направление деятельности); 7)стратегия консенсуса(имеет ярко выраженные черты стихийной стратегии. В начале деятельности никаких намерений не наблюдается. В дальнейшем в результате сотрудничества людей и взаимного приспособления вырабатывается стратегия консенсуса);8)навязанная стратегия(навязываются организациям из вне. Полностью навязанных стратегий не существует. Изменения во внешней среде накладывают ограничения на деятельность организации).

Планирование операций.

Планирование операций – один из самых важных видов деятельности операционного менеджера - состоит из 5 этапов: 1)анализа природы планирования операций; 2)разработки стратегии планирования; 3)календарного планирования; 4)планирования проекта; 5)управления запасами и материалами. Основу анализа природы планирования операций составляет понятие контура управления, осознание временных масштабов планирования, учет особенностей планирования входных ресурсов и управления ими, планирование процесса. Главная задача управления – удовлетворение нужд потребителей при наименьших возможных затратах. Для этого требуется следующее: 1)план – документ, определяющий, какие операции предполагается выполнить в заданный период времени; 2)измерение – необходимо регистрировать объем, количество, ассортимент выходных продуктов, количество ресурсов, необходимых для осуществления процесса преобразования; 3)сравнение – сопоставление того, что действительно произошло, с тем, что было запланировано; 4)управляющие действия – принятие решения о том, какие действия необходимы, и выполнение этих действий. Описанная схема осуществления управления называется контуром управления. Управление входными ресурсами включает в себя, прежде всего, следующее:

- управление персоналом; - управление материалами; - управление информацией; - управление оборудованием. Осознание временных масштабов планирования – это планирование стратегии и календарное планирование. Стратегическое планирование включает в себя принятие решений, определяющих возможный объем производства, при этом учитываются узкие места и синхронизация спроса и предложения. Существуют два подхода к решению этих задач:

- следование за спросом; - следование за предложением.

В первом случае объем выходного продукта изменяется в зависимости от изменений спроса.

Во втором случае объем продукта сохраняется неизменным независимо от спроса.

Календарное планирование основано на стратегическом планировании и включает в себя: план производства (необходим для определения недельного задания) и план работ (для определения ежедневной загрузки), в том числе маршрутизацию, загрузку, распределение ресурсов, учет особенностей при работе при наличии очередей, диспетчеризацию. Планирование проекта предполагает четкое определение начала работ и окончания работ, учитывает уникальность проекта.

Управление запасами материалов имеет особое значение при планировании производственных процессов. К ним относятся сырье, полуфабрикаты и законченные изделия. Главной задачей при планировании является определение размера запаса, времени поставок заказа и количества поставок.

Наши рекомендации