Особенности транспортного производства и его продукции
Методы управления на транспорте и условия их применения.
Методы управления – совокупность приемов, способов и форм целенаправленного воздействия субъекта и форм целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект.
Методы управления: прямые и косвенные. Прямые-административные или организационно-распорядительные (правовые). Косвенные-экономические и социально-психологические.
Административные-способ воздействия, основанный на использовании объективных организационных отношений между людьми. Иногда их делят на:
1.Организационные (регламентирование (штатное расписание, инструкции, положения о структурном подразделении), нормирование (норма времени, выработки, численности, управляемости), методическое инструктирование).
2.Распорядительные (директивы, постановления, приказы, распоряжения, резолюции, указания)
3.дисциплинарная ответственность (личная, коллективная, моральная, материальная, служебная).
Особая роль административных методов заклюячается в непосредственном их воздействии, если результаты экономических и соц-псих методов могут обнаружится с некоторой задержкой, то результаты орг-распорядит.методов чаще всего проявляются непосредственно.
При использовании орг-распорядит.методов управления необходимо учитывать также экономичес кие интересы, соц.потребности и психологич.особенности подчиненных.
Экономич.-система способов целенаправленного воздействия на объект управления, построен.на использовании экон.интересов. Система этих методов опирается на финансы, кредит, зп, премии и т.д.
Экономические-экономическое стимулирование, хозрасчёт.
Основа экономического стимулирования – формирование доходов работников в зависимости от результатов работы.
Хозрасчёт – метод, основанный на соизмерении затрат и конечных результатов в сочетании с хоз.самостоятельностью
Социально-психологические-способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива на соц.процессы, протекающие в нем.
Соц-психол.-социальные (соц.нормирование(правила внутреннего распорядка, этикета), соц.регулирование (отбор, распорядок с очередности соц.благ или льгот), моральное стимулирование, социальная преемственность (конкурсы, произв.праздники), соц.новаторство (произв.соревнования, обмен опытом)
Психологические-регулирование отношений между людьми путем создания оптимального психологического климата в коллективе, комплектование малых групп и коллективов, гуманизация труда (психологическое влияние цвета, музыки), методы профессионального отбора и обучения.
Место экономико-математических методов и моделей в управлении транспортным производством.
Основные математические методы:
1.Дитерминистские (линейное программирование, целочисленное программирование, динамическое)
2.комбинированные (теория графов, стахостическое программирование, корреляционный анализ, теория игр и решений, системотехническое моделирование)
3.вероятностные (теория массового обслуживания, статистическое моделирование,эвристическое моделирование)
Сферы использования эк-мат.методов:
1.Разработка схем нормальных грузопоток
2.оптимизация текущих планов поставок и перевозок грузов
3.оптимальное регулирование порожнего ПС
4.оперативное прогнозирование тр.потоков
5.разработка оптимальных планов формирования составов
6.разработка оптимальных графиков движения тр-та
7.управление ходом ремонт.пр-ва (сетевые графики)
8.определение оптимальных уровней заполнения пропускной способности и концентрации грузо-и пассажиропоток
9.обоснование оптимальных схем территориальной организации тр-та (размещение объектов тр-та на сети и в тр.узлах)
10.обоснование планов нормативов и путей повышения эффективности перевозочного процесса.
Условия применения эк-мат.моделей:
1.предварительный глубокий и всесторонний анализ существа решаемой задачи, уяснение эк.природы рассматриваемых процессов.
2.обоснованный выбор способа решения задачи с использованием матем.аппарата (ветви прикладной математики, класса или типа эк-мат.модели)
3.умелое пользование выбранной моделью и результатами моделирования
Математика-это не метод, а язык, к которому прибегают в случае необходимости. Цифры не управляют миром, но они показывают, как ими управлять.
Особенности транспортного производства и его продукции.
1.транспорт не производит веществ.продукции, тр.продукция не существует отдельно от процесса пр-ва, её нельзя накапливать и складировать (взамен резервы произв.мощностей)
2.транспорт носит межотраслевой характер, поскольку является общим условием мат.пр-ва, культурной и соц.жизни людей.
3.на транспорте значительная часть средств не стационарна, а подвижна (до 80%), измен.свое местоположение в пространстве и функц.в разнообразных режимах и орг.формах, что усложняет управление производственным процессом
4.пространственно-разобщенные средства пр-ва транспорта тесно взаимодействуют друг с другом, особенно на жд (необходима тщательная координация и контроль).
5.перевозочный процесс обладает повышенной энергоемкостью (жд:авто:мор-1:9,8:1,9 на 1 ткм и жд:авто:возд.1:5,9:7,0 на 1 пасскм).
Доля энергетических затрат в себестоимости тр.продукции составляет 15-20%, иногда до 30, т.е.выше, чем в других отраслях материального пр-ва.
На долю трансопрта приходится 90% суммарной мощности всех установленных двигателей. Доля отдельных видов тр-та в общем потреблении ими энергии: авто-80%, гражд.авиация-10%, жд-3,5%, водн-2,5%, проч.-4%.
Умелым управлением энергозатраты можно снизить.
6.транспорт является одним из наиболее капиталоёмких отраслей народного хоз-ва, а его техническое перевооружение требует крупных затрат и длительных сроков. (стр-во 1 км однопутной жд-700-800 тыс.долл.)
7.поввышенная зависимость эффективности работы тр-та от естесственн.географ.и климатич.условий
8.высокая нестационарность загрузки произв.мощностей тр-та в связи с высокой неравномерностью (пространств. и временной) пасс.и грузопотоков (возник.проблема создания резервов произв.мощностей и звеньев трансопрта)
9.транспорт относится к числу отраслей пр-ва с повышенной опасностью (высок.аварийность, отриц.воздействие на окр.среду)
Доля транспорта в загрязнении-40-50% (ТЭЦ-16%, лесные пожары-15%, пром-ть-14)
10.Сложность точных экономических оценок и калькуляции разных видов перевозок, перевозок разн.видов грузов) корреляция и регрессия, а не функциональные связи.