Каков порядок личного обыска задержанного?

Личный обыск задержанного подозреваемого заключается в прину­дительном обследовании его тела, одежды и сопутствующих вещей в це­лях отыскания и изъятия предметов, документов и ценностей, имеющих значения для уголовного дела. В соответствии со ст. 93 УПК РФ проведе­ние личного обыска является правом, а не обязанностью дознавателя или следователя. Однако, исходя из сложившейся следственной практи­ки, такое процессуальное действие проводится в каждом случае задер­жания подозреваемого. О необходимости проведения личного обыска подозреваемого сразу после его задержания свидетельствует и ч. 2 ст. 92 УПК РФ, предписывающая фиксировать его результаты прямо в про­токоле задержания.

Порядок проведения личного обыска задержанного регламентиро­ван ст. 184 УПК РФ. В этой связи сразу необходимо отметить, что личный обыск задержанного подозреваемого проводится по факту, то есть без вынесения отдельного постановления или судебного решения.

В силу закона при проведении личного обыска должны обязательно принимать участие не менее чем двое понятых. Понятые - это не заин­тересованные в исходе уголовного дела лица, привлекаемые дознавате­лем или следователем для удостоверения факта производства, а также содержания, хода и результатов следственного действия (ч. 1 ст. 60 УПК

РФ). Основная задача понятых заключается в осуществлении функции так называемого общественного контроля за действиями государственных органов и должностных лиц, осуществляющих дознание и предваритель­ное следствие. По мнению законодателя, это способствует законности в действиях дознавателя или следователя, а также правильности составле­ния протокола11. Поэтому основными качествами, которыми должны об­ладать понятые являются их независимость, беспристрастность, а также способность правильно воспринимать объективную действительность. И, следовательно, в качестве понятых не могут приглашаться:

1. несовершеннолетние;

2. участники уголовного судопроизводства, а также их близкие род­ственники;

3. работники правоохранительных органов, наделенные полномо­чиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

4. иные лица, прямо или косвенно заинтересованные в исходе уго­ловного дела.

В практической деятельности ввиду организационно-технических сложностей с поиском и подбором понятых указанные ограничения не­редко нарушаются. Зачастую в качестве понятых приглашается граждан­ский персонал, работающий в правоохранительных органах (секретари, делопроизводители, уборщицы и т.д.), лица, проходящие практику, и тому подобные лица, которые могут иметь определенную заинтересо­ванность по отношению к деятельности соответствующего органа. Поэ­тому если задержанный обратит внимание на данные факты, он вполне может отметить это обстоятельство в протоколе.

Помимо понятых следователь или дознаватель вправе привлечь к производству личного обыска оперативных работников (ч. 7 ст. 264 УПК РФ) и специалиста.

Специалист - это лицо, обладающее специальными знаниями в об­ласти науки и техники, искусства и ремесла. Он может быть привлечен для производства личного обыска в целях содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, а также применения технических средств.

Вместе с тем специалист не может принимать участие в производ­стве личного обыска, если он:

1. является или являлся иным участником по данному уголовному делу, в частности дознавателем, следователем, прокурором, потерпев­шим, свидетелем и т.д.;

2. является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу;

3. находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей;

4. является некомпетентным в соответствующей области специаль­ных знаний;

5. если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уго­ловного дела.

Поэтому при обнаружении любого из вышеперечисленных обстоя­тельств, специалисту, привлеченному для производства личного обы­ска, задержанное лицо вправе заявить отвод.

Требование об отводе может быть зафиксировано прямо в тексте протокола или оформлено отдельным документом на имя соответствую­щего дознавателя или следователя. Согласно с. 71 УПК РФ в ее систем­ном единстве со ст. 69 УПК РФ решение вопроса по заявленному отводу специалиста находится в компетенции самого дознавателя или следова­теля, которые могут оставить его без удовлетворения. Однако данные о заявленном отводе, тем не менее, в материалах уголовного дела бу­дут зафиксированы, что впоследствии возможно позволит оспорить от­дельные результаты проведенного обыска.

И наконец, еще одним участником личного обыска является пере­водчик, о котором мы уже говорили выше. Переводчик привлекается к производству данного следственного действия в том случае, если за­держанный не в достаточной степени владеет языком уголовного су­допроизводства. На переводчика также распространяются вышепри­веденные ограничения на участие в уголовном деле и правила на его отвод.

Касательно лиц, участвующих в личном обыске задержанного, су­ществует еще одна важная особенность, обусловленная принципом ува­жения чести и достоинства личности: все эти лица, включая самого до­знавателя или следователя, должны быть одного пола с обыскиваемым.

До начала обыска обыскиваемый должен быть ознакомлен с решением о его проведении. Ему должно быть предложено вы­дать искомые предметы, документы или ценности доброволь­но. В случае такой добровольной выдачи и при отсутствии оснований полагать о сокрытии каких-либо иных значимых объектов следственное действие может быть окончено. В противном случае дознаватель или следователь приступает к осуществлению непосредственных поисковых мероприятий.

В ходе личного обыска могут быть изъяты:

1. предметы, документы или ценности, имеющие, по мнению дозна­вателя или следователя, отношение к уголовному делу (например, ору­дия совершения преступления, какие-либо похищенные вещи и т.д.);

2. - предметы, которые изъяты из свободного оборота (например, оружие, наркотики и пр.).

В принципе в ходе личного обыска также могут быть временно изъяты некоторые лич­ные вещи: личные документы, шнурки, ремень, к золотые украшения и I тому подобные объекты, хранение которых во время задержания запрещено.

Все изъятые в ходе обыска объекты долж­ны быть предъявлены участвующим лицам, а при необходимости - надлежащим образом упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых и надлежащим образом подробно описаны в протоколе.

В этой связи особо следует отметить о необходимости весьма пол­ного и обстоятельного описания в протоколе всех индивидуальных осо­бенностей каждого изымаемого объекта, в частности его формы, цвета, размера, индивидуальных номеров, маркировочных и иных обозначе­ний, меры, веса и т.д. С одной стороны, это позволит детализировать и конкретизировать доказательственную базу, а с другой - исключить воз­можные злоупотребления.

Так, по уголовному делу, расследующемуся в одном из следственных подразделений г. Москвы был задержан г-н А., у которого в ходе личного обыска было изъято золотое кольцо. В протоколе обыска данный объект был отражен просто как «кольцо желтого металла». Впоследствии, когда супруга А. пришла к следователю, чтобы получить личные вещи своего мужа, ей было выдано обыкновенное медное кольцо, желтоватого цве­та, которое, тем не менее, подходило под содержащееся в протоколе описание.

В случае, если, по мнению задержанного, следователь описал изъятые у него вещи неправильно или ненадлежащим образом, он имеет полное право собственноручно внести в конце прото­кола соответствующие уточнения или дополнения.

Наши рекомендации