Организационные формы управления инновационной деятельностью
Последовательная форма предполагает поэтапное проведение инновационной деятельности поочередно во всех функциональных подразделениях. После окончания этапа в конкретном подразделении результаты передаются руководству фирмы, которое принимает решение о целесообразности продолжения работ по внедрению инновации.
Преимущества:повторяемость оценки проекта на каждой стадии, снижение рисков, упрощение системы контроля, так как на каждом этапе существует лишь однородный вид деятельности.
Недостатки: предыдущие подразделения уже не имеют возможности улучшить и скорректировать свой этап работы после передачи его следующей группе специалистов; последующие специалисты не могут внести свои идеи в проект на предыдущих стадиях; с каждым этапом растет стоимость исправления предыдущих дефектов; удлиняются сроки реализации проекта; если последующее подразделение высказывает принципиально важные замечания предыдущим этапам, то весь процесс начинается заново.
Параллельная организация предполагает проведение всех работ по проекту одновременно во всех подразделениях.
В данном случае для корректировки работ достаточно направить проект на изменение лишь в соответствующий отдел.
Как правило, такую форму используют средние и мелкие фирмы с плоской структурой управления и небольшим количеством функциональных подразделений.
Преимущества: для корректировки работ достаточно направить проект на изменение лишь в соответствующий отдел.
Недостатки: отсутствие координирующего органа; сложность контроля за выполнением каждого этапа; необходимость одновременного анализа результатов высшим руководством компании.
Самой распространенной разновидностью интеграционной формы является матричная система организации. Суть ее заключается в том, что наряду с традиционными функциональными и производственными подразделениями организуются проектно-целевые группы во главе с руководителем проекта, выполняющим координирующую функцию.
На крупных предприятиях такие формы часто преобразуются в самостоятельные научно-производственные комплексы по развитию новых сфер бизнеса (например, в компании IBM) или венчурные подразделения, если проекты оцениваются как высокорисковые.
Основными преимуществами матричной системы являются: сокращение сроков реализации проекта, оперативное реагирование на любые внешние изменения, упрощение системы контроля, непрерывание традиционной хозяйственной деятельности.
Содержание и структура инновационных проектов, управление проектами
Инновационный проект – это совокупность мероприятий для достижения инновационных целей; процесс осуществления инновационной деятельности; это пакет документов, обосновывающих экономическую целесообразность инвестиций в инновационный проект.
Участниками инновационного проекта являются:
1) заказчик;
2) разработчик;
3) инвестор;
4) учредитель, гарант;
5) научно-технический совет;
6) лизинговая компания;
7) проектировщик;
8) организационный исполнитель;
9) инвестиционные, инновационные фонды;
10) банк;
11) финансовый консультант;
12) страховая компания и др.
Процесс инновационного проектирования состоит из 3 фаз:
1. прединвестиционный лаг (подготовка инновационного проекта);
2. инвестиционный лаг (реализация проекта);
3. производственный лаг (хозяйственная деятельность проектируемого объекта, эксплуатационная фаза).
Проекты подразделяются на:
- мегапроекты - целевые программы, предполагающие выполнение взаимосвязанных проектов, объединенных единой целью, ресурсами и сроками выполнения (выполняются на высших уровнях управления);
- мультипроекты - конкретные программы, связанные с переходом организаций на рыночные механизмы функционирования и выработки концепции дальнейшего развития;
- монопроекты - проекты, для которых характерна постановка конкретной цели и достижение ее вжестких временных и финансовых рамках.
Классификация инновационных проектов.
1. По уровню решений:
а) национальные;
б) президентские;
в) региональные;
г) отраслевые;
д) отдельного предприятия.
2. По характеру целей проекта:
а) конечные;
б) промежуточные.
3. По периоду реализации:
а) долгосрочные;
б) среднесрочные;
в) краткосрочные.
4. По типу инноваций:
а) новый продукт;
б) новый метод производства;
в) новый рынок;
г) новый источник сырья;
д) новая структура управления.
5. По характеру инновационной деятельности:
а) исследовательский;
Каждый инновационный проект должен содержать следующие основные разделы:
· Сущность инновационного проекта, обоснование его деловой привлекательности в резюмирующей форме;
· Предприятие, реализующее инновационный проект. Полные сведения о деятельности, юридическом статусе, возможностях;
· Продукт, его характеристика;
· Анализ рынков сбыта продукции, конкуренция;
· Стратегия маркетинга инновационного продукта;
· Организация производственного процесса;
· Организация управления;
· Риски и их страхование;
· Стратегия финансирования.