Публикации и нормативные акты

Основная:

Гражданский процесс: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Шакарян. - М.: Спарк, 1998

Басков В.И. Процессуальные акты уголовного судопроизводства

Бахрах Д.Н. Производство по делам об администра­тивных нарушениях. - М., 1997. (образцы документов): Учебно-практич. пособие для студ. юрид. вузов. – М., 1996.

Куницин А.Р. Образцы судебных документов: С коммент. законодательтва и суд. практики: Практич. пособие. /Отв. ред. О.Е. Кутафин. – М., 1997.

Куницын А.Р. Образцы судебных документов по гражданским, уголовным и административным делам (с комментариями законодательства и судебной практики). Практическое пособие -–М., 2001.

Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под ред. председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева. - М., 2002.

Кузнецова Т.В., Илвашенко М. П. Основы документоведения: Учеб. пособие. - М., 1996.

Куницын А. Р. Образцы судебных документов (с комментариями законодательства и судебной практики): Практическое пособие/ Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Солекс, 1997.

Кушнаренко Н. Н Пискарев И.К. Образцы судебных документов: Практ. пособие. – М., 1997.

Процессуальные документы органов предварительного расследования под ред. И.Н. Кожевникова и С.В. Бородина. - М.: Спарк, 1997.

Рыжаков А.П. Образцы процессуальных документов. – Изд. 2-е, стереотип. – М., 1997.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ

Уголовный процесс. Учебник для вузов / Под ред. П. А„ Лупинской. - М., 2002.

Дополнительная:

Андреева В.И. Делопроизводство в кадровой службе: Практическое пособие с образцами документов. - M, 1997.

Андреева B.EC., Батюк С.П. Инструкция по документационному обеспечению деятельности фирмы: Практи­ческое пособие для негосударственных структур. М., 1994,

Веселев П.В. Как доставить служебный документ. 1992.

Вершинин А.П. Юридические документ» в нотари­альной и судебной практике. - М., 1993.

Мерецкий С. Г. Приговор суда. - М., 1992. Рахманян Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование-служебных документов: Учеб. пособие. - М., 1998.

Конституция Российской Федерации. - М., 1997.

Федеральный конституционный закон «О Конститу­ционном суде Российской Федерации» № 1 ФКЗ от 21.07.94 // Собрание законодательства РФ. - 1994. ~ № 1. Ст. 3447

Арбитражный процессуальный кодекс- Российской Федерации, 1995.

Федеральный конституционный закон «Об арбит­ражных судах в Российской Федерации» № 1 ФКЗ от 28.04.95.

Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Кодекс об административных правонарушениях РФ, 2002

Уголовно процессуальный кодекс РФ. - М,, 2002.

Перечень типовых документов, образующихся в дея­тельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков их хранения. Утвержден Главным архивным управлениемСовмина СССР 15.08.88, с изм. и дон. от 27.06.96.

Типовая инструкция по делопроизводству в мини­стерствах и ведомствах РФ. Утверждена Росархивом 06.07.92.

Примерное положение о Центральном архиве мини­стерства и ведомства РФ. Утверждено приказом Росархива от 29.06.92. - № 151.

Унифицированная система организационно-распоря­дительной документации. Требования к оформлению до­кументов. ГОСТ Р 6.30-03 Утвержден постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 г. № 65-ст. Общероссийский классификатор управленческой до­кументации ОК 011-93(ОКУД). Утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 30.12.93 № 299, с изм. и доп. от 2.04.98, 23.03.99.

Делопроизводство и архивное дело. Термины и опре­деления. ГОСТ 16487 - 83.

Приказ Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.03.96 .№ 7 «О введении в действие Инструкции по делопроиз­водству в арбитражных судах РФ», с изм. и доп. от 30.07.96.

Курс базовых лекций

ТЕМА № 1. Сущность и задачи курса. Документ. Основные понятия документоведения.

ВОПРОСЫ:

1.Понятие документа. Общее документоведение.

2.Материальные носители информации. Информационная функция документа.

3.Классификация документов.

4.Классификация управленческой документации.

ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» определяет понятие«документированная информация» или «документ» как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Официальным, то есть имеющим право на использование в организации, может считаться только документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке.

В области документации фундаментальным термином является «документ», в определении которого выражаются самые общие представления об изучаемом предмете. Родовое – видовое подчинение, т.е. систематизация терминологии (в данном случае по функциональному признаку), может проводиться, например, по схеме: документ – управленческая документация – организационно-распорядительная документация – вид документа, где каждое последующее понятие является частным проявлением предыдущего и находится с ним в соподчинении.

Одной из самых общих классификаций документов как носителей информации является классификация их по внешним признакам, технике и способам запечатления информации и выражения содержания. Такая классификация документов предлагается в документалистике, источниковедении, социологии. В документалистике документы подразделяются по способу передачи содержания на воспроизводящие содержания с помощью зрения (текстовые, графические и изобразительные документы) и с помощью слуха (магнитная, механическая запись), в источниковедении «исторические источники в широком смысле слова делятся на шесть больших групп (письменные, вещественные, этнографические, устные или фольклорные, лингвистические и кино-, видео-, фоно-, фотоматериалы)», в социологических исследованиях выделяются письменные, изобразительные, звуковые и комплексные документы.

Документ –любая фиксируемая и сохраняемая информацию вне зависимости от носителей и способа выражения содержания – особая категория письменных документов, которая пока служит основным средством запечатления, передачи и сохранения интеллектуальной деятельности человека и которая является поэтому главным объектом исследования.

В документоведении принято достаточно широкое определение понятия «документ», которое формулируется как «средство запечатления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека».

Письменные документы всегда являются результатом целенаправленного, сознательного документирования явлений объективной действительности на языке слов в целях надежной передачи этой информации во времени и на расстоянии. В документе содержится свидетельство об объективной действительности, прочтение документа предполагает воссоздание последней, понимание способа записи, того как текст соотносится с действительной ситуацией – задача изучения документа.

«Documentum» на латинском языке означает «доказательство»; изучение совокуп-ности документов (однородных или разнородных), их сопоставление воссоздает дейст-вительность, что и является предметом изучения историка и социолога.

В документоведении выделяются следующие функции документов

-документирование (запечатление) фактов или явлений;

-коммуникативная функция;

-доказательственная функция;

-функция исторического источника.

Особая категория документов– управленческая документация, служащая средством, инструментом осуществления процессов управления социально-экономической жизнью общества, свойственна также функция материализации управленческого действия, что является основным критерием целесообразности возникновения документа и во многом предопределяет его ценность как исторического источника. Принадлежность документа к сфере управления вызывает необходимость выполнения документом функции организации информации. Она заключается в том, что только при помощи документа информация хранится и передается в строго определенной форме; функции документа определяют состав его реквизитов, построение текста и его лексические особенности.

Делопроизводство предполагает создание документов, или документирование,под которым понимается запись информации на различных носителях по установленным правилам. Документирование – регламентированный процесс записи информации на бумаге или ином носителе, обеспечивающий ее юридическую силу. Документирование всегда осуществляется по определенным правилам, установленными правовыми нормативными актами или выработанными традицией.

Документирование – это процесс создания и оформления документа. Государственный стандарт определяет документирование как «запись информации на различных носителях по установленным правилам».

Документооборот – движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления адресату.

Делопроизводство – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.

Система документации – это совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению.

Документационное обеспечение –появление этого термина связано с внедрением в управлении компьютерных систем и их организационным, программным и информационным обеспечением для приближения к терминологии, употребляемой в компьютерных программах и литературе. В настоящее время термины «Делопроизводство» и «документационное обеспечение» являются синонимами и применяются для обозначения одной и той же деятельности.

Общая классификация документов. Понятие и классификация управленческой документации

Общая классификация документов производится по следующим основаниям.

1. По назначению:

-Организационно-правовая документация

а) Учредительные документы (Устав, Положение, Учредительный договор, Инструкция);

б) Организационно-правовая документация действующего предприятия (структура и штатная численность, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция);

в) Плановая документация (программы, схемы, графики, планы).

-Распорядительная документация:

а) Распорядительные документы, издаваемые в условиях коллегиального принятия решения (Постановление, Решение);

б) Распорядительные документы, издаваемые на принципах единоначалия (Приказ, Распоряжение, Указ, Указание).

-Информационно-справочная документация:

а) Информационные документы (протокол, докладная, объяснительная записка; переписка (служебное письмо, телеграмма, факс));

б) Справочно-аналитические документы (справка, сводка, акт, заключение, отзыв, список, перечень).

в) Отчетная документация (отчет).

2.По форме текста:

-Индивидуальные документы – текст составляется произвольно, в основном это личные документы;

-Трафаретные документы- унифицированная форма текста, постоянная информация уже занесена, переменная вносится при заполнении;

-Типовые документы – существует текст-образец в соответствии с которым составляются все последующие документы.

3.По происхождению:

-личные (от имени конкретного лица);

-служебные (от имени предприятия).

4.По месту составления:

-внутренние (документооборот внутри организации, т.е. документы не исходят из организации и не входят в нее);

-внешние (входящие и исходящие документы).

5.По стадии создания:

-проект документа (черновик с пометкой ПРОЕКТ);

-подлинник, оригинал (составленный первоначально, в первый раз);

-копия документа (точное воспроизведение всех реквизитов подлинника. Вид копии – выписка – копия части документа);

-дубликат – второй экземпляр подлинника, который выдается в связи с утратой оригинала).

6.По срокам исполнения:

-срочные (указан срок исполнения);

-несрочные – в них срок исполнения не указан (общий срок исполнения документов – 10 дней, но он может быть увеличен нормативно-правовым актом).

7.По юридической силе:

-подлинные документы, составленные в соответствии с установленными ГОСТами и соответственно обладают юридической силой;

-подложные документы, составленные с нарушением правил, или содержащие искажающую информацию, следовательно юридической силой не обладают.

8.По степени обязательности исполнения:

-директивные – их исполнение обязательно);

- информационные (принять к сведению).

9.По средствам фиксации:

-письменные (95% всех документов);

-графические (схемы, карты, графики);

-фото-, видео-, кинодокументы (запечатлевают объект в статическом состоянии и в динамике);

-фонодокументы (звуковые – протоколирование с помощью диктофона).

10.По степени гласности:

-обычные (общедоступны);

-секретные (ограничен круг лиц, имеющих доступ).

11.По степени сложности текста:

-простые (содержат один вопрос);

-сложные (рассматривают 2 и более вопроса).

Наши рекомендации