Структурная трансформация эк-ки

Структурная трансформация— это изменения в структуре национальной экки, которые выводят страну на принципиально высшую ступень общественного развития и знаменуют ее последовательный переход на более высокий уровень эк и общественного развития. Структурная трансформация имеет четкий отраслевой характер и заключается в радикальном изменении пропорций экки.Она связана с глубокими преобразованиями в производительных силах, обусловленными необходимостью технологического обновления прва, и ведет к глубоким сдвигам в отраслевой, технологической, региональной и других структурах нац экки. Механизм структурной трансформации заключается во взвешенном сочетании прямого гос регулирования посредством межотраслевого и внутриотраслевого распределения ресурсов всеми методами (бюджетными, налоговыми, кредитными), разработки региональных программ развития на базе местного ресурсного потенциала и управления этим процессом путем организации, финансирования и стимулирования научно-технических исследований, средне- и долгосрочного прогнозирования для обеспечения усиления связи науки и производства. Гл задача структурной трансформации состоит в устранении накопившихся глубоких структурных деформаций. Важнейшими целями такой трансформации являются реорганизация производства на основе ликвидации неэффективных звеньев, разделения и слияния структурных подразделений, замены физически и морально устаревших основных фондов, выпуск новой продукции, внедрение технических нововведений. Смысл структурной трансформации в странах с переходной эккой состоит в том, что наряду со свертыванием и ликвидацией старых, неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рын экки производств,кот преобладали до сих пор, должно начаться и набирать темп развитие современных эффективных и конкурентосп роизводств и видов деятельности. Принципы структурной трансформации:обеспечения равных условий хозяйствования всем юридическим и физическим лиц• концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ • постепенной трансформация отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации всех видов эк деятельности;перехода на инновационный путь развития эк-соц ориентации перспективной структуры экки, ускоренного развития сферы услуг; ..

26.Финансовая система национальной экономикиФинансы — это совокупность денежных отношений, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегос фондов денежных средств для выполнения государством экономических, социальных и политических задач. Сущность финансов проявляется в их функциях

распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды); -перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества);-регулирующая (финансы могут как стимулировать производство. так и угнетать его);-контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары).Фин система включает три основных звена: гос финансы, финансы населения и финансы предприятия. Гос финансы состоят из двух основных элементов: гос бюджета и внебюджетных фондов. Гос бюджет - это годовой план доходов и расходов госва, это деньги, которые позволяют госву выполнять экономические и социальные функции. Внебюджетные фонды - те денежные средства, которые аккумулируются вне системы гос бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд. Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:1. Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций госва в эк сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос.2. В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения. 3.В рыночном хозяйстве выделяются такие основные группы налогов:- налоги на доходы (налог на зп, подох налог, налог на прибыль -налоги на собственность (налог на имущество, на землю, на прибыль от капитала- налоги на движение и прирост имущества (налог на наследство, на движение капитала- налоги с оборота (НДС);-налог с продаж и акциз налог.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, кот устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

41.Денежная система Беларуси. Денежная система — орг-я денежного обращения в стране, регул-я гос. законами. Основн элементы денежной системы: •наименование денежной единицы и ее частей;•виды денежных знаков,• эмиссионный механизм;• порядок обеспечения денежных знаков;•структура денежного оборота, регламентация безналичного денежного оборота и наличного денежного обращения;•порядок установления валютного курса;•государственный орган, осуществляющий регулирование денежного обращения. Основными целями денежно-кредитной политики явл. поддержание стабильности курса национальной валюты, рост ВВП и обеспечение занятости и повышения жизненного уровня населения. На протяжении последних 10 лет идет процесс развития, становления ДКС страны. ДКП гос-ва вкл. различные способы и инструменты воздействия на ден. предложение с целью изменения уровня ВНП. Сущ-ют следующие меры ДКП РБ: 1.опер-и на открытом рынке (для уменьш. денежное предлож гос-во продает свои обязательства коммерч-м банкам, и наоборот), 2 изменение % ставки, (увеличивая % ставку - пол-ка дорогих денег – приводит к сокращ. кредитов, совок. спроса и борьбе с инфляцией, сокращ. % ставки, означ. увелич. кредитов, расширение совок. спроса, т.е. борьбу с безработицей, 3.изменение резервной нормы (сокращение или увеличение избыт. резервов и денежного предложения.)

12. Уровень и качество жизни населения:сущность, индикаторы Интегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются уровень и качество жизни населения. отраж. обеспеченность граждан матер. и духовными благами. Если под УЖ понимается комплекс жизненных стандартов преимущественно материального характера, то качество жизни характеризуется степенью достижения высших ценностей человеческого бытия как в личностном, так и в социальном аспектах. Они включают морально-психологические качества, уровень образованности и культуры, здоровья, условия труда и проживания, отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др. понятие качества жизни населения включает 4 блока характеристик: качество населения (демографические, воспроизводственные показатели, способность образовывать семьи, уровни образованности и профессиональной квалификации), уровень жизни населения (состояния здоровья, качества питания, состояния образования и культуры, качества жилья, условий и характера труда, реальных доходов и расходов населения; обеспеченности населения услугами здравоохранения, образования, культуры и искусства, отдыха), социальная безопасность (уровня физической и имущественной безопасности), качество окружающей среды (уровень антропогенного воздействия на воздушный и водный бассейны, состояние почв и лесов). Указанная совокупность показателей уровня и качества жизни населения в основном включена в систему национальной статистики Беларуси.

43. доходы и расходы населения. Регул. Доходов населения и зп одно из приоритетных направл соц политики гос-ва. При определении реальных доходов населения различные виды доходов объединяются в три группы: денежные доходы; натуральные доходы; потребление в сфере общественного обслуживания. К денежным доходам нас-я относ оплата труда, пенсии, пособия, стипендии и др. соц. трансферты, % по вкладам, ценным бумагам, доходы от предприним. деят. Реальные денежн. доходы – это денежн.доходы, скоректиров. на индекс потребительских цен на товары и услуги. При росте цен реальные доходы снижаются, а при падении возрастают. Сумма денежных, натур. доходов и матер-ного потребления в сфере общ. обслуживания представляет собой номинальные доходы населения. Денежные расходы насел. включ: расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и добровольные взносы, измен.задолженности по кредитам, покупку иностр. валюты, накопл. сбереж. в ценных бумагах и вкладах. В сфере денежных доходов и расходов сущ. след. проблемы: низкая доля оплаты труда в ВВП-33,3%, медленные темпы восстановления воспроизв. и стимулирующ функции среднемесячной зп, увеличение соотнош номинальной среднемес зп и миним потребит бюджета.

45.Направления соц политики реформирования соцСоц политика в ближайшие годы должна быть направлена прежде всего на решение острых соц проблем, которые определяют соц безопасность государства. Необходимо: предотвратить обнищание населения и решить проблему бедности;снизить дифференциацию доходов населения;обеспечить повышение зп, повысить уровень минимальных социальных стандартов — МПБ, БПМ, МЗП и других; улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения; не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы. Главной целью соц политики явл. обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. Осн. Направл. соц политики::•создание условий и возможностей всем трудосп. гражданам зараб. ср-ва для удовлетв. своих потребностей; •обеспечение рац. занятости населения .;•обеспечение общего роста денежных доходов населения;•повышение роли оплаты труда •постепенное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума;•улучшение соц обесп. нетрудоспособных граждан;• снижение уровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения. Осн задачей реформирования соц сферы явл. пересмотр ее структуры и функций в сторону обеспечения их макс. адекватности традиционным и новым потребностям человека в разнообразных высококачественных видах услуг, направленных на развитие личности и повышение культурно-интеллектуального уровня, конкурентосп на рынке труда национальных кадров, способных обеспечить прорывы в технологическом и экономическом развитии, а также на укрепление и модернизацию материальной базы соц отраслей.

44.Тенденции и факторы междунар эк интеграции Процесс интернационализации хоз деятельности обусловлен потребностью расширения рынков сбыта продукции в условиях постоянно возрастающей под влиянием НТП концентрации производства. В XX в.на основе интернационализации произв. капитала сформировались мощныеТНК, усилилась межстрановая и мирохозяйственная интеграция во всех сферах развития общества. В последние годы активизировались глобализационные тенденции развития мирового хозяйства Все возрастающую роль в международной эк интеграции играет НТП и внедрение его достижений в произв-во. Соврем. развитие науки, техники и технологии позволяет обеспечить разработку и выпуск новой продукции в таких масштабах, что наиболее целесообразно это делать, объединяя усилия многих стран. Дальнейшее углубление международного разделения труда обусловливает переход от предметной (отраслевой) специализации к подетальной (внутриотраслевой) Развитие международной экон интеграции тесно взаимосвязано с функционированием мирового валютного рынка. Важнейшими особенностями развития мировой хозяйственной системы становятся усиление роли соц факторов научно-технического и эк роста, возрастающая значимость человеческого капитала. Развитию мирохозяйственной интеграции способствует создание региональных объединений отдельных стран. (Ес, НАФТА, ОПЕК, СНГ). Глобализация (от англ. global—мировой, всемирный) свободное движение между странами товаров и факторов производства (труда, капитала и знаний).

Наши рекомендации