Вопрос 4. Изменения в управлении организациями. Организация и ее окружение
Изменения в управлении организациями
Изменения, происходящие в обществе, требуют новых походов к управлению организацией. От традиционной индустриальной модели экономика перешла к новой – экономике знаний. Кардинальные перемены произошли во внешней среде, что предопределяет необходимость преобразований во внутренней среде организаций (табл.2.1.).
Область | Старая индустриальная экономика | Новая экономика знаний |
Рынок | ||
Экономическое развитие | Постепенное, линейное, довольно предсказуемое | Изменчивое – чрезвычайно быстрые перемены, и хаотичное – направление перемен не может быть точно определено |
Перемены на рынке | Медленные и линейные | Быстрые и непредсказуемые |
Цикл жизни продуктов и технология | Длинный | Короткий |
Основные двигатели экономики | Крупные индустриальные фирмы | Инновационные предпринимательские фирмы, движимые знаниями |
Масштаб конкуренции | Локальный | Глобальная гиперконкуренция |
Доминирующая сила на рынке | Поставщик | Покупатель |
Конкуренция | Размер: Крупный съедает мелкого | Скорость: Быстрый съедает медленного |
Маркетинг | Массовый маркетинг | Дифференциация |
Предприятие | ||
Динамика | Медленная | Ускоряющаяся под воздействием ожиданий все более требовательных покупателей |
Основное внимание на: | Стабильность | Управление переменами |
Основные двигатели роста | Капитал | Ресурсы: люди, знания, способности |
Основные двигатели технологий | Автоматизация и механизация производства | Информационные технологии |
Основные источники устойчивого конкурентного преимущества | Доступ к материалам, дешевой рабочей силе и капиталам; сокращение себестоимости за счет масштабов производства | Партнерство с покупателем, ключевые компетенции, корпоративные способности; организационное совершенство |
Самый драгоценный ресурс | Финансовый капитал | Человеческий капитал |
Бизнес модель | Традиционная: командуй-и-контролируй | Новая: основной фокус на людей, знания и взаимодействие |
Рабочая сила | ||
Характеристики рабочей силы | Высокая доля полу-обученных и необученных работников | Высокая доля работников с высшим образованием |
Умения | Узкая специализация, стандартизация | Широкая специализация, гибкость |
Требования к образованию | Сертификат или диплом | Непрерывное обучение, способности и стремление к саморазвитию |
Отношения менеджера и подчиненных | Конфронтация | Сотрудничество, делегирование, командная работа, вдохновляющая корпоративная культура |
Занятость | Стабильная | Подвержена влияниям рыночных возможностей |
разница существенна, она меняет не только характер отношений с внешней средой, но что особенно важно, кардинально изменилось отношение к человеческим ресурсам. Главные факторы роста – люди: их знания и способности; человеческий капитал оценивается как самый драгоценный ресурс; развитие сотрудников оценивается в новой экономике как инвестиции, а не как затраты по концепции старой индустриальной экономики. Изменение системы отношений «руководитель – исполнитель», развитие делегирования, командной работы, а также требований к персоналу: кроме наличия документа об образовании важнейшим качеством персонала становится способности и стремление к саморазвитию.
Вопрос 5. Организация как система
Современные организации – это открытые социально-экономические системы.
Особенности социально-экономических систем:
- изменчивость отдельных параметров системы и ее поведения;
- уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях и вместе с тем наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;
- способность противостоять разрушающим систему тенденциям;
- способность адаптироваться к изменяющимся условиям;
- способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;
- способность и стремление к целеобразованию, т. е. формированию целей внутри системы.
В упрощенной форме организация получает ресурсы (вход) из более крупной системы (внешней среды), осуществляет обработку этих ресурсов (процессы) и возвращает их во внешнюю среду в измененной форме (выпускаемые товары и услуги). На рисунке 3.1. представлены основные элементы организации как производственной системы.
Рис. 3.1. Организация как производственная система
Необходимо заметить, что теория систем применительно к организациям делает акцент на двух важных соображениях:
- Выживание организации зависит от ее способности адаптироваться к требованиям внешней среды (важность «обратной связи»)
- Для удовлетворения этих требований цикл «вход – процесс – выход» должен находиться в центре внимания руководства организации