Вопрос 4. Изменения в управлении организациями. Организация и ее окружение

Вопрос 4. Изменения в управлении организациями. Организация и ее окружение - student2.ru Изменения в управлении организациями

Изменения, происходящие в обществе, требуют новых походов к управлению организацией. От традиционной индустриальной модели экономика перешла к новой – экономике знаний. Кардинальные перемены произошли во внешней среде, что предопределяет необходимость преобразований во внутренней среде организаций (табл.2.1.).

Область Старая индустриальная экономика Новая экономика знаний
Рынок
Экономическое развитие Постепенное, линейное, довольно предсказуемое Изменчивое – чрезвычайно быстрые перемены, и хаотичное – направление перемен не может быть точно определено
Перемены на рынке Медленные и линейные Быстрые и непредсказуемые
Цикл жизни продуктов и технология Длинный Короткий
Основные двигатели экономики Крупные индустриальные фирмы Инновационные предпринимательские фирмы, движимые знаниями
Масштаб конкуренции Локальный Глобальная гиперконкуренция
Доминирующая сила на рынке Поставщик Покупатель
Конкуренция Размер: Крупный съедает мелкого Скорость: Быстрый съедает медленного
Маркетинг Массовый маркетинг Дифференциация
Предприятие
Динамика Медленная Ускоряющаяся под воздействием ожиданий все более требовательных покупателей
Основное внимание на: Стабильность Управление переменами
Основные двигатели роста Капитал Ресурсы: люди, знания, способности
Основные двигатели технологий Автоматизация и механизация производства Информационные технологии
Основные источники устойчивого конкурентного преимущества Доступ к материалам, дешевой рабочей силе и капиталам; сокращение себестоимости за счет масштабов производства Партнерство с покупателем, ключевые компетенции, корпоративные способности; организационное совершенство
Самый драгоценный ресурс Финансовый капитал Человеческий капитал
Бизнес модель Традиционная: командуй-и-контролируй Новая: основной фокус на людей, знания и взаимодействие
Рабочая сила
Характеристики рабочей силы Высокая доля полу-обученных и необученных работников Высокая доля работников с высшим образованием
Умения Узкая специализация, стандартизация Широкая специализация, гибкость
Требования к образованию Сертификат или диплом Непрерывное обучение, способности и стремление к саморазвитию
Отношения менеджера и подчиненных Конфронтация Сотрудничество, делегирование, командная работа, вдохновляющая корпоративная культура
Занятость Стабильная Подвержена влияниям рыночных возможностей
     


разница существенна, она меняет не только характер отношений с внешней средой, но что особенно важно, кардинально изменилось отношение к человеческим ресурсам. Главные факторы роста – люди: их знания и способности; человеческий капитал оценивается как самый драгоценный ресурс; развитие сотрудников оценивается в новой экономике как инвестиции, а не как затраты по концепции старой индустриальной экономики. Изменение системы отношений «руководитель – исполнитель», развитие делегирования, командной работы, а также требований к персоналу: кроме наличия документа об образовании важнейшим качеством персонала становится способности и стремление к саморазвитию.

Вопрос 5. Организация как система

Современные организации – это открытые социально-экономические системы.

Особенности социально-экономических систем:

  • изменчивость отдельных параметров системы и ее поведения;
  • уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях и вместе с тем наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;
  • способность противостоять разрушающим систему тенденциям;
  • способность адаптироваться к изменяющимся условиям;
  • способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;
  • способность и стремление к целеобразованию, т. е. формированию целей внутри системы.

В упрощенной форме организация получает ресурсы (вход) из более крупной системы (внешней среды), осуществляет обработку этих ресурсов (процессы) и возвращает их во внешнюю среду в измененной форме (выпускаемые товары и услуги). На рисунке 3.1. представлены основные элементы организации как производственной системы.

Вопрос 4. Изменения в управлении организациями. Организация и ее окружение - student2.ru

Рис. 3.1. Организация как производственная система

Необходимо заметить, что теория систем применительно к организациям делает акцент на двух важных соображениях:

  1. Выживание организации зависит от ее способности адаптироваться к требованиям внешней среды (важность «обратной связи»)
  2. Для удовлетворения этих требований цикл «вход – процесс – выход» должен находиться в центре внимания руководства организации

Наши рекомендации