Производственный процесс
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА
Общие положения
Настоящие рекомендации подготовлены с целью помочь начинающим предпринимателям оценить бизнес-идею с точки зрения ее рыночных перспектив, возможностей для организации предпринимательской деятельности, стоимости ресурсов, необходимых для открытия своего дела, прогноза финансовых результатов.
Бизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой планирования предпринимательской деятельности. Последовательность составления и принципы детализации бизнес-плана для разных компаний и проектов не совпадают. При составлении бизнес-плана необходимо учитывать, что это всегда процесс, подразумевающий внесение изменений на основе вновь полученной информации и применения различных сценариев. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки.
структура бизнес-плана с краткими рекомендациями по его разработке приведена ниже. Предлагаемая схема составления бизнес-плана не является обязательной, он может быть разработан и в другой форме при условии освещения в нем всех ключевых вопросов.
Последовательность работы над бизнес-планом не всегда совпадает с последовательностью отражения этих вопросов в самом документе. Так, например, резюме бизнес-плана следует сразу же за титульным листом, но разрабатывается оно в самую последнюю очередь, когда полностью готов сам бизнес-план.
Приступая к работе над новым проектом необходимо иметь ввиду, что бизнес-план проекта не будет стопроцентно отражать будущую действительность, он покажет автору один или несколько возможных вариантов развития событий.
Цель разработки бизнес-плана заключается в том, чтобы избежать крупных ошибок и рационально использовать имеющиеся ресурсы, спланировать хозяйственную деятельность предпринимателя на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов; привлечь инвестиции или профинансировать интересный проект.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
На титульном листе должно быть отражено название предприятия (ФИО предпринимателя), название проекта, автор проекта, место и дата его составления.
1. ОБЗОРНЫЙ РАЗДЕЛ (РЕЗЮМЕ)
Резюме может включать:
Краткое описание проекта
· долгосрочные и краткосрочные цели проекта;
· описание проекта: какие товары или услуги будут предложены потребителям;
- описание ситуации на рынке и в отрасли;
· описание основных рыночных сегментов (групп потребителей) и какие потребности будут удовлетворяться;
- преимущество продукции или услуг предприятия;
Краткая характеристика автора проекта
- образование;
· опыт работы в данной сфере;
· дополнительные курсы, повышение квалификации и т.д.
Финансовый анализ проекта
- потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам;
- прибыль от реализации проекта;
- срок окупаемости;
- сальдо наличных средств;
- рентабельность проекта.
РАЗДЕЛ 2. ОПИСАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЕКТА И ОТРАСЛИ
Описание сферы реализации бизнес-проекта
- географическое положение предприятия;
- перечень основных владельцев, роль каждого из них в основании и деятельности предприятия;
- каковы преимущества предприятия;
- уровень технологии;
- доступность сырья;
- максимальная производительность;
- каковы основные тенденции в развитии данной отрасли (быстро развивается, стабильная, сокращается);
- опыт руководителя, квалификация.
РАЗДЕЛ 3. ПЛАН МАРКЕТИНГА
Географические регионы, охватываемые проектом (область рынка)
В данном пункте определяются географические границы, в пределах которых будет действовать проект; это может быть отдельный микрорайон, поселок, город, область и т. д.
Сегмент рынка (потребители, группы потребителей)
Определение своих рыночных сегментов является одним из наиболее важных моментов в разработке новых проектов. Начиная предпринимательскую деятельность необходимо в первую очередь ответить себе на вопросы: кто будут мои потребители, сколько их будет, почему они будут делать у меня покупки, как часто они будут их делать. Точное представление о своих потребителях дает возможность, с одной стороны определить объем продаж товаров/услуг, с другой стороны выбрать наиболее эффективные методы привлечения будущих клиентов. Важную информацию в этом направлении дадут маркетинговые исследования.
Описание сегментов производится в качественных характеристиках (местонахождение, пол, возраст, уровень дохода, принадлежность к социальным группам, особенности образа жизни и т.д.) и в количественных – сколько потенциальных покупателей будет у данных товаров/услуг.
Анализ конкуренции
Для анализа конкуренции в макете бизнес-плана предложен профиль конкуренции. Последовательность работ по составлению профиля конкуренции:
· определение основных конкурентов;
· определение сравнительных характеристик, по которым будут оцениваться каждый из конкурентов (например: качество товара/услуги, качество сервиса, удобство месторасположения, график работы, известность на рынке и т.д.);
· оценка каждого из конкурентов по каждой характеристике (ставится точка в колонке соответствующего балла, лучше обозначить каждого конкурента отдельным цветом);
· построение профиля по каждому из конкурентов (соединяются все точки по всем характеристикам каждого из конкурентов);
· полученные профили дают наглядное представление о сильных и слабых сторонах конкурентов, возможность определить собственную конкурентную стратегию на рынке и создать собственные конкурентные преимущества.
3.4. Стратегия маркетинга
Стратегия маркетинга должна обосновать за счет каких методов воздействия на рынок будет обеспечен планируемый объем продаж. В макете бизнес-плана предложено разработать свою стратегию на год по четырем направлениям:
· товарная политика – что будет происходить с товаром/услугой в первый год после начала работы предприятия, будет ли изменяться сам товар, (дизайн, упаковка, качества, свойства и т.д.), ассортиментная политика, дополнительные услуги;
· ценовая политика – в этом направлении отражаются предполагаемые изменения цены: общее повышение или понижение цены, скидки, льготные цены и т.д.
· сбытовая политика – определяет выбор каналов сбыта (оптовые, мелкооптовые, розничные) и если предполагается, то развитие сбытовой сети;
· политика продвижения – должна показать, какими видами рекламы, методами стимулирования сбыта, PR – акциями предприятие планирует привлекать и удерживать клиентов.
Бюджет маркетинга
В данном пункте представлена вспомогательная таблица для расчета затрат, связанных с проведением маркетинговых исследований, с продвижением товаров/услуг. Планирование производится по отдельным статьям (реклама в газете, реклама на телеканале, наружная реклама и т.д.) и по месяцам, в которых данные затраты будут производится. Итоговый результат по году будет затем учтен в составе административных накладных расходов.
РАЗДЕЛ 4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
Производственный процесс
Производственный процесс – это постоянно повторяющийся возобновляющийся процесс создания товара или услуги. В каждом цикле он проходит через одни и те же этапы. В данном пункте производится описание процесса производства товара/услуги поэтапно.
Пример производственного процесса для услуги индивидуального пошива:
Подобное описание процесса позволяет более точно определить потребность в производственном оборудовании, материалах, сырье, прочих статьях затрат возникающих на каждом этапе. С точки зрения управления предприятием данная схема помогает определить количественную и качественную потребность в персонале, распределить должностные обязанности и ответственность между сотрудниками.
Необходимо иметь в виду, что на одном предприятии одновременно происходят несколько процессов (производственный процесс, управленческий процесс, процесс закупок, процесс сбыта готовой продукции и т. д.). Несмотря на типичность этих процессов для предприятий одной отрасли, в каждом предприятии есть своя специфика. Хорошо продуманная организация процессов позволяет снижать затраты предприятия и повышать собственную конкурентоспособность.
Средства производства
На основе разработки собственного производственного процесса определяется потребность в средствах производства. Все средства производства необходимо классифицировать на две группы, которые по-разному будут входить в себестоимость готовой продукции.
· Основные средства – средства участвующие в процессе производства в течение многих циклов, сроком эксплуатации более 1 года, имеют высокую стоимость (свыше 40 000 руб.) - входят в состав себестоимости частями, для чего делается расчет амортизации. К ним относятся земля, здания, оборудование, транспортные средства и т.д. при условии, что они приобретены в собственность.
· Инструменты – средства производства стоимостью менее 40 000 руб., хотя по остальным признакам они могут относиться к основным средствам, их включение в состав себестоимости производится полной стоимостью.