Определение предела безубыточности
Технико-экономическое обоснование проекта РЕСТОРАНА
Резюме
Описание проекта
Ассортимент продукции и услуг
Помещение и оборудование
Маркетинг
Анализ рынка
Анализ конкурентов
4.3 Стратегия проникновения на рынок и ценовая политика
План производства
6 Организационный план
7 Финансовый план
План доходов и расходов.
Определение предела безубыточности
Анализ рисков
Заключение
Резюме
Краткое изложение основных положений предлагаемого проекта:
- идеи, цель и суть проекта;
- особенности предлагаемых товаров и услуг, их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;
- стратегии и тактика достижения поставленных целей;
- прогноз спроса, объемы продаж и сумма выручки в ближайшие месяцы;
- планируемая себестоимость продукции и потребность в финансах;
- ожидаемая чистая прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат.
Описание проекта
организационно-правовой статус предприятия, форма собственности, его месторасположение (юридический и фактический адрес), специализация;
история создания компании, если предприятие открывается по франчайзингу;
виды деятельности предприятия по ОКВЭД и ОКУН;
режим работы предприятия, формы обслуживания покупателей, общая площадь предприятия, в том площадь торгового зала, количество мест;
система налогообложения, применяемая на предприятии;
Ассортимент продукции и услуг
Описать какие услуги будут предоставляться на предприятии, их отличительные особенности.
Представить основные группы блюд, напитков, покупных товаров с указанием их количества в группе. Меню.
Меню составляем в виде таблицы:
№ по Сборнику рецептур, ТТК | Наименование блюда | Выход, г | Цена, руб. |
Помещение и оборудование
Указать основные требования к помещению:
- место размещения (требования к месту: торговый центр, отдельно стоящее здание, помещение на первом этаже жилого дома и т.п);
- требуемая площадь (ее нужно рассчитать в зависимости от количества мест на предприятии – источник – «Проектирование предприятий общественного питания» Никуленкова Т.Т.), в т.ч. указать общую площадь, площадь торгового зала, производственных помещений;
- перечислить основное оборудование и инвентарь, которым будет оснащен ресторан (представить в виде таблицы с указанием названия, марки и стоимости этого оборудования);
- столовая посуда (аналогично оборудованию).
Результат – расчет вложений в оборудование, инвентарь, столовую посуду.
Сумму капитальных вложений на строительно-монтажные работы следует рассчитать исходя из средней стоимости всех видов работ в процессе строительства предприятия равной …….. тыс. руб. за квадратный метр. Общая площадь проектируемого предприятия ……. М2. Следовательно, сумма капвложений на строительно-монтажные работы составит ………… тыс. руб.
Сумма капвложений на оборудование с учетом монтажных работ составляет ……………. Тыс. руб. Рассчитывается укрупнено по реальным ценам на необходимое оборудование, взятым из прайс-листов и каталогов фирм-поставщиков оборудования в Уральском регионе. Сумма капвложений на прочие работы составит …………. Тыс. руб. Общая сумма капвложений, необходимых для строительства предприятия равна …………… тыс. руб.
Полученные расчетные данные представлены в таблице.
Таблица – Расчет суммы капитальных вложений проектируемого предприятия
Показатели | Сумма капитальных вложений тыс. руб. |
Строительно-монтажные работы (здание) | |
Оборудование | |
Прочие затраты | |
Всего по предприятию |
Маркетинг
Анализ рынка
В условиях господства рыночных отношений планирование бизнеса теснейшим образом связано с предвидением возможностей сбыта предпринимательского продукта на рынке товаров и услуг. Чтобы прогнозные оценки предпринимателя наиболее соответствовали реальной ситуации будущего спроса и объема продаж, необходимо тщательно исследовать, изучить, проанализировать рынок сбыта предпринимательского продукта, т.е. людей, которые покупают товар предприятия или пользуются его услугами. Необходимо держать под контролем круг потребителей, тогда фирма всегда сможет решить: оставаться ей на рынке или покинуть его.
Появление на рынке или уход с него относится к числу наиболее важных стратегических решений и требует тщательного расчета.
Естественно, предприятие заинтересовано в потребителях, которые купят товар по цене, обеспечивающей получение прибыли в достаточном объеме, на протяжении длительного периода времени с тем, чтобы фирма могла существовать и развиваться.
Анализ будущего рынка сбыта – это один из важнейших этапов подготовки бизнес-планов, и на такую работу нельзя жалеть ни средств, ни сил, ни времени. Опыт показывает, что неудача большинства провалившихся со временем коммерческих проектов, была связана именно со слабым изучением рынка и переоценкой его емкости.
Анализ необходимо начать с оценки потенциальной емкости рынка, т.е. общей стоимости товаров, которые покупатели определенного региона могут купить за определенный период времени. Она зависит от многих факторов: социальных, национально-культурных, климатических, а главное, – экономических, в том числе от уровня доходов (или заработков потенциальных покупателей), структуры их расходов ( в том числе ссуд, сбережений или инвестиций), темпов инфляции, наличия ранее купленных товаров аналогичного назначения и т.д.
Конечно, сам набор учитываемых факторов зависит от характера самого проекта.
Вторым этапом является оценка потенциальной суммы продаж, т.е. той доли рынка, которую мы надеемся захватить, и соответственно той максимальной суммы реализации, на которую мы можем рассчитывать на наших возможностях.
Третий этап – прогноз объемов продаж. На этом этапе оценивается реальность продажи определенного количества товаров.
В итоге исследования анализ рынка должен привести к выводам о том, где, кому, в каком объеме мы сможем продавать продукт своей деятельности и что придется делать для обеспечения намечаемого объема продаж.
План пункта:
1) Характеристика действующей сети в районе предполагаемого размещения предприятия:
- обзор рынка общественного питания
- тенденции развития ресторанного рынка
- описать сегмент рынка предприятий, соответствующих специализации проектируемого.
То есть описать рынок в мировом масштабе, стране и городе проектируемого предприятия, чтобы доказать актуальность проекта. В данном пункте привести цифры с динамикой развития сети (по числу предприятий, по обороту, по численности занятых) в сравнении с общероссийскими или мировыми тенденциями.
2) Характеристика рынка сбыта продукции (оказания услуг) предприятия (Характеристика и анализ потребителей: описание целевого сегмента рынка).
3) Характеристика поставщиков. (Кто является поставщиками товаров, сырья, материальных ценностей: предприятия-производители, предприятия-посредники, сколько их, на основании каких документов работают, как предприятие выбирает поставщиков, анализ поставок)
Анализ конкурентов
При анализе рынка и основных конкурентов определяются размеры (емкость) рынка, степень насыщенности рынка, тенденции изменения этих параметров на ближайшую перспективу, выявляются наиболее перспективные рынки сбыта и обосновываются причины предпочтения, производится анализ и оценка основных конкурентов.
Также мы должны узнать о конкуренции на рынке, на котором планируется поступление нашей продукции. Здесь необходимо ответить на следующие вопросы:
· кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров?
· как обстоят дела у конкурентов: каковы объемы продаж, доходы, внедряются ли новые технологии, какой уровень сервиса?
· Много ли внимания уделяют рекламе, сколько средств они вкладывают в нее?
· Что собой представляет их продукция: основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение потребителей.
· Каков уровень цен на аналогичную продукцию?
Анализ конкурентов в городе или районе проектируемого предприятия провести используя балльно-рейтинговую оценку конкурентоспособности предприятия.
- Описать конкурентов предприятия на рынке (2-4 основных конкурента)
- Заполнить таблицу 1: перечень предприятий – основных конкурентов; их сильные и слабые стороны (табл. 1). Табл. 1 заполняется СЛОВЕСНО.
Таблица 1
Сравнительная характеристика конкурентов
Критерии сравнения | Собственное предприятие | Конкуренты | ||
- Провести балльную оценку конкурентоспособности, используя 5-10 балльную шкалу (по выбору студента). Результаты Оценки оформить в виде таблицы 2.
Таблица 2
Оценка конкурентоспособности предприятия
Критерии сравнения | Коэффициент весомости критерия | Оценка | ||||||||
Ваше предприятие | Конкурент №1 | Конкурент №2 | Конкурент №3 | |||||||
Порядок расчетов:
Столбец 1. Критерии конкурентоспособности.
Возможными критериями для сравнения конкурентов могут быть:
- месторасположение предприятия;
- время работы;
- уровень цен и ценовая политика (гибкая, стабильная цена, используемые скидки);
- ассортимент производимой продукции (реализуемого товара, оказываемых услуг);
- качество оказываемых услуг, реализуемых товаров;
- рекламная деятельность;
- наличие парковки;
- дополнительные услуги и др. в зависимости от специфики деятельности предприятия.
Столбец 2. Коэффициент весомости критерия.
Определить экспертным способом ВАЖНОСТЬ каждого критерия. В сумме коэффициенты весомости всех критериев должны составлять 1. Например, Вы считаете, что наиболее значимым критерием конкурентоспособности предприятия является его месторасположение, присвойте ему коэффициент 0,3; наименее важным – дополнительные услуги, им тогда можно присвоить 0,05. Оставшиеся 0,65 нужно распределить между остальными критериями конкурентоспособности с учетом убывания их значимости для конкретного рынка.
Рекомендуется для определения коэффициентов конкурентоспособности привлечь руководителя практики от организации.
Столбец 3 (5, 7, 9). Оценка предприятий по каждому критерию в БАЛЛАХ.
Выбираете 5-и или 10-и балльную шкалы для оценки каждого критерия, и приступаете к оценке.
Например, Вы выбрали 5-и балльную шкалу для оценки. Считаете, что описанное Вами в таблице 1 местоположение Вашего предприятия самое лучшее из возможных, тогда ставите 5 баллов в строчке критерия «месторасположение» в столбике 3. И т.д. по каждому критерию и по каждому предприятию.
Столбец 4 (6, 8, 10). Оценка предприятий по каждому критерию С УЧЕТОМ КОЭФФИЦИЕНТА ВЕСОМОСТИ.
Это произведение столбцов 4=2*3
6=2*5
7=2*6 и т.д.
Далее находится сумма набранных каждым предприятием баллов по столцам 4, 6, 8, 10.
После чего каждому предприятию присваивается рейтинг: предприятию, набравшему максимальное количество баллов – 1, дальше по убыванию.
По результатам расчетов оформляется вывод о конкурентоспособности предприятия на рынке.
4.3 Стратегия проникновения на рынок и ценовая политика
Коротко изложить содержание стратегии выхода на рынок (составить план, перечислить пункты стратегии) и продвижения предприятия на нем, включая план маркетинга и рекламы.
План маркетинга следует завершить финансовым аспектом – привести расчет затрат на рекламу.
Пример:
Таблица № – Расчет стоимости рекламных мероприятий
Пути продвижения | Цена, руб. | Количество | Стоимость в месяц, руб. | Количество публикаций в год |
Реклама по телевидению | ||||
Реклама в журнале (газете) | ||||
Реклама на радио | ||||
Реклама на транспорте | ||||
Распространение листовок | ||||
Реклама в интернет: Сайт, продвижение сайта; Продвижение в соц. Сетях; Контекстная реклама | ||||
ИТОГО | ||||
В год на рекламу планируется израсходовать ………. руб. |
План производства и продаж
Для того чтобы составить план производства и продаж ресторана, необходимо:
1. Составить меню.
2. Определить число потребителей,
3. Определить общее количество блюд и количество блюд по группам.
Число потребителей кафе кондитерской рассчитывается по графику загрузки зала (таблица 3). Основными данными для составления графика служат режим работы зала, продолжительность приема пищи одним потребителем, загрузка зала (в процентах) по часам его работы.
Число потребителей, обслуживаемых за 1 час работы предприятия, рассчитывается по формуле
, (1)
где Nч – число потребителей, обслуживаемых за 1 час работы предприятия, чел;
Р – вместимость зала (число мест);
φ ч – оборачиваемость места в зале в течение данного часа;
хч – загрузка зала в данный час, % .
Общее число потребителей за день NД, чел, рассчитывается по формуле
, (2)
Таблица 3 – График загрузки зала кафе кондитерской
Часы работы предприятия | Оборачиваемость одного места, раз | Коэффициент загрузки зала, % | Количество потребителей | |
Итого за день: | ||||
Общее число блюд, изделий, напитков и покупных товаров, реализуемых в течение дня в зале ресторана, рассчитывается по формуле 3
, (3)
где NД – общее число потребителей за день, чел;
т – норма потребления блюд одним посетителем, шт; по данным приложения Б источника / Никуленкова Т.Т. «Проектирование предприятий общественного питания»/.
Далее определяется среднее значение товарооборота предприятия в день:
ТОд=пд*Рср (4)
или
ТОд= *Чекср (5)
где Рср - средняя цена блюда, руб.;
Чекср – средний чек на одного посетителя, руб.
Далее определяем планируемый товарооборот в месяц и в год.
6 Организационный план
Охарактеризовать организационную структуру предприятия.
Привести схему организационной структуры предприятия, описать взаимодействие, соподчиненность персонала. Привести основные должностные обязанности по каждой должности. Составить штатное расписание. Рассчитать фонд оплаты труда на предприятии.
Расчет показателей по труду и заработной плате производится на основе штатного расписания. Штатное расписание составляется с учетом среднесписочной численности работников. Штат предприятия включает: административно-управленческую группу, производственный персонал, работников торговой группы, прочих работников.
Сумма расходов на заработную плату по предприятию определяется на основании расчетной численности работников и ставок заработной платы с учетом премий, надбавок, доплат, выплаты по районному коэффициенту.
Таблица – Штатное расписание предприятия
Наименование должностей | Численность | Оклад, тыс. руб. | Фонд зарплаты работников за месяц, тыс. руб. |
Административно-управленческий персонал: | |||
директор | |||
бухгалтер | |||
Работники производства: | |||
заведующий производством | |||
повара | |||
мойщица кухонной посуды | |||
кондитеры | |||
Работники торгового зала: | |||
мойщица столовой посуды | |||
официанты | |||
кассир | |||
Прочие работники: | |||
Гардеробщик | |||
Грузчик | |||
Всего: |
Фонд заработной платы в предприятии определяется методом прямого счета, т.е. исходя из численности работников и надбавок (за профессиональное мастерство), премии и доплаты работникам (за внеплановую работу), и районный коэффициент. Расчет надбавок, премий и доплат производится опытно-статистическим методом.
Таблица – Плановая смета расходов на оплату труда
Наименование | Сумма, тыс. руб. | % к итогу | |
за месяц | за год | ||
Фонд зарплаты по окладам | |||
Премии за основные результаты хозяйственной деятельности | |||
Надбавки, доплаты и другие выплаты, предусмотренные КЗОТом | |||
Оплата труда работников несписочного состава | |||
Итого фонд оплаты труда, сумма | |||
То же , в % к товарообороту |
Сделать вывод по таблице.
Сводный расчет плановых показателей по труду и фонду заработной платы предприятия, включая показатели, характеризующие производительность труда, представлен в таблице .
Таблица – Сводный расчет плановых показателей по труду и фонду заработной платы предприятия за год
Показатели | Единица измерения | Сумма, тыс. руб. | |
за месяц | за год | ||
Товарооборот | тыс. руб. | ||
Оборот продукции собственного производства | тыс. руб. | ||
Численность работников предприятия | чел. | ||
Численность работников производства | чел. | ||
Средняя выработка одного работника предприятия | тыс. руб. | ||
Средняя выработка одного работника производства | тыс. руб. | ||
Фонд заработной платы Сумма | тыс. руб. | ||
Фонд заработной платы , % к товарообороту | % | ||
Фонд заработной платы работников производства Сумма | тыс. руб. | ||
Фонд заработной платы работников производства, % к товарообороту | % | ||
Средняя заработная плата одного работника предприятия | руб. | ||
Средняя заработная плата одного работника производства | руб. |
Таким образом, численность работников предприятия составляет ….. человек, из них …… – работники производства. Фонд заработной платы за год составляет ……. тыс.руб. (….% к товарообороту), а средняя заработная плата работника предприятия – …… рублей в месяц.
7 Финансовый план
План доходов и расходов.
В качестве основного источника доходов принимаем рассчитанный выше товарооборот.
Валовой доход предприятия питания определяется как разница между суммой надбавок на продукцию собственного производства и покупные товары и уплаченной суммы налога на надбавленную стоимость.
Расчет валового дохода предприятия представлен в таблице
Таблица - Расчет валового дохода предприятия, тыс. руб.
Наименование | Продукция собственного производства | Покупные товары | Итого | ||
за день | за месяц (30 дней) | за год (12 месяцев) | |||
Стоимость сырья и товаров по ценам закупки | |||||
Надбавки предприятия: | |||||
% к стоимости сырья | |||||
Сумма валового дохода | |||||
Сумма налога на добавленную стоимость | |||||
Товарооборот (стоимость кулинарной продукции и товаров по ценам реализации) | |||||
Валовой доход, без НДС, Сумма | |||||
То же, в % к товарообороту |
Таким образом, валовой товарооборот в год составит …………. тыс. руб. Из них …………. тыс. руб. по продукции собственного производства и ………….. по покупным товарам. Валовой доход предприятия за год будет равен ………….. тыс. руб., что составляет ……..% в процентах к товарообороту.
Расчет расходов в предприятии производится с учетом величины валового дохода и получения необходимой прибыли.
Расчет по каждой статье определяется в сумме и в % к товарообороту согласно существующей номенклатуре издержек производства и обращения.
Расчет суммы амортизационных отчислений производится в виде таблицы.
Таблица – Расчет сумм амортизационных отчислений по проектируемому предприятию
Виды основных фондов | Стоимость оборудования и здания | Норма амортизационных отчислений, % к стоимости | Сумма амортизационных отчислений, за год, тыс. руб. | |
уд. вес, % | тыс. руб. | |||
Механическое оборудование | 3,5 | 15,0 | ||
Холодильное оборудование | 19,5 | 10,0 | ||
Тепловое оборудование | 12,5 | |||
Кипятильники | 2,0 | 24,0 | ||
Мебель, инвентарь и прочее торгово-технологическое оборудование | 30,0 | 16,7 | ||
Оборудование всего | ||||
Здание | 3,2 | |||
Всего |
При разработке сметы издержек производства и обращения были учтены величины затрат по ряду статей (кроме статей по заработной плате и амортизационным отчислениям, расчеты которых приведены выше), принятые на основе сложившийся среднестатистической структуре затрат аналогичных предприятий общественного питания Челябинской области. Расчет сводится в таблицу
Таблица – План издержек производства и обращения по предприятию
Статья расходов | Сумма за месяц, тыс. руб. | Сумма за год, тыс. руб. | Уровень расходов, % к товарообороту | Удельный вес, % к итогу |
Транспортные расходы | ||||
Расходы на оплату труда | ||||
Отчисления на социальные нужды, 30% от ФЗП | ||||
Расходы на содержание здания, помещений, оборудования и инвентаря | ||||
Амортизация основных средств | ||||
Расходы на ремонт основных средств | ||||
Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд | ||||
Расходы на рекламу | ||||
Затраты по оплате % по кредитам | ||||
Потери товаров и технологические отходы | ||||
Расходы на тару | ||||
Прочие расходы | ||||
Издержки всего: | ||||
Товарооборот, к которому исчислены издержки |
По данным таблицы видно, что издержки предприятия за год составят ……………. тыс. руб., т.е. ………………% к товарообороту.
Таблица – Плановые доходы и расходы проектируемого предприятия за год (тыс. руб.)
Показатели | Сумма | % к товарообороту |
Валовой товарооборот | 100,00 | |
Стоимость сырья в ценах закупки | ||
Валовой доход (без НДС) | ||
Издержки производства и обращения | ||
Балансовая прибыль | ||
Налог на прибыль | ||
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия |
Экономическая эффективность капитальных вложений характеризуется сроком их окупаемости и рассчитывается по формуле
года, (№№)
где К – сумма капитальных вложений проектируемого предприятия, тыс. руб.;
П – годовая чистая прибыль, тыс. руб..
Определение предела безубыточности
Анализ рисков
1 Возможные риски и источники их возникновения:
1 Коммерческие риски:
ü риск, связанный с реализацией товара
ü риск, связанный с доставкой товара
2 Политические риски:
ü риск, связанный с политической обстановкой в стране (забастовки, войны)
2 Источники возникновения рисков:
ü недостаточное изучение рынка сбыта
ü недооценка конкурентов
ü падение спроса на товар
3 меры по сокращению риска
ü детальное изучение рынка
ü анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
ü страхование имущества
Вывод: в целом можно сказать, что данный проект инвестиционной привлекательностью, т.к. предполагается что год от года кафе будет расширятся, открывать филиалы, увеличивать ассортимент, вводить новые услуги, а следовательно увеличатся и объемы продаж и возрастет прибыль, что является главным для инвестора. Данный проект хорош тем, что в отличие от конкурентов кафе «Блинная» предлагает низкие цены на свою продукцию, высокое качество и оригинальное меню, а также использует высокотехнологичное оборудование, которое позволяет ускорить процесс приготовления блинов, что во многом экономит время занятых покупателей. Настоящий проект является еще и выгодным, т.к. объем затрат данной фирмы не большой и сумма результатов по проекту значительно больше, чем сумма вложенных средств.
Заключение