Требования к результатам освоения содержания учебной дисциплины
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА
Факультет экономики, управления и права
Учебно-методический комплекс
Рабочая программа учебной
дисциплины
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»
для студентов очной и очно-заочной формы обучения
по направлению 030900 «Юриспруденция»
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Автор – составитель:
к.ю.н., профессор Темнов Е. И.
Москва 2012
Темнов Е.И.
Рабочая программа учебной дисциплины для студентов очной и очно-заочной форм обучения по направлению 030900 «Юриспруденция», квалификация (степень) «бакалавр».
Рецензент: Косаренко Н. Н., к.ю.н., доцент кафедры гражданского права «Российской академии адвокатуры и нотариата»
Рабочая учебная программа утверждена на заседании кафедры психологии и управленияНОУ ВПО «Национальный институт бизнеса»
Протокол № 2 от 10.10.12 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи учебной дисциплины………………………………………………. | |
2. Требования к результатам освоения содержания учебной дисциплины………... | |
3. Объем учебной дисциплины и формы учебной работы……………..…………… | |
4. Тематический план…………………………………..……………………………… | |
5. Содержание учебной дисциплины……..………………………………………….. | |
6. Планы семинарских занятий……………………………………………………….. | |
7. Методические указания студентам……..……………………………….…………. | |
8. Словарь основных терминов……………………………………………………….. | |
9.Фонд оценочных средств………………………………………………….………… | |
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины………….……………….. | |
11. Перечень литературы……………………………………………………………… |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа курса «Профессиональная этика» составлена в соответствии с квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 030900 «Юриспруденция», квалификация (степень) «бакалавр».
Дисциплина «Профессиональная этика» преподается на начальном этапе юридического обучения, когда студенты еще не овладели достаточными знаниями по основам правовых и специальных дисциплин и не получили должных навыков в расследовании преступлений, проведении судебного разбирательства и других действий, составляющих профессиональную деятельность юриста. Очевидно, что владение основами знаний по этике, в том числе профессиональной, является одним из важнейших факторов как нравственного, так и профессионального совершенствования личности. В связи с этим, изучение теории профессиональной этики юриста способствует развитию как морального сознания, так и правосознания, наличие которых является неотъемлемой частью профессиональной деятельности юриста.
Целью освоения дисциплины «Профессиональная этика» является:
- формирование у студентов целостное представление о характере и механизме действия норм профессиональной этики юриста, их единстве и взаимодействии с требованиями общественной морали;
- формирование навыки самостоятельной нравственной оценки социальных явлений и способность социально ответственного выбора, в том числе в сфере профессиональной и служебной деятельности.
Задачи изучения дисциплины, научить студента:
-анализировать и оценивать с точки зрения нравственности ситуации, возникающие в сфере действия правовой регуляции;
- анализировать и оценивать нравственные аспекты деятельности участников судопроизводства;
- использовать способы моральной регуляции в своей профессиональной деятельности в целях повышения ее эффективности и, в конечном итоге, осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с предъявляемыми профессиональной этикой требованиями.
Дисциплина «Профессиональная этика» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1.04) и адресована студентам, обучающимся по направлению«Юриспруденция». Ее содержание основано на требованиях действующего законодательства и тесно связано с такими дисциплинами, как «Философия», «Психология», «Теория государства и права». Знания из курса « Профессиональная этика» в последующем будут способствовать успешному изучению ряда правовых дисциплин, в частности: «Уголовного процесса», «Гражданского процесса», «Арбитражного процесса», «Криминалистики», «Юридической психологии».
Особенность дисциплины «Профессиональная этика» состоит в реализации компетентностного подхода, который предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретной ситуации юридической деятельности, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой.
В учебной программе дисциплины «Профессиональная этика» сформулированные конечные результаты обучения находятся в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП с учетом профиля подготовки.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание и структура дисциплины «Профессиональная этика» должны способствовать формированию как общекультурных (ОК), так и профессиональных компетенций (ПК).
общекультурных:
· осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
· способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
· владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
· обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
· имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
· способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
профессиональных:
· способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
· в педагогической деятельности: способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
· способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:основные этические понятия и категории, роль этики в формировании политических и правовых основ современного гражданского общества; персоналии этики в контексте истории и современности; содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности; возможные способы разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста; сущность и особенности этикета в современном обществе, его основные нормы и функции.
уметь:ориентироваться в проблемах теории и истории этики;- оценивать социальные факты и явления с этической точки зрения; применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях; добросовестно выполнять нормы служебного этикета; правильно осуществлять свой собственный моральный выбор.
владеть:категориальным аппаратом этики, умением разрешения нравственных ситуаций и конфликтов; корректным поведением в сфере профессионального и личного общения; навыками оценки своих поступков и поступков окружающих людей с точки зрения норм этики и морали.
Формы контроля.
Текущий контроль: выступления и решение задач на практических занятиях; контрольные работы, промежуточное и итоговое тестирование.
Промежуточная аттестация – зачет.
Формы и методы учебной работы: лекции, семинарские занятия и практические занятия; решение задач; терминологические диктанты; тесты; консультации преподавателя.