Лекция №10. Тема: Ценообразование
Вопросы:
1. Цена и ее функции на предприятии.
2. Ценовая политика.
3. Планирование цен службами маркетинга.
1. Цена и ее функции на предприятии
Во многих словарях цена трактуется как денежное выражение стоимости единицы товара. Можно встретить и такую формулировку: «Цена — это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель — продать».
В условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Это обстоятельство обусловливается многими причинами.
Таблица 1 - Классификация цен
Экономические признаки классификации | Виды цен |
Сфера товарного обращения | На продукцию промышленности На строительную продукцию Закупочные на с/х продукцию Розничные Тарифы грузового и автомобильного транспорта Тарифы на услуги населению |
Стадия товародвижения | Цена производителя Отпускная цена производителя Оптовая Розничная |
Степень свободы изготовителя-государственное регулирование | Свободная рыночная Договорная Регулируемая государственными органами Фиксируемая |
Специальные условия поставки | Учет транспортных, страховых издержек и прочих условий Цены внешнеторговых операций |
При проектировании технически сложных изделий | Равноэффективные Лимитные |
Научно-техническая продукция | Роялти Паушальная цена |
От уровня цены зависят:
- величина прибыли коммерческой организации;
- конкурентоспособность организации и ее продукции;
- финансовая устойчивость предприятия.
Выбор правильной ценовой политики считается достаточно непростым делом и требует создания маркетинговых служб.
Цены выполняют следующие функции:
- информационную;
- распределительную;
- стимулирующую;
- уравновешивающую;
- обеспечения доходности;
- учетную.
Информационная функция — распространение сведений о наличии товара или продукции, об издержках производства, о рынках. Информационная функция цены состоит в доведении до всех участков экономики сведений о складывающейся конъюнктуре рынка по данному товару или нормативных затратах на производство и реализацию товара. Чем достовернее эта информация, тем эффективнее принимаемые на ее основе экономические решения.
Распределительная функция — распределение ресурсов в соответствии с их редкостью между альтернативными производствами в соответствии со стоимостью ресурсов и ценами на готовую продукцию. Распределительная функция цены связана с отклонением цены от стоимости под воздействием рыночных факторов. Эта функция состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода между различными отраслями и сферами производ ства, различными группами населения. Так, высокие розничные цены на предметы роскоши и престижные товары обеспечивают перераспределение денежных доходов определенной части населения при помощи бюджета и формирования социальных фондов.
Стимулирующая — создание заинтересованности предприятий в развитии инновационной деятельности, улучшении качества, снижении издержек и в итоге — стремление повысить конкурентоспособность продукции.
Уравновешивающая — обеспечение равновесия между спросом и предложением. Сущность этой функции заключается в том, что с помощью цен устанавливается равновесие на рынке между спросом и предложением, между производством и потреблением. Если спрос на данный товар превышает предложение, цена повышается.
Обеспечение доходности — не только возмещение издержек производства продукции конкретного наименования, но и по- лучение производителем прибыли при достижении объема производства выше критической точки.
Учетная функция, или функция учета и измерения результатов общественного труда, определяется сущностью цены как денежного выражения ценности благ. В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей. К ним относятся как количественные показатели — валовой внутренний продукт, национальный доход, объем товарооборота, объем производства продукции предприятиями, так и качественные — рентабельность, производительность труда, фондоотдача и т. д.
Ценовая политика
Цены формируются под воздействием двух групп факторов — внутренних и внешних.
К внутренним относятся факторы, которыми можно управлять на уровне предприятия, они полностью зависят от принимаемых руководством предприятия решений.
Внутренние факторы:
а) издержки (снижение затрат на изготовление);
б) технология производства (освоение новых, ресурсосберегающих технологий);
в) конструктивное исполнение (совершенствование конструктивных параметров продукции);
г) организация сервиса проданных изделий (организация послепродажного обслуживания продукции, расходующей свой ресурс в процессе эксплуатации);
д) реклама и продвижение товаров на рынок.
Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия. Их влияние и степень воздействия на цены продукции предприятия определяются изменением общеэкономических условий в стране и за ее пределами, наличием на рынке и доступностью основных ресурсов.
Внешние факторы:
1) спрос и предложение;
2) конкуренция или монополия на рынке;
3) масштаб государственного регулирования;
4) система налогообложения и степень налоговой нагрузки
на предприятия;
5) доступность факторов производства;
6) уровень инфляции;
7) протекционистская политика государства.
Структура национальных цен в различных странах по форме одинакова. Она включает издержки и прибыль предприятия, торговые надбавки (скидки), косвенные налоги, другие составляющие, как например транспортные издержки или затраты по страхованию (таблица 1). Вместе с тем следует иметь в виду, что расчет каждого из названных элементов национальных цен специфичен в отдельных странах.
Отпускная цена предприятия — цена (тариф), применяемая субъектами хозяйствования в расчетах за поставляемую продукцию или услуги (работы) со всеми покупателями, за исключением населения.
Оптовая надбавка — надбавка, образующаяся в оптовом звене сферы обращения. Предназначена для компенсации рас-ходов, связанных с операциями купли-продажи и получением прибыли. Устанавливается по соглашению сторон — оптовых и розничных предприятий. Уполномоченные органы государственного управления могут устанавливать ограничение размеров оптовой надбавки.
Таблица 1 - Принципиальная схема формирования отпускной цены предприятия, оптовой и розничной цен
Затраты на производство и реализацию продукции | Прибыль предприятия | Налоги, включаемые в цену | Оптовая надбавка | Торговая надбавка |
Отпускная цена предприятия | ||||
Оптовая цена сбытовых организаций | ||||
Розничная цена торговых предприятий |
Оптовая цена — цена первого оптового покупателя, или первого покупателя, завезшего товар из-за пределов страны.
Торговая надбавка — надбавка, устанавливаемая торговыми или иными предприятиями при реализации продукции населению. Предназначена для покрытия расходов торговых предприятий, связанных с продажей продукции в розницу, и получения прибыли от этих операций. Уполномоченные органы государственного управления могут устанавливать ограничение размеров торговой надбавки.
Розничная цена — цена, по которой товар реализуется населению. Фиксированная розничная цена устанавливается органами ценообразования. Свободная розничная цена формируется розничными торговыми предприятиями исходя из отпускной цены с добавлением торговой надбавки в установленных размерах.
Большинство предприятий в своей практической работе часто сталкиваются с необходимостью принятия решений по установлению цен на производимую продукцию. Эта проблема возникает в следующих случаях:
1). Цена устанавливается впервые, например, при выпуске на рынок новой продукции или начале продажи производимой продукции на новом рынке, каковым может быть и экспортный рынок.
2). Обстоятельства принуждают предприятие принять решение об изменении цены.
В этом случае, если цены изменяют конкуренты, предстоит решить вопрос, следует ли также изменить цену на свой товар. Ценовая политика предприятия строится на основании поставленных целей. Это обусловливает применение альтернативных методов ценообразования. Выбор метода зависит от характера товара, степени его новизны, дифференциации по качественным характеристикам, стадии жизненного цикла товара, вида и способа производства. Кроме того, учитываются и внешние факторы: политическая стабильность, уровень инфляции, система государственного регулирования, структура рынка, уровень платежеспособности населения и др.
Цели и задачи, которые стоят перед предприятием при решении вопросов ценообразования, вытекают непосредственно из воздействия окружающей среды, из анализа рынка, положения на нем предприятия, его конкурентной позиции и других факторов. Поэтому предприятие может ставить перед собой не одну, а несколько целей, как краткосрочного, так и долгосрочного характера (таблица 2).
Таблица 2 - Классификация целей и задач ценообразования
Цели | Задачи | Уровень цен | |
Краткосрочные | Выживаемость | Сохранение существующего положения на рынке | Низкий(тенденция к понижению) |
Обеспечение окупаемости затрат | |||
Получение высокой прибыли | Быстрое получение выручки (денежных средств) | Высокий (тенденция к росту) | |
Максимизация текущей прибыли | |||
Долгосрочные | Обеспечение высокого качества | Сохранение лидерства по качеству | Высокий |
Завоевание лидерства по качеству | |||
Максимизация сбыта | Увеличение объема продаж | Низкий | |
Завоевание лидерства в сегменте рынка |
На практике используются различные методы установления цен. При этом учитываются различные группы факторов, оказывающие влияние на стратегию ценообразования и на принятие конкретных решений. В специальной литературе по ценообразованию рассматриваются следующие факторы:
1)позиция и цели предприятия на рынке;
2) издержки, или фактор затрат фактор спроса и предложения;
3) жизненный цикл продукта (степень новизны продукции);
4) фактор полезности;
5) структура рынка;
6) государственное воздействие на ценообразование.
В рыночной экономике важное значение имеет фактор спроса и предложения, на его основе определяется равновесная цена. В состав издержек входят затраты как зависящие, так и не висящие от деятельности предприятия. Ценовая политика предприятия зависит от того, на какой фазе жизненного цикла находится товар. Цена на фазе внедрения нового товара, как правило, высокая; на фазе роста - несколько ниже; на фазе зрелости и упадка она продолжает снижаться.
Максимальная цена товара определяется спросом, минимальная — издержками производства. Но значительное влияние на цену товара оказывают цены и качество товаров конкурентов. С этой целью могут осуществляться сравнительные покупки, на основе анализа которых делается заключение о качестве и цене продукции конкурентов.
В условиях конкуренции предприниматели при реализации своей продукции стремятся найти так называемую оптимальную цену товара. Реальная цена товара определяется на рынке на основе сопоставления спроса и предложения. Важно, чтобы оптимальная цена, рассчитанная предприятием, стремилась к уровню реальной цены.