Тема 11. Ценообразование в туризме

Сущность цены как экономической категории. Функции цены: учетная, стимулирующая, распределительная, балансирующая. Роль и значение цены на рынке туристских услуг. Принципы ценообразования. Классификация цен. Виды цен. Ценовая политика в туризме. Методология и методики ценообразования. Влияние особенностей рынка туристских продуктов и услуг на методологию ценообразования. Стратегия ценообразования в туризме и механизм ее реализации. Факторы, влияющие на уровень цен в туризме. Порядок ценообразования в туризме. Определение целей ценовой политики, спроса. Оценка издержек производства. Анализ цен конкурентов. Методы ценообразования. Методика расчета цены туристского продукта, услуги. Понятие “свободная цена” и особенности ее формирования в туризме. Структура цены туристского продукта и характеристика ее элементов. Формирование окончательного (продажного) уровня цены.

Тема 12. Доход, прибыль и рентабельность туристского

Предприятия

Экономическая сущность дохода. Источники образования дохода. Понятие выручки от реализации туристского продукта, услуги. Выручка от реализации — как важнейший источник формирования дохода туристского предприятия. Особенности и характеристика других видов доходов. Факторы, влияющие на доходы туристского предприятия. Анализ и прогнозирование дохода туристских предприятий.

Прибыль туристского предприятия как экономическая категория и ее сущность. Функции прибыли и их содержание. Виды прибыли. Методика их расчета. Формирование прибыли и факторы, влияющие на ее размер. Принципы и порядок распределения прибыли на туристском предприятии. Направления использования прибыли. Основные пути увеличения прибыли на туристском предприятии. Анализ и планирование прибыли. Управление прибыльностью туристского предприятия.

Понятие рентабельности туристского предприятия, продукта, услуги. Методы определения рентабельности. Расчет и оценка влияния основных факторов на рентабельность. Пути повышения рентабельности.

Тема 13. Анализ хозяйственной деятельности туристского

Предприятия

Понятие анализа хозяйственной деятельности. Экономический анализ как важнейшее условие поиска путей эффективной деятельности туристского предприятия. Содержание и задачи анализа хозяйственной деятельности. Принципы анализа. Виды анализа: предварительный, последующий, оперативный (текущий), периодический, внутренний и внешний. Методика анализа хозяйственной деятельности. Способы анализа.

Анализ финансового состояния туристского предприятия. Цель и задачи анализа финансового состояния. Основные источники информации для анализа финансового состояния. Баланс туристского предприятия. Отчет о прибылях и убытках; результаты ревизий, проверок; данные статистической отчетности и оперативного учета. Баланс как объект анализа финансовой деятельности туристского предприятия. Содержание баланса и взаимосвязь его статей.

Система показателей финансового состояния туристского предприятия. Показатели финансовой устойчивости; платежеспособности; деловой активности; прибыльности и рентабельности предприятия и методика их расчета. Понятие запаса финансовой прочности предприятия и его предельные характеристики. Методика расчета порога рентабельности или точки безубыточности. Анализ факторов, влияющих на финансовое состояние. Резервы и пути укрепления финансовой устойчивости туристского предприятия.

Тема 14. Планирование деятельности туристского предприятия

Сущность планирования. Цели и основные задачи планирования. Принципы планирования. Классификация видов планирования по определенным признакам. Текущее, перспективное, стратегическое планирование. Способы координации и организации работы по планированию. Методы планирования. Количественные и качественные показатели и их сопоставимость в планировании. Этапы планирования. Структура плана туристского предприятия и характеристика его разделов.

Финансовое планирование. Структура финансового плана. Проверочная (шахматная) таблица. Платежный календарь туристского предприятия. Сводная аналитическая записка. Методы финансового планирования и их сущность.

Бизнес-планирование. Бизнес-план туристского предприятия, их типы. Модель построения бизнес-плана туристского предприятия. Методические рекомендации по составлению бизнес-плана.
Финансовая служба туристского предприятия как основное структурное подразделение в системе процесса планирования.

Литература

по дисциплине «Экономика туризма»

1. Балабанов, И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 1999.

2. Боголюбов, В. С. Экономика туризма: учебное пособие для студ., обучающихся по спец. "Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства" / В. С. Боголюбов, В. П. Орловская. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008. - 192 с. - (Высшее профессиональное образование) (Туризм). - Библиогр.: с. 186-188.

3. Борисова, Ю. И., Гаранин Н. И. и др. Экономика туризма. – М.: 1996.

4. Горбылева, З. М. Экономика туризма: Учеб. пособие для студ. спец. "Экономика и управление на предприятии" учреждений, обеспечивающих получение высш. образования. - Мн.: БГЭУ, 2004. - 478с. -

5. Здоров, А. Б.Экономика туризма: учебник по спец. "Менеджмент организации" / Рос. междунар. академия туризма. - Москва: Финансы и статистика, 2007. - 267 с. - Библиогр.: с. 263-264. - ISBN 5-279-02729-4.

6. Ильина, Е. Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы: Учебник для студ.вузов туристского профиля / Е.Н.Ильина; Рос.междунар.академия туризма. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 192с. - Библиогр.:с.188-189.

7. Карпова, Г. А. Экономика современного туризма. – М.; СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 1998.

8. Квартальнов, В. А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000.

9. Тёмный, Ю.В., Тёмная Л.Р. Экономика туризма. – М.: Советский спорт, 2003.

10. Туризм и отраслевые системы: Учебник для студ.вузов туристского профиля / Междунар.кафедра ЮНЕСКО по культурн.туризму в целях мира и развития. Российская междунар.академия туризма. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 272с. - (Менеджмент туризма). - Библиогр.: с.268.

11. Туризм и туристские ресурсы в Республике Беларусь: статистический сборник / [редкол.: В. С. Метеж (пред.) [и др.]]: М-во статистики и анализа РБ. - Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2005. - 88 с.

12. Шахнович,С. В. Экономика и организация туризма: курс лекций / под ред. С. В. Шахновича: М-во образования РБ, УО "Витебский гос. ун-т им. П. М. Машерова", Каф. экон. теории. - Витебск: УО "ВГУ им. П. М. Машерова", 2008. - 262 с. - Библиогр.: с. 261-262. - ISBN 978-985-425-930-7.

13. Экономика туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001

14. Здоров, А.Б. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2004.

15. Основы туристской деятельности: Учебник для лицеев, колледжей и средних специальных учебных заведений туристского профиля / Российская международная Академия туризма; Сост. Ильина Е.Н. - М.: Советский спорт, 2000. - 200с. - Библиогр.:с.197

16. Темный, Ю. В. Введение в экономику туризма: Учеб.пособие для вузов туристского профиля / РМАТ-Туристский университет. Волжско-Камский филиал. - М.: Советский спорт, 2001. - 184с. - Библиогр.:с.181.

17. Туризм и региональное развитие: Материалы II Международной научно-практической конференции 14-15 мая 2002 г. / Смоленский гуманит.ун-т; Ред. кол.: Л.Ю.Мажар (отв. ред.) и др. - Смоленск: Универсум, 2002. - 419с.

18. Туризм и туристские ресурсы в Республике Беларусь: статистический сборник / [редкол.: В. С. Метеж (пред.) [и др.]]: М-во статистики и анализа РБ. - Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2005. - 88 с.

19. Туристская энциклопедия Беларуси / [редкол.: Г. П. Пашков [и др.] сост.: Л. В. Ловчая, Т. И. Жуковская]: под общ. ред. И. И. Пирожника . - Минск: БелЭн, 2007. - 648 с.: ил., карт. - Библиогр.: с. 647 . - Major sights of Belarus: с. 633-646. - Авт. указаны на обороте тит. л.

20. Энциклопедия туризма [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Москва: Медиа, 2000. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Windows 95/98/ME/2000/XP, Celeron 300 Mhz, 64 MB RAM, CD-ROM. - Загл. с этикетки диска.

21. Яковлев, Г. А. Экономика и статистика туризма: Учеб.пособие / Г.А.Яковлев. - М.: Изд-во РДЛ, 2002. - 240с. - Библиогр.:с.236.

Вопросы к государственному комплексному экзамену

по дисциплине «Экономика туризма»

1. Экономика туризма в системе экономических наук. История развития туризма, его сущность, экономическое содержание и место в народнохозяйственном комплексе

2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды и разновидности туризма

3. Предмет экономики туризма

4. Туризм как динамичная экономическая система

5. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государства

6. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства

7. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма

8. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы

9. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций

10. Сущность, содержание и функции туристического рынка

11. Субъекты туристского рынка и их взаимодействие

12. Туристское предприятие его цели, задачи, характерные черты и функции. Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий

13. Хозяйственный расчет как метод хозяйствования. Его принципы и формы

14. Основные фонды турфирмы их экономическая сущность и назначение

15. Оборотные фонды турфирмы их сущность и назначение

16. Сущность и особенности труда в туризме

17. Оплата труда в туризме

18. Финансовые ресурсы, их сущность и роль в организации деятельности туристского предприятия

19. Инвестиционная деятельность туристского предприятия

20. Сущность, структура и состав издержек производства в туризме

21. Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта

22. Управление издержками производства туристского предприятия. Экономия издержек — основа конкурентоспособности туристских предприятий

23. Сущность виды и характеристика налогов. Особенности налогообложения туристских предприятий

24. Сущность цены ее функции и принципы ценообразования. Роль государства в регулировании цен

25. Классификация цен на их виды и разновидности по экономическим признакам

26. Ценовая политика, принципы, методология и стратегия ценообразования в туризме

27. Доход туристского предприятия

28. Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристского предприятия

29. Рентабельность туристского предприятия и методы ее определения

30. Содержание экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия

31. Анализ финансового состояния туристского предприятия. Система показателей финансового состояния туристского предприятия

32. Пути улучшения финансовой устойчивости туристского предприятия

33. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды

34. Стратегическое планирование и его этапы

35. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия

Наши рекомендации