Характеристика основных форм бухгалтерской отчетности
Формы бухгалтерской отчетности имеют заголовочную часть, в которой содержатся название формы и указание отчетной даты или отчетного периода, полное наименование предприятия, вид его деятельности в соответствии с отраслевой классификацией, идентификационный номер налогоплательщика, организационно-правовая форма, полный почтовый адрес; дата утверждения годовой отчетности и дата отправки (передачи); единица измерения баланса; государственные и муниципальные унитарные предприятия указывают также наименование органа, который координирует и регулирует их деятельность.
Бухгалтерская отчетность может составляться и представляться в тысячах или в миллионах рублей (в обоих случаях без десятичных знаков), или в целых рублях, если суммы отчетных показателей незначительны, как это может быть у малых предприятий или у общественных организаций.
Бухгалтерский баланс (форма № 1) – это способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе организации по составу имущества с одной стороны и источникам – с другой в денежной оценке на определенную дату. Бухгалтерский баланс строится на основе ключевого приема бухгалтерского учета — балансового равновесия, что выражается в равенстве итогов двух его частей — актива и пассива. Форма балансовой таблицы должна соответствовать требованию наглядности (обозримости), поэтому баланс представляется в достаточно сжатом виде.
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) – является второй составляющей бухгалтерской отчетности, который в соответствии с основной задачей бухгалтерского учета должен дать «полную и достоверную информацию о деятельности организации…». Финансовый результат в отчете о прибылях и убытках определяется как разница между сальдо доходов и расходов отчетного периода нарастающим итогом с начала года до отчетной даты, а сам отчет является отчетом за определенный период.
Отчет о прибылях и убытках содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года. Результатом данного сравнения является валовая (балансовая) прибыль или убытки за период.
Для инвесторов и аналитиков отчет о прибылях и убытках (финансовых результатах) во многих отношениях документ более важный, чем баланс предприятия, поскольку в нем содержится не застывшая, одномоментная, а динамическая информация о том, каких успехов достигло предприятие в течение года и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы его деятельности.
Отчет об изменениях капитала (форма № 3) – имеет целью предоставление информации об источниках формирования собственного капитала организации за отчетный период и причинах его изменения. Поэлементный анализ данного отчета позволяет охарактеризовать способность организации к самофинансированию и наращению капитала. В зависимости от причин изменения статей отчета может быть оценен вклад собственного капитала в формирование активов.
Отчет состоит из трех разделов (I. «Капитал», II. «Резервы предстоящих расходов», III. « Оценочные резервы»), каждый из которых предполагает детализацию исходя из учредительных документов и установленной учетной политики. Кроме того, в этой форме предусмотрена справочная информация, в которой раскрываются факторы, повлиявшие на увеличение или уменьшение капитала за отчетный и предыдущий периоды.
Отчет о движении денежных средств (форма № 4).Назначение отчета о движении денежных средств состоит в том, чтобы обеспечить пользователей информацией, позволяющей контролировать денежные потоки, т.е. поступления и платежи, за истекший период и принимать решения об управлении денежными средствами в будущем. Эта отчетная форма появилась значительно позднее ее традиционных предшественников — баланса и отчета о прибылях и убытках. Для акционеров, кредиторов, менеджеров и финансовых аналитиков всегда актуальными являются следующие вопросы:
• способно ли предприятие быстро обеспечить погашение краткосрочных обязательств и поддерживать свою платежеспособность на перспективу;
• за счет каких операций идет приток денежных средств: поступают ли деньги в результате текущих хозяйственных операций в виде выручки от покупателей за проданную им продукцию, за счет банковских кредитов либо от взносов акционеров и учредителей;
• какие пути должно выбрать предприятие для аккумулирования денежных средств для расширения деловой активности: продать часть имущества, сократить сроки расчетов с покупателями или добиваться продления сроков кредитования со стороны поставщиков;
• почему имеются расхождения между суммой чистой прибыли и суммой поступления денежных средств и почему предприятие, показывающее бухгалтерскую прибыль, может столкнуться с дефицитом денежной наличности?
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).Приложение состоит из нескольких разделов, которые содержат пояснения и расшифровки некоторых статей баланса и отчета о прибылях и убытках. Показатели, включенные в рекомендуемый образец этой формы, могут представляться предприятием в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включаться в пояснительную записку.